Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Герои и предатели

Об уроках Украинской революции (1917—1921 гг.), повторившихся в 2014 году, рассуждает председатель ОУН Богдан ЧЕРВАК
23 июня, 11:41
УКРАИНСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ В КИЕВЕ. ВЕСНА 1917 Г. / ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ УКРАИНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1917—1921 ГГ.)

Недавно Организация украинских националистов передала из своих архивов Музею Украинской революции 1917—1921 гг. личные вещи и документы полковника армии УНР, первого председателя ОУН (с 1929 года) Евгения Коновальца.

Именно об этих исторических реликвиях, уроках Украинской революции, столетие которой мы отмечаем в нынешнем году, о легендарных фигурах, имена которых на длительные времена незаслуженно были забыты нашими современниками, «День» хотел поговорить с руководителем ОУН Богданом Черваком. Но тему нашего разговора скорректировали события вокруг музея.

В начале июня общественности стало известно, что департамент коммунальной собственности Киевской городской государственной администрации направил предписание Музея Украинской революции 1917—1921 года выселиться из Киевского городского дома учителя до ноября 2017 года в связи с реконструкцией помещения. В ограничении доступа к зданию Центральной Рады общественность видит угрозу приватизации и дальнейшего строительства на месте исторического здания торгово-развлекательного центра, а потому развернула акцию в защиту музея и здания Центральной Рады. Одними из первых эту акцию поддержали украинские националисты во главе с председателем организации Богданом Черваком.

«ИЗ-ЗА АГРЕССИИ РОССИИ МЫ ПОТЕРЯЛИ УКРАИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1921 ГОДУ»

— Богдан Остапович, неужели в «Год 100-летия Украинской революции» может исчезнуть музей ее имени?

— Общественность пугает прежде всего неопределенность с будущим музея. Ведь никто не объяснил, останется ли после реконструкции в здании Центральной Рады Музей Украинской революции, или там появятся новые бизнес-хозяева, — говорит Богдан Червак. — Но думаю, что разрушить здание в год столетия Украинской революции, являющийся символом этой революции, никто не посмеет.

Почему так важно сохранить это здание в его первоначальном виде? Потому что это знаковое место, сто лет тому назад в этом здании находилось правительство Украинской народной республики, там были кабинеты глав Украинского государства. Очень гармонично вписался в это помещение Музей Украинской революции, в котором упорядочены и систематизированы многочисленные документы времени всех периодов УНР и Украинской революции, воспроизведен дух той эпохи. Но самое главное — экспозиция музея иллюстрирует масштабность Украинской революции, показывает, что она охватила всю территорию Украины. Ведь у нас до сих пор бытует мысль, что Центральная Рада, Гетманат, Директория — это сугубо киевские явления, а не события всей Украины. А это не так.

Кстати, у нас было намерение расширять сотрудничество ОУН с музеем. В частности в этом году будем отмечать 25 лет, когда последний президент УНР в изгнании и пятый председатель ОУН Николай Плавьюк передал свои полномочия президенту Леониду Кравчуку, что засвидетельствовало преемственность современной Украины с УНР. В Архиве ОУН хранятся некоторые документы и артефакты тех времен, которые, без сомнения, заинтересовали бы широкую общественность и которые мы хотели передать музею.

В то же время мы надеялась на помощь научных работников музея в поисках артефактов, которые где-то исчезли. Например, до сих пор неизвестна судьба атрибутов государственности УНР, которые Н. Плавьюк торжественно отдал Л. Кравчуку. Их мы еще видели в администрации Л. Кучмы и В. Ющенко. Но уже в администрации Януковича их не было. А это атрибуты времен Ивана Мазепы. Они не могут украшать какую-то личную коллекцию, потому что принадлежат украинской нации.

В Архиве ОУН хранится вся переписка полковника Андрея Мельника с Евгением Коновальцем, другими выдающимися деятелями УНР и ОУН. Часть этих документов также планировалось передать Музею украинской революции.

— В апреле—декабре 1918-го в период Гетманата Украинское государство, контролируя наибольшую за все время Украинской революции территорию, вело переговоры о вхождении в свой состав Крыма и Кубани, где проживало большое количество украиноязычного населения. И большинство украинцев его в этом стремлении поддерживало. Многие ли украинцы знают о том, что Украинское государство 1918 года было признано 30 странами мира, а это почти половина существующих государств на то время! Впрочем, российские идеологи до сих пор твердят, что Украина никогда не имела своего государства и опыта создания государства.

— УНР имела свою армию, собственную денежную единицу, органы государственной власти, флаг, герб, международное признание. Это было государство, которое состоялось, но которое мы, к сожалению, не смогли сохранить. И это знают и понимают наши враги. Поэтому вся пропаганда так называемого «русского мира» направлена на то, чтобы доказывать миру, что Украина якобы не имела своей государственности и все, что есть сегодня, это временное. История же Украинской революции, в частности УНР, разрушает эти стереотипы. Она показывает, что украинцы имели свое государство уже в начале ХХ столетия, мы его провозгласили, мы боролись за него с оружием в руках, но из-за агрессии России мы его потеряли. Фактически, в 1991 году была восстановлена независимость Украины, истоки которой достигают времен УНР.

ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛЕЦ ПРОТИВ ПРОПАГАНДЫ «РУССКОГО МИРА»

— Но люди старшего поколения даже термина такого «Украинская революция» не знают. Советская историография вычеркнула это понятие  из учебников, из сознания украинцев...

— Коммунистическая, а впоследствии московская пропаганда допускают лишь негативную трактовку событий, происходивших в Украине в 1917—1921 году. Такие фигуры, как Грушевский, Петлюра и Коновалец, называются «врагами украинского народа» или представителями «украинского буржуазного национализма», что для «русского мира» равнозначно первому. Основные события, согласно трактовке советской и московской историографии, происходили только в Петербурге и Москве. В действительности же масштабность событий, которые развернулись в 1917—1921 годах в Киеве и на территории Украины, дает полное право называть их Украинской революцией. В Киеве в эти дни на улицы выходили сотни тысяч людей. Есть фотографии, есть другие документальные свидетельства тех времен.

Целью событий в России было сохранить империю, немножко осовременить ее, но сохранить. В то же время целью Украинской революции было создать Украинское Государство. Если в І Универсале Украинский Центральная Рада заявила о политической цели — получении украинской автономии в составе демократической федеральной Русской республики, то ІІІ Универсалом УЦР провозгласила Украинскую Народную Республику (УНР), и почти сразу молодое Украинское Государство почувствовало российскую большевистскую агрессию. Именно в разгаре боевых действий ІV Универсалом Центральной Рады была провозглашена независимость УНР от России. И снова мы можем провести аналогию с современными событиями.

— Чем больше обнародованных исторических фактов — тем больше развенчанных советских мифов. В частности, о раздоре украинской Галичины и центральной Украины. На тех же фотографиях 22 января 1919 акт Объединения Украинской Народной Республики с Западно-Украинской Народной Республикой (ЗУНР), засвидетельствовавший волю украинского народа к Соборности, на Софийской площади приветствовали сотни тысяч киевлян. Такую огромную толпу людей я видела собственными глазами уже на киевском Майдане в 2014 году. Но и тогда, как и сто лет тому назад, российская пропаганда навязывала мысль о том, что на Майдане стоят лишь галичане, а киевляне его не поддерживают. Меняются времена, а пропагандистские технологии, как и раньше, замешиваются на лжи.

— Именно Музей Украинской революции 1917—1921 годов систематизировал эти знания и документы. Поэтому такое внимание к нему, такое внимание к событиям, которые происходили сто лет тому назад и оказались такими созвучными событиям новейшей истории Украины.

Еще одна очень важная деталь — музейные экспозиции восстанавливают историческую справедливость, рассказывая о людях, которые являются символами этой революции. Мы, как правило, знаем лишь имена Грушевского и Винниченко. Еще говорили о Петлюре, осторожно, но говорили. Научные работники музея собрали информацию, документы обо всех выдающихся личностях, которые формировали Украинское государство 100 лет тому назад, чьи имена по причине идеологических рассуждений замалчивались. Их вклад в Украинскую революцию огромен и о них нужно напоминать.

Это в первую очередь полковник армии УНР, первый председатель ОУН Евгений Коновалец. Если рассмотреть внимательно фото тех времен, то вы увидите: везде, где Грушевский и Винниченко, там обязательно есть Коновалец и Петлюра, от решений которых зависела судьба других людей, судьба государства. Но поскольку Коновалец позже возглавил ОУН, то уже считалось, что о нем не нужно вспоминать.

Во время Украинской революции было много людей, которые не имели идеологического стержня, попадали под влияние враждебной идеологии, по моему мнению, таковой была идеология социализма. Создается впечатление, что во время УНР мы были ослеплены идеями социализма и потому оказались беспомощными, легко поддавались влиянию Москвы. Однако жизнь и борьба Коновальца отрицает этот стереотип. Он один из тех, в биографии которого, в отличие, скажем, от Грушевского, Винниченко или даже Донцова, вы не найдете ни одного момента, который свидетельствовал бы о его непоследовательности. Все важные государственные решения он принимал исключительно в интересах нации и независимости Украины. И никакие другие идеологические влияния на него не оказывали влияния. Таких фигур в нашей истории, кстати, очень мало.

Вот, например, Иван Франко. У него долгая жизнь, он прошел большой эволюционный мировоззренческий путь: был социалистом, социал-демократом, либералом, атеистом, потом стал национал-демократом, националистом и глубоко верующим человеком. Исторических фигур, которые были целостными, раз и навсегда избрали свой путь, очень мало. И один среди них              — полковник Евгений Коновалец. Галицко-буковинский курень сечевых стрельцов, который он возглавлял, был одним из самых боеспособных воинских подразделений тогдашних украинских вооруженных сил. Все попытки большевистских агитаторов разбалансировать его изнутри не имели результата, более того — те агитаторы боялись к куреню приближаться, потому что такого агитатора сразу расстреливали.

Во время УНР очень остро стоял вопрос охраны правительственных помещений, потому их очень часто захватывали какие-то провокаторы или откровенные российские диверсанты. Единственное подразделение, которое могло обеспечить охрану — это подразделение Евгения Коновальца, его бойцы были дисциплинированными, верными присяге. То есть фактически Галицко-буковинский курень сечевых стрельцов стал прообразом современной Национальной гвардии Украины.

ПЕРВАЯ ОПЕРАЦИЯ «ШАТУН» БЫЛА АПРОБИРОВАНА НА ЗАВОДЕ «АРСЕНАЛ»

— «Человеком из шелка и стали» назвал поэт Евгений Маланюк другого активного деятеля Украинской революции, который после гибели Коновальца возглавил ОУН, — полковника Андрея Мельника.

— Имя полковника армии УНР Андрея Мельника тоже неотъемлемо от истории Украинской революции. Именно Мельник на корню придушил антиукраинский мятеж, который происходил на заводе «Арсенал» в Киеве. Я уже когда-то говорил, что первая спецоперация «шатун» была апробирована именно во время УНР, когда большевики подняли бунт на заводе «Арсенал», пытаясь расшатать политическую ситуацию так, чтобы российские оккупационные войска, стоявшие где-то под Черниговом, зашли и оккупировали Киев. Тогда появился вопрос, как этот мятеж нейтрализовать. Руководство УНР считало, что это можно сделать путем переговоров, но Мельник и Коновалец заявили, что нет времени на разговоры с врагами Украины. Вести переговоры             — значит потерять время, потерять Украину. Поэтому все мятежники были либо арестованы, либо ликвидированы. Такие жесткие меры против тогдашних «сепаратистов» имели результат — мятеж был подавлен.

Сегодня на месте этих событий около станции метро «Арсенальная» стоит пушка. Ее установили в советские времена как символ прославления большевиков. Парадокс заключается в том, что именно отсюда Андрей Мельник отдавал приказы сечевым стрелкам расстреливать мятежников. Полковник Андрей Мельник прожил долгую жизнь. Ему пришлось возглавить ОУН во время Второй мировой войны. В эмиграции он создал Мировой конгресс свободных украинцев. Но всегда к нему обращались «пане полковнику». Это было уважение за его выдающуюся роль в событиях Украинской революции.

— Недавно ОУН передала Музею Украинской революции документы и личные вещи полковника Евгения Коновальца. Расскажите об этих экспонатах. Как они попали к ОУН?

— Среди переданных артефактов — паспорт Евгения Коновальца, выданный Литвой, страной, которая предоставила гражданство украинскому националисту, преследуемому сталинским режимом, личные часы. А еще особая реликвия — настольный Крест, который в течение нескольких поколений передавался в семье от отца к сыну. Евгений Коновалец был глубоко верующим христианином. Этот Крест сопровождал его во всех поездках. В фатальный день, когда он пошел на встречу с агентом НКВД Судоплатовым, выдававшем себя за участника антисоветского подполья, Коновалец оставил реликвию в гостинице в Роттердам.

После гибели Евгения Коновальца все личные вещи лидера украинских националистов перешли к ОУН. С того времени появилась традиция приносить присягу члена ОУН, держа руку на Распятии Коновальц. Таким образом присягали участники Походных Групп ОУН во время Второй мировой войны. Это символ нашей борьбы. Я хорошо помню, когда мой предшественник Николай Плавьюк доставал Распятие, клал на стол рядом с Библией и говорил, что здесь не хватает еще одного атрибута, который всегда был в ОУН — оружия. Но тогда мы жили в мирное время, потому оружие было уже не нужно. Но вот что интересно и важно, когда в 2014 году началась московско-украинская война, и мы начали принимать присягу у бойцов ОУН на военном полигоне близ Житомира, то уже рядом с Библией и Распятием снова появилось оружие. Эту традицию возобновил Василий Киндрацкий, боец батальона ОУН, который два года тому назад погиб в бою с московскими оккупантами на шахте Бутовка возле Водяного.

— Какие уроки революции 1917—1921 годов мы должны усвоить в первую очередь?

— Уроки нужно извлекать из ошибок, которые мы допустили сто лет тому назад. Самая первая из них — отсутствие единства в политическом руководстве тогдашнего государства, чем успешно воспользовалась Москва. К сожалению, этот урок сегодня нами игнорируется. А Москва опять стремится этим воспользоваться, чтобы поработить украинцев и ликвидировать независимость Украины. Но есть примеры, когда мы можем сказать, что сделали выводы из событий Украинской революции. Это, в частности, осознание роли вооруженных сил для защиты государства. Сто лет тому назад ни Грушевский, ни Винниченко, которые были социал-демократами, не уделяли этому особого внимания. Наоборот, убеждали своих соратников и общество в том, что Украинское государство может состояться без своей армии. Логика их была очень простой: к власти в Украине пришли социалисты, а в России — большевики, которые также считают себя левыми, потому социалист с социалистом воевать не будет.

Хотя другое крыло — Коновалец, Петлюра, Михновский считали, что руководствоваться следует в первую очередь национальными интересами. А национальные интересы заключаются в том, что нужно иметь свое государство, а защищать государство должна собственная армия. К сожалению, позиция Винниченко и Грушевского победила, а следовательно не удалось построить сильную армию, в результате чего мы потеряли свое государство.

Мы тот урок усвоили, и уже нет дискуссий, нужна ли Украине Украинская армия. Однако возник другой вопрос — какой по духу должна быть эта армия. И здесь тоже не нужно забывать уроки истории. Сохранились документы о том, как легко большевики проводили свою агитацию в военных частях. Два-три агитаторы беспрепятственно заходили в украинский курень и говорили о том, что землю нужно вернуть крестьянам, заводы — рабочим, и все это сможет сделать только московское правительство. Украинцы верили, бросали оружие, или совершали еще более позорные шаги — шли воевать за советскую власть.

Почему так происходило? Потому что никто не хотел уделять внимание патриотическому воспитанию, то есть воинские подразделения рассматривалась как институт силы, а не как институт украинского духа, государственности, который должен был унаследовать историю наших побед над врагом. Если мы хотим, чтобы современная Украинская армия была боеспособной, она должна иметь не только новейшую технику, современные средства коммуникации и хорошую выучку. Необходимо позаботиться о том, что имеется в головах украинских генералов и украинских солдат. Если там будет историческая память, связанная с Украинской революцией, с героическими подвигами сечевых стрельцов, а затем — Украинской повстанческой армии, то такая армия будет непобедимой, она сможет отвоевать Донбасс и Крым.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать