Перейти к основному содержанию

Шевченко — в новом формате

Киевский музей готовится к юбилею поэта по-современному: обновляет экспозицию, строит атриум и открывает детский центр творчества. Однако не все согласны с такой модернизацией заведения
10 октября, 11:30

Как известно, будущий год в Украине объявлен годом Тараса Шевченко, а весной исполнится 200 лет со дня рождения великого поэта. В связи с этим в Национальном музее Тараса Шевченко началась реставрация, которую планируют завершить как раз до 9 марта 2014 года. Столичный музей с двумя его филиалами, по сути, является самым крупным шевченковским центром в Украине, где собрана коллекция из 90 тысяч экспонатов, посвященных жизни и творчеству писателя, в том числе и метрическая книга, где значится день и место рождения украинского гения, а также хранится не больше ли всего оригиналов его литературных и художественных работ. Поэтому встретить юбилей поэта с новой экспозицией и в отремонтированном помещении — для сотрудников музея и почитателей слова Шевченко достаточно символично и знаково.

Основная изюмина обновленного музея — это открытие атриума во внутреннем дворике. Именно отсюда планируется сделать основной вход. Автор ремонтно-реставрационного проекта, архитектор Лариса СКОРИК заверила, что кардинально ничего не изменится: «Реконструируется лишь флигель, который находится внутри двора (он был передан музею в 1989 году после последнего капитального ремонта. — Ред.). Перекрывается часть двора, чтобы сделать здесь аванзал, потому что это нищенский и провинциальный музей, в котором, как говорят, люди не могут ни нормально раздеваться, ни почувствовать себя в современном месте».

ЗАЧЕМ МУЗЕЮ ОСОВРЕМЕНИВАТЬСЯ?

Однако не все адепты поэта положительно реагируют на начатую в музее работу. Когорта писателей, среди которых и лауреаты Шевченковской премии, народные художники и культурологи подготовили открытое письмо Президенту Украины и общественности. В нем идет речь, что ремонт музея действительно нужен, но все должно быть выполнено в рамках классического академического музея. Мол, ни в каких современных форматах, стеклянных конструкциях, надстройках или перестройках он не нуждается. Больше всего подписантов обеспокоило то, что осовремениванием музея занимается именно Лариса СКОРИК, которая уже имела дело с возобновлением Национального музея-заповедника «Могила Т.Шевченко» в Каневе. Тогда открытие нового современного музейного комплекса вызвало бурю негативных отзывов. Но вкусы во всех разные, а Каневский музей в настоящий момент работает и принимает посетителей, чего не делал в течение последних шести-семи лет.

«Ни один государственный музей Украины еще не прошел путь осовременивания, как это делают в Европе, — убежден заведующий отделом выставочных экспозиций и связей с общественностью музея Михаил ЗУБАР. — Никто не против традиций, но музей не может оставаться островком ХІХ века. Конечно, заменять экспонаты плазмами мы не собираемся. Но идем к тому, чтобы он стал музеем современного уровня. Ведь новейший музей — это культурный центр, где проводятся литературные вечера, концерты камерной классической музыки, инсталляции, лектории, детские мастер-классы, которые интересны для всех возрастных категорий. И мы все это уже делаем».

ШЕЛКОВИЦА ШЕВЧЕНКО — БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Кстати, похожие атриумы уже давно практикуют в зарубежных музеях, например, музеи Пушкина в России и Чюрлениса в Литве. Но почему-то именно по поводу перестройки флигеля и скверика рядом с ним у авторов претензионного письма возникло возмущение. Около флигеля росли тамариск и шелковица, которую 30 лет тому назад привезли из Новопетровского укрепления (Казахстан), где отбывал ссылку Шевченко. Деревья пришлось срубить, потому что именно в этом месте расположены коммуникационные трубы, и если не починить их сейчас, то музею придется это делать через пару лет, но уже после плачевных последствий (как объяснили работники музея, трубы старые и в любой момент могут прорвать).

В самом музее уверяют, шелковица окутана больше легендами, чем фактами, что к ней имел причастность поэт. А по поводу тамариска, то его отросток передали в «Київзеленбуд». Когда завершится ремонт, ему тоже найдут место на территории музея. А ремонт — действительно неотложная потребность, потому что последний делался больше, чем 20 лет тому назад. И волноваться следует не по поводу деревьев, а за сохранение экспонатов для будущих поколений, отмечают специалисты.

«До ремонта балконы на фасаде музея просто падали, их куски отваливались даже от ветра, потому ремонтировать их не получалось. Кстати, они не аутентичны, то есть не времен Терещенко, их сделали позже, обновили во время капремонта в 1980-х годах. Но остались фрагменты, по которым сделали новые балконы, надеемся, они прослужат дольше, чем предыдущие, — рассказывает заместитель директора по научной работе НМТШ Татьяна ЧУЙКО. — В служебном флигеле тоже отшелушилась штукатурка на стенах, все отпадает. Но страшнее всего — это грибок во внутренних помещениях флигеля. До прошлого года здесь еще работали люди. Но когда к нам пришли специалисты с Института микробиологии, даже без результатов анализа сказали, что работать там следует в респираторах, потому что это очень опасно для здоровья. Поскольку большинство работников музея работали именно на первом этаже флигеля, который больше всего был изъеден грибком, на время ремонта пришлось переселить их в основное помещение музея. Соответственно — для создания новых рабочих мест нужно пространство, потому пришлось снять часть экспозиции».

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА ПОКАЖУТ В 16 ЗАЛАХ

По словам Татьяны Чуйко, нынешняя экспозиция была открыта еще 9 марта 1989 года, почти четверть века тому. Последнее ее обновление было в 2006 году. Но мир не стоит на месте. «Происходят общественные изменения, появляется что-то новое в шевченковедении, переосмысливается личность поэта. Музею тоже хочется это показывать. У нас наибольшая художественная коллекция Шевченко-художника. Но, к сожалению, у нас нет возможности показывать акварель в оригинале. Дело в том, что она очень чувствительна к свету, требует особого температурно-влажного режима, потому эти работы экспонируются непродолжительное время, например, несколько месяцев выставляются, потом — «отдыхают». Надеемся, что это будет учтено во время ремонта музея, и у нас появится необходимое оборудование».

Встречать юбилей поэта в музее будут с новой экспозицией. Основной акцент планируют сделать на художественном таланте художника. «Мы хотим показать экспозицию, которая бы рассказала, что врожденный дар Шевченко-рисовальщика проявлялся еще до учебы в Петербуржской академии искусств, а то, чего его научил великий Брюллов, это уже совсем другие дела. Нам следует показать и традицию украинского художественного искусства в творчестве Шевченко, и то, чего научила его академия, и заодно воссоздать ощущения тех стилей, которые появятся в следующие десятилетия после смерти поэта. И это нужно сделать на достойном уровне», — добавляет Татьяна Чуйко.

Уже в настоящее время специалисты музея получили одобрительные рецензии на будущую экспозицию — от филологов-шевченковедов, философов и историков. В музее обещают, что весь второй этаж, как и раньше (а это 16 залов), будет отдан под выставки, посвященные творчеству и биографии поэта. А также ему посвятят часть залов на первом этаже. Один из них будет рассказывать о семье Терещенко, ведь именно в их доме располагается музей, другой — об истории музея и формировании коллекции. Также планируется создать экспозицию, посвященную теме перезахоронения Шевченко и других деятелей украинской культуры, которые стали символами единения нации. В планах — и расширение помещения для фондов, ведь коллекция постоянно пополняется, а также открытие детского центра (вроде художественных и творческих школ).

Сегодня, когда в мире распространены айфоны, планшеты и другие гаджеты, было бы странным, если бы музеи не старались идти в ногу со временем. Главное — сохранить качество содержания и информации. А если это будет новая форма подачи, интересная детям и молодежи, то этому нужно только радоваться.


КОММЕНТАРИИ

Сергей КРОЛЕВЕЦ, председатель Всеукраинской ассоциации музеев:

— Когда начинается какая-то реконструкция или реставрация музейного комплекса, обязательно должно быть общественное обсуждение, альтернативы этому нет. Даже если это гениальный проект мастеров, все равно нужно обществу показывать и разъяснять, что и как будет делаться, а тем более в музее Шевченко накануне 200-летия со дня рождения поэта. Можно и о Шевченко сказать, что он провинциален. Его считали провинциалом тогдашние современники, когда он учился в академии, стал художником, поэтом, потом пророком Украины. Кто-то считал, что «напрасно талантливый молодой человек пишет на малороссийском наречии». А кто-то считал, что он мастер и так выражает свои мысли. Но считает ли так общественность? Поэтому и нужно обсуждение проектов, изменений реэкспозиций и реконструкций. Что значит осовременить музей — вставить новые мультимедийные системы или заново трактовать художника как поэта, гения? Изменять действительно что-то нужно — и во внешнем виде, и в подаче информации. В том же дворике со флигелем тоже нужно навести порядок. Архитекторы давно должны были там поработать. Но опять же, должно быть учтено мнение общественности.

Василий ПОРТЯК, писатель, кинодраматург, лауреат литературной премии «Благовіст», один из тех, кто подписался под обращением к Президенту Украины против реконструкции Национального музея Тараса Шевченко:

— Мнения у каждого из подписантов могут быть разные, но тревога — одна. Люди, которым не безразличен Национальный музей Тараса Шевченко, решили в какой-нибудь способ привлечь внимание и власти, и общественности к тем проблемам, которые возникли в музее. Прежде всего, это реконструкция вместо реставрационных работ. Она не должна проводиться. А еще — демонтаж экспозиции и сокращение ее до двух залов без тематико-экспозиционного плана; вообще нет потребности менять экспозицию в музее, поскольку она была создана с затратой больших средств, обновлена в 2006 году и получила прекрасные отзывы; судьба оборудования этой экспозиции; уничтожение рекреационной зоны; в сущности, изменение архитектурного очертания уникального здания. Кроме всего, есть печальный опыт каневского музея. Не все манифестируется и заявляется заранее. Трудно предусмотреть последствия этого. По распоряжению КГГА, заказчиком является строительная организация, которая специализируется на строительстве жилья...

Подготовила Ольга Харченко, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать