Старт Falcon Heavy: осуществленная мечта человечества
Илон Маск таки сделал это. 6 февраля возглавляемая им компания SPACEX успешно запустила самый мощный в мире ракетоноситель Falcon Heavy. На промежуточную околоземную, а затем на гелиоцентрическую орбиту был выведен личный электромобиль Маска Tesla Roadster с манекеном за рулем. После разгона эта своеобразная «полезная нагрузка» ракетоносителя, на которой установлена аппаратура наблюдения, направилась к поясу астероидов, расположенному за орбитой Марса. «Автомобиль отдалится от Земли приблизительно на 400 миллионов километров и будет лететь со скоростью 11 километров в секунду. По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, возможно, даже больше миллиарда лет», — заявил Маск журналистам.
Что же, Маск осуществил то, о чем мечтали и над чем активно работали три прославленных украинца — Валентин Глушко, Сергей Королев и Владимир Челомей. Королев, скажем, планировал пилотируемый полет на Марс без посадки — два космонавта, большой корабль — на 1972 или 1976 годы (на них приходились оптимальные для старта к «красной планете» с наименьшими расходами энергии периоды, так называемые «окна»). Это была не просто мечта, а воплощенная в чертежах мечта — Королев разрабатывал сверхтяжелый ракетоноситель Н-1, способный вывести на околоземную орбиту до 100 тонн полезного груза (этот носитель построили и начали его испытание уже после смерти Королева, в конце 1960-х), а Челомей тогда же предложил проект создания на основе уже существующего ракетоносителя УР-500К (более известного как «Протон», который Россия использует в модифицированном виде и доныне), суперносителя УР-900 (или же УР-700М). На околоземную орбиту должен был выводиться груз массой до 240—250 тонн. Но этот проект так и остался проектом. Дальше других продвинулся Валентин Глушко. Создан его КБ ракетоноситель «Энергия» осуществил два успешных старта: в 1987 и 1988 годах. В 1988-м он вывел на орбиту космический самолет «Буран» — это был его первый и последний полет. «Энергия» выводила на орбиту груз массой около 100 тонн, а ее модификация «Вулкан» (так и не построенная) — до 175—200 тонн. Боковые блоки «Энергии», так же, как и боковые ускорители Falcon Heavy, должны были стать многоразовыми, то есть после разгона основного блока ракетоносителя осуществить мягкую посадку на парашютах. Глушко предлагал осуществить полет на Марс в начале 1990-х. Но... Не так случилось, как думалось.
Замечу при этом, что Falcon Heavy выводит на околоземную орбиту значительно меньший по массе полезный груз — 64 тонны. Кстати, это ощутимо меньше, чем выводил во второй половине 1960-х созданный под руководством Вернера фон Брауна ракетоноситель Saturn V, который обеспечил американские пилотируемые экспедиции на Луну и запуск орбитальной станции Skylab.
Означает ли этот факт, что Илон Маск только повторил (и то не полностью, потому что Falcon Heavy уступает по грузоподъемности и Н-1 и «Энергии» и Saturn V)? Нет. Его компания разработала сверхтяжелый ракетоноситель нового поколения, нескольких запусков которого хватит для ввода-вывода на околоземную орбиту тех блоков, из которых будет смонтирован пилотируемый марсианский корабль. Нынешние технологии позволят сделать его легче, более надежным и комфортнее тех, которые были возможны на основе технологий 1970—1980 годов.
Но это, возможно, не главное. Главное то, что новый сверхтяжелый ракетоноситель создан свободными людьми, энтузиастами и мечтателями, и не государственной, а частной компанией только за 500 млн долларов, тогда как предыдущие проекты осуществлялись на государственном уровне и стоили миллиарды и миллиарды. Понятное дело, Маск использовал все достояние человечества на пути в космос, но его команда действовала эффективнее, потому что ее не дергали чиновники (а в то же время и не игнорировало государство, давая заказ на носители для запуска спутников). Маску не пришлось на пути к осуществлению своей мечты ни вступать в СС и создавать Фау-2, как Вернеру фон Брауну, ни сидеть в сталинских лагерях, а затем «искупать вину» в «шарашках», как Королеву и Глушко (и на пути к космосу делать межконтинентальные баллистические ракеты под ядерные боеголовки), ни терять работу, как это дважды случилось с Челомеем (также делал баллистические ракеты, хотя помыслы его были направлены к Луне и Марсу). Маск избежал всего этого, а это значит, что мир все же существенно изменился, как бы его не стремились вернуть в прошлое российские империалисты (чьи ракеты вовсе не случайно так часто взрываются или падают в океан) или исламистские фундаменталисты. И ныне человечество может надеяться на быстрое «возвращение на Луну» и на пилотируемое продолжение «марсианских хроник».
Если, конечно, очередной американский президент не решит вместо этого увеличить продуктовые пайки десяткам миллионов бездельников или осуществить еще какой-то проект в интересах не тех, кто мечтает и работает, а тех, кто паразитирует на современной цивилизации и ее, хотя и несовершенном, но все же гуманизме.
Впрочем, это вряд ли случится. Ведь, по крайней мере, в плане пилотируемого полета на Луну, уже «поджимает» Китай, а там, гляди, и Индия подтянется. Что же, конкуренция (а вместе с тем на определенном уровне и неминуемая в нынешнем мире кооперация, например в фильме «Марсианин») является двигателем прогресса — когда такая конкуренция не доходит до антагонизмов и противостояния между государствами.
...А между тем электромобиль Илона Маска летит себе к поясу астероидов по гелиоцентрической орбите со скоростью около 11 км/сек.
Выпуск газеты №:
№22, (2018)