Лучшие, но не идеальные
Учителя оценят 214 макетов учебников и решат, какие из них будут напечатаны. Вопрос финансирования остается нерешеннымЗавершился отбор учебников, оригинал-макеты которых будут принимать участие во втором этапе конкурса МОП. По информации Министерства образования, на рассмотрение экспертов поступило 99 макетов учебников для четвертого класса и 160 — для седьмого класса.
По словам самих экспертов, существенных недостатков в предложенных учебниках нет, но есть некоторые неточности, усложняющие восприятие детьми содержания. Это и послужило причиной негативных оценок, говорит старший научный сотрудник Института математики НАН Украины Александр Барановский, который оценивал учебники по математике для четвертого класса:
«Ярких недостатков я не заметил. В учебниках для четвертого класса трудно допустить грубую ошибку. Ни в одном учебнике не было написано, что 2 + 2 = 5, ведь авторы учебников пишут уже не первый год. То есть знают, как это делать, чтобы и научным представлениям соответствовало, и возрастным особенностям учеников, и утвержденной программе. Поэтому я сделал вывод, что все предложенные учебники соответствуют современным научным представлениям. Только один оригинал-макет я выделил и категорически не рекомендовал использовать в учебном процессе. Там попадались противоречивые данные. К тому же случались еще и языковые ошибки, печатные недостатки... Я подозреваю, что это произошло из-за небрежности авторов или некомпетентности работников издательства. Эти проблемы легко исправить, но они должны были сделать это до того, как подавать учебник на конкурс», — объясняет Александр Барановский.
После рассмотрения учебников экспертами и рецензирования выводы поступали в конкурсную комиссию. Она и занималась принятием решений по результатам экспертной оценки. Комиссия рекомендовала в сумме 214 учебников, в частности 81 — для четвертого и 133 — для седьмого классов. Но, по словам представителей комиссии, не всегда им удавалось отсеять действительно некачественные материалы.
«По закону, при выборе книг мы должны полностью полагаться на экспертные выводы. Но не всегда эти выводы были корректными. Не все подошли к работе ответственно. Мы получали бланки выводов без какого-либо обоснования. Также чрезвычайно распространенной была ситуация, когда замечаний к рукописи отмечалось много, а эксперт все равно рекомендовал эту книгу. Вот, например, анализ рукописи учебника по украинскому языку для седьмого класса издательства «Богдан» содержит 10 позиций замечаний. Среди них и довольно обстоятельные, в частности — наличие идеологических текстов советской эпохи. И после этих выводов эксперт говорит о том, что учебник может использоваться в учебно-воспитательном процессе. Как видим, книга содержит недостатки. Но поскольку эксперт ее рекомендует, мы должны засчитывать этот отзыв как позитивный и также рекомендовать. Вот и получилось, что рекомендованных книг так много. В дальнейшем макеты книг пойдут на рассмотрение учителей, которые будут решать, что печатать, а что нет. Надеемся, они ответственно подойдут к своей работе и ознакомятся с экспертными выводами, которые будут представлены в широком доступе. Учителя имеют возможность учитывать замечания при своей оценке. Имею надежду, что они ею воспользуются», — рассказывает председатель конкурсной комиссии, председатель Наблюдательного совета при МОП Украины Галина Усатенко.
После голосования учителей учебники, которые они выберут, будут напечатаны и направлены в школы. «Все книги при рассмотрении распределения средств получат деньги на печать в соответствии с количеством голосов учителей. Мы допускаем, что какие-то книги наберут недостаточно голосов для полноценного тиража. Если речь будет идти о нескольких десятках или нескольких сотнях необходимых экземпляров, то ни один издатель, ни государство не возьмутся финансировать такой проект. Мы понимаем, что книги, которых нужно будет изготовить 10 или 20 экземпляров, будут высокой себестоимости, поэтому тратить на них средства нецелесообразно», — рассказывает заместитель министра образования Павел Полянский.
Кстати, до сих пор не решен вопрос относительно финансирования печати новых учебников. Как ранее сообщал «День», в этом году на печать книг выделено 63 миллиона гривен. Из них 30 миллионов необходимо отдать издательствам в качестве долга за предыдущие заказы. Остается 33 миллиона, которые, по разъяснениям министерства, составляют 15% от общих потребностей.
«Вопрос финансирования этого проекта до сих пор не решен. Пока что есть три потенциальных источника финансирования. Правительство может найти деньги в бюджете и направить их на книгоиздание. Второй вариант — деньги найдут местные администрации, чтобы проплатить учебники, которые закажут школы области. Третий вариант — открытие Национальным банком специальной кредитной линии через какой-то из частных банков для того, чтобы издатели могли использовать эти средства. Разумеется, все учебники, которые перешли на второй этап, напечатаны не будут. Думаю, учителя проголосуют за известных авторов. Возможно, повезет и нескольким новичкам, которые смогли создать действительно качественный продукт, но это не будет массово», — подытоживает председатель Ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин.
Выпуск газеты №:
№42, (2015)