Коррупция — на «природе»
Экологи требуют от Министерства экологии изменить систему назначения руководителей нацпарков, которая превращает природные комплексы в бизнес-структуры
О непростом существовании национальных парков в Украине экологи рассказывают давно. То местные органы власти не дают возможности расширять границы природоохранного комплекса, то приходится бороться с браконьерами. Сегодня активисты требуют пересмотреть кадровую политику, согласно которой назначаются руководители национальных парков и заповедников. В 2011 году в Министерстве экологии и природных ресурсов ввели норму, что руководители национальных парков работают на контрактной основе, а перезаключать или продлять их будут ежегодно. В итоге — часто руководителями природно-заповедных объектов становились непрофессионалы. Для чего такая кадровая политика, эксперты, которых мы опросили, единодушно ответили: такая схема открывает возможности для коррупции, когда директора платят в министерство, чтобы остаться на должности, а на местах вводят тарифы за пользование природными ресурсами. Хотя в объектах природно-заповедного фонда подобные вещи запрещает закон.
Недавно в редакцию «Дня» обратился директор Ужанского национального природного парка. Василий Копач рассказал, что в этом году контракт ему не продлили, хотя он работал в парке с первых дней его основания и имеет 30-летний стаж работы в природоохранной сфере. В Минприроды выдали указ о его увольнении, потому что из района пришло письмо с негативными отзывами о его деятельности. Как процитировал нам Василий Копач, в том письме говорилось, что директор не сотрудничает с сельскими председателями и не выделяет средства на благоустройство. Опять же, в функции объекта природно-заповедного фонда это не входит.
Как рассказал Василий Копач, палки в колеса в их парке давно втыкают местные чиновники. Однажды даже не пустили коллективы художественной самодеятельности на фестиваль «Молочная река», который ежегодно проходит на территории парка. О других конфликтах бывший директор не захотел рассказывать и заверил, что любой из местных экспертов может подтвердить, что репутация у него и парка — незапятнанная. Теперь он ждет июня. Именно тогда в министерстве пообещали провести конкурс на замещение должности директора Ужанского национального парка, его кандидатуру должны рассматривать в первую очередь.
Но дело не в личных конфликтах или недоразумениях, а в том, что практика годовых контрактов кому-то выгодна. И вводилась эта система неспроста. Харьковский эколог Сергей Шапаренко рассказывает, что такая схема давала возможность чиновникам из министерства получать взятки. «Человека брали только на год, в большинстве случаев как исполняющего обязанности. В любой момент его могли снять с должности. Этому директору дается план, сколько он должен денег в Киев направить, если он не справляется, его увольняли. Деньги брали за браконьерство, за вырубку леса. У каждой территории природно-заповедного фонда есть своя специфика, много денег или откатов можно получить на согласованиях выдачи земли или спецразрешений на использование природных ресурсов. В зависимости от того, каким было сотрудничество, контракты продляли или нет», — объясняет эколог.
«ЛЮБОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ НАДО ПЕРЕВОДИТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РУСЛО»
То же самое нам рассказал доктор биологических наук, эколог из Одессы Иван Русев, что контракты — это хорошо настроенная коррупционная схема. «Директора нацпарков работали в таких условиях — против идеи самого парка. Уже четвертый директор работает в Нижнеднестровском национальном парке, уже третий руководитель в НПП «Тузловские лиманы», и это за три последних года. В этих парках есть рыбные ресурсы, директора устанавливают лимиты на лов рыбы, а эти лимиты оплачивают местные рыбаки, причем иногда получают разрешение на рыбалку в незаконных местах. Выпас животных — то же самое, любое пользование природными ресурсами надо выводить в законодательное русло, а сейчас, наоборот, — зарабатывают на этом деньги».
Василий Копач признает, что сегодня объекты природно-заповедного фонда превращаются в бизнес-структуры, а их основная функция сводится только к получению прибылей. «Ведь сейчас какое желание у чиновников? Побольше украсть, поэтому и подчиняют природные объекты более бедным структурам. В прошлом году мы начали расширять территорию парка, а председатель райадминистрации не разрешил, объяснил, что не верит в национальные парки, потому что они все равно со временем будут приватизированы олигархами. Нет в заповедном деле интересов народа, идеологии, искренности и порядочности. Если на первом плане на территории нацпарка видят бизнесовую составляющую, я этого не понимаю», — рассказал Василий Алексеевич.
ИЗ ТРЕХ ДИРЕКТОРОВ — НИ ОДНОГО ПРИРОДООХРАНИТЕЛЯ
Региональные экологи борются за сохранение местных природных комплексов тоже, как могут. Одесская активистка, известный в своем регионе эколог Ирина Выхристюк недавно от имени экологических организаций послала письма губернатору Одещины с просьбой немедленно изменить руководящий состав двух национальных парков: «Нижнеднестровского» и «Тузловских лиманов». Реакция пока нулевая. Такой же ответ и от Министерства экологии и природных ресурсов на обращение общественных организаций. Правда, на 22 мая запланирована встреча министра экологии Андрея Мохныка с общественностью, где как раз планируют обсудить кадровую политику относительно назначения директоров национальных парков и заповедников. Однако в ее эффективность экологи уже не верят.
«Я была на так называемой встрече Мохныка с общественностью, министра не было, он был на заседании правительства, мы дали свои письма и предложения, но после этого — ноль реакции, — рассказывает Ирина Выхристюк и заодно сообщат о ситуации, имевшей место в их местном национальном парке «Тузловские лиманы». — У первого директора нашего парка раньше были свои рыболовные бригады. Он вообще был противником создания национального парка. Сейчас против него открыто криминальное производство, связанное с нарушением действующего законодательства должностными лицами. Сейчас продолжаются следственные действия. Но, поскольку он является депутатом районного совета, чтобы привлечь его к ответственности, необходимо разрешение депутатов областного совета. Потом на эту должность назначили другого человека, тоже без соответствующего образования, раньше этот директор занимался сельским хозяйством, куда входило и возделывание прибрежных полос, что запрещено законом. Сначала он был субъектом, который нарушал природоохранное хозяйство, а здесь он становится руководителем национального парка. Потом назначили третьего директора, для которого основная задача — развить на территории парка свой бизнес. Есть информация, что у него есть туристический бизнес, поэтому для него весьма интересной является Причерноморская коса, которая представляет собой заповедное ядро парка, эта территория отдается природе, человек не должен туда ступать ногой. На рабочем месте его нет, потому что он живет в Киеве и открыто говорит о том, что ездить сюда по 600 километров не собирается. Управляет делами его заместитель, который когда-то работал рыбинспектором».
Сейчас у дирекции парка конфликт с местными рыбаками. Потому что руководство вовремя не оформило с ними лимиты на вылов рыбы (это в объекте природно-заповедного фонда!). Теперь возмущенные рыбаки требуют вообще ликвидировать парк, чтобы иметь свободный доступ к водоемам. Ирина Выхристюк говорит, что ни в коем случае этого не допустят. Но надо проводить разъяснительную работу с местным населением. Эту функцию должен был бы взять на себя директор «Тузловских лиманов». Но, очевидно, руководству не до этого.
Выпуск газеты №:
№90, (2014)