Перейти к основному содержанию

Недоступный Днепр

Всего 15% береговой линии свободные и комфортные для отдыха киевлян, остальные — с заборами, свалками, застройками и промзонами
09 октября, 11:31
ОБНОВЛЕННАЯ НАБЕРЕЖНАЯ ВБЛИЗИ ПОЧТОВОЙ ПЛОЩАДИ НЕ СТАЛА БОЛЕЕ ДРУЖЕСТВЕННОЙ ДЛЯ КИЕВЛЯН. ПРОГУЛКА С СЕМЬЕЙ ИЛИ ДРУЗЬЯМИ ТУТ, СКОРЕЕ ВСЕГО, НЕ ПРИНЕСЕТ ОСОБОГО УДОВОЛЬСТВИЯ, ВЕДЬ ГУЛЯТЬ ПРИДЕТСЯ НЕ У ВОДЫ, А МЕЖДУ ПАРКОВКОЙ И ТРАССОЙ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Исследовать береговую зону водной артерии столицы участники проекта «Открытый Днепр» сначала попробовали пешком. Потом пересели на велосипеды. Но поняли, что ни ногами, ни на колесах всей картины не увидишь, потому что к некоторым местам невозможно подступиться. И это был первый сигнал, продемонстрировавший, насколько доступны берега Днепра для киевлян или же наоборот — абсолютно закрыты? Поэтому проанализировать ситуацию и понять, что представляет собой береговая линия реки и насколько доступна для граждан, попробовали иным способом — на моторной лодке. Два дня наматывали круги по Днепру, сделали тысячи фотографий, сняли десятки часов видео, потом сопоставляли это с картами, анализировали, обобщали и пришли к выводу, что всего 15% береговой линии свободны, доступны и комфортны для киевлян. Остальные — забаррикадированы, загромождены или скрыты за табличками «Частная собственность».

ОБОЛОНЬ — В ЛИДЕРАХ ПО ДОСТУПНОСТИ

Провести такой круиз по Днепру участники проекта задумали еще несколько лет тому назад, когда в Киев приезжал Энрике Пеньялоса, известный урбанист, бывший мэр столицы Колумбии Боготы. Во время своего визита в нашу столицу он отмечал, что у нас есть жемчужина в центре города, то есть Днепр. Но абсолютно бестолково ее используем, превращая в хайвэи. Набережная — должна быть украшением города, в первую очередь местом для прогулок и отдыха, но никоим образом не автотрассой. У нас же все наоборот.

«Действительно, по берегу Днепра нет возможности прогуляться с семьей, вся береговая линия реки отрезана промзонами, дорогами. В своем исследовании мы не анализировали острова и пляжи, только акваторию Днепра, который протекает непосредственно в городе, — рассказывает о результатах исследований главный редактор «Теxty.org.ua» Роман Кульчинский (именно эта организация инициировала проект «Открытый Днепр»). — Мы определили, что к тем 15% комфортной территории принадлежит Оболонская набережная. Это идеальное место, такой должна быть вся береговая линия. Далее в рейтинге — Русановская и Березняковская набережные, но в этих зонах есть тоже проблемы, они отрезаны от города дорогами. По этой причине на Оболони в 10 раз больше гуляет людей, чем на Русановке и Березняках, это мы считали в один субботний летний вечер».

БЕРЕГ УКРАЛИ КУСТАРНИКИ

Еще 55% берегов Днепра активисты отнесли к проблемной зоне, назвали их псевдонабережными. В этом списке — Набережное шоссе, от Почтовой площади к Наводницкому парку, Набережно-Рыбальская дорога и Днепровская набережная (от Березняков до Осокорков).

Руководитель проекта «Украденный Днепр» Александр Оксимец добавляет, что к участкам с проблемным доступом отнесли и такие места, где кустарники усложняют или делают невозможным доступ к воде, или же берег достаточно загроможден: «Часть набережной вообще недоступна, потому что там заросли кустарников, притом что много жилых массивов, например, Радужный, Троещина. На левом берегу кустарники начинаются на севере и тянутся от Троещины почти до метро «Левобережная», а также к югу от метро «Славутич». На правом берегу в эту категорию зачислили практически весь берег от промзоны на Выдубичах вниз по течению Днепра. Эти места также утрачены для киевлян».

150 ЗАБОРОВ БЕЗВКУСИЦЫ

Третья категория прибрежной зоны (30%) — это берега с закрытым доступом. Наиболее проблемными эксперты считают Рыбацкий остров, заливы Гавань и Теличку на Видубичах, добавляют порты и причалы, яхт-клубы и рестораны. «Это заброшенные промзоны, когда заводы уже не работают, но полуразрушенные здания стоят. Это бесконечные заборы, которыми ограждают новые строительства, что характерно больше для левого берега, больше всего заборов на юге Киева, в районе Осокорки-дачи и Жуков остров. Во время исследования мы насчитали 150 заборов, — рассказывает Роман Кульчинский. — Меня поразило отсутствие вкуса у людей, которые застраивают Днепр. Я увидел всего один дом, сделанный со вкусом на берегу Днепра. Сделано незаконно, но красиво: с газоном, дубами. А все остальное — это нагромождение бетона. Есть рестораны, где люди должны проводить время и получать эстетическое наслаждение, а вокруг них все загромождено, лежат кучи камней, бетона».

И большинство этих заборов и домов появились с нарушением закона, ведь строить можно на расстоянии 100 метров от воды. Однако строят значительно ближе. Как объясняет Александр Оксимец, законодательную норму об ограничении строительства в прибрежной полосе каждый трактует так, как ему выгодно. Например, застройка, существовавшая до принятия этих норм в Водном и Земельном кодексах (1994 год), может продолжать существовать, но новое строительство должно учитывать стометровое ограничение. Однако застройщики воспринимают эту фразу как разрешение распоряжаться берегами Днепра на свое усмотрение. По крайней мере в пределах Киева.

НЕОБХОДИМА РЕНОВАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

По мнению Григория Мельничука, сокоординатора городского Совета по вопросам урбанистики, столице нужно отказываться от промышленного использования Днепра и идти путем европейских городов, когда внедряются проекты реновации территорий около рек. «В Сеуле в миллиард долларов обошелся демонтаж дороги над одной из рек. А в Париже были проведены интересные эксперименты, как приучить людей к тому, чтобы набережная Сены была свободной. Сначала перекрывали дорогу на несколько дней, потом на лето, потом превратили проезжую часть в пляж, и в конечном итоге парижане решили, что хотят иметь не дорогу около воды, а свободную территорию, — рассказывает Мельничук. — А у нас все развязки в городе строились у реки, на набережных, та же Почтовая площадь, мост Патона, Корчеватое. Надеюсь, что со временем изменим эту тенденцию».

Чтобы дождаться изменений, нужно доносить свои идеи до представителей власти. Именно это и собираются делать участники проекта: провести дискуссию с привлечением экономистов, экологов и урбанистов, а наработанные рекомендации потом разослать чиновникам. По мнению Романа Кульчинского, уже сейчас городская власть может предпринимать первые шаги: найти средства в бюджете и избавиться от всех заборов, которые ограничивают доступ к воде, а на их месте обустроить пешеходные дорожки. И если в этот шаг хоть немного верится, при условии, что общественность действительно сильно надавит на власть, то никуда ведь не денутся возведенные на берегу Днепра коттеджи и дачи, вряд ли найдутся средства на демонтаж заброшенных заводов. И откажутся ли застройщики от своих замыслов, начиная или завершая строительство высоток непосредственно возле Днепра, заманивая покупателей именно близостью к воде и тем, что река будет только их? Однозначно, об этой проблеме стоит говорить. Возможно, услышат.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать