Статус как спасение?
Семь лет активисты боролись за сохранение уникального природного комплекса и... победили. Однако к судебным искам готовятся владельцы полученных там под застройку участков...
Когда то, что так долго защищает общественность, неспешно удается отвоевать в судах, возникает другой вопрос — а что дальше с этим делать. «День» уже писал об отстоянном общественностью Гостином дворе, буферной зоне Софии Киевской, на очереди — Беличанский лес. Наконец его защитники дождались указа и.о. президента Александра Турчинова о присоединении леса к Национальному природному парку «Голосеевский». Для лакомого зеленого кусочка это — своеобразный статус неприкосновенности. Но что делать с теми участками, которые уже незаконно раздали еще пять или шесть лет назад, а владельцы начали что-то здесь возводить, как быть с высоткой у реки Нивка, которая считается сердцем Беличанского леса, куда ее деть?
Впереди у защитников леса еще непростая работа. И в принципе они к этому уже готовы. Андрей Скипальский, один из активистов, который на протяжении многих лет отстаивал сохранение уникального леса, рассказывает, что Коцюбинский поселковый совет, претендовавший на территорию зеленой зоны, раздал сотни земельных участков под застройку, а теперь собирает подписи владельцев этих участков, чтобы обращаться в суд и обжаловать президентский указ. Андрей в шутку говорит, что теперь защитникам проще, поскольку юридически закон на их стороне. Но нервов и сил еще придется приложить к финальной точке.
ПЯТЬ ЛЕТ ЖДАЛИ АКТИВИСТЫ ПОДПИСАНИЯ УКАЗА. ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ГЕКТАРОВ ЛЕСА ЗА ЭТО ВРЕМЯ РАЗДАЛИ ПОД ЗАСТРОЙКУ
Началась борьба за зеленые легкие столицы еще в 2007 году. Вероника Агеева, которая живет на массиве Новобеличи, что неподалеку от леса, рассказывает, что когда началось строительство дороги «Ирпень-Киев», жители массива поняли: зеленый оазис нужно отстаивать и спасать. Тогда же создали Общественный комитет за сохранение Беличанского леса, который возглавляет пани Вероника. Тогда же написали чиновникам Киева и правительству обращение с требованием предоставить природному комплексу природоохранный статус. Такой указ даже появился еще в 2012 году, его утвердили и в Министерстве экологии и природных ресурсов, оставалось, чтобы подписал президент. На то время — Виктор Янукович. Приблизительно год указ «блуждал» по коридорам Администрации Президента, но до подписи дело так и не дошло. Все это время активисты выходили на улицы с акциями протеста. Были с пикетом и около Министерства экологии и природных ресурсов, уже когда его возглавил Андрей Мохник. И наконец — победа.
Борьба за зеленый оазис одновременно разоблачала и земельную аферу, которую хотели провернуть местные чиновники, в частности — депутаты Коцюбинской поселкового совета. Резонанс получило дело в 2009 году, когда было первое распределение киевской земли и Беличанского леса. Как рассказывает Андрей Скипальский, 400 земельных участков Коцюбинский поселковый совет выдал на подставных лиц из других областей. Якобы поселку мало территории, потому расширить свои границы собирались именно за счет лесного массива. А хотели присоединить поселковые депутаты четыре с половиной тысячи зеленых гектаров.
«Через подставных лиц участки были перепроданы вторым-третьим лицам, это усложнило борьбу за лес. Еще 100 участков под застройку получили депутаты пгт Коцюбинское, — рассказывает Скипальский. — Когда были общественные слушания, то 300 человек проголосовали, чтобы маленький поселок был расширен, разумеется, за этим стояла Ирпенская областная администрация, там хорошо прижились застройщики и комбинаторы, которые делят киевские леса. Мы проиграли дело в судах первых двух инстанций. Единственным светлым моментом было решение в 2012 году Апелляционного суда, который условно не разрешил Коцюбинскому расширяться. Но Высший административный суд отменил это решение. Юридически дело было заведено в тупик. Поэтому у активистов было только одно решение — создать здесь национальный парк, присоединив его к Голосеевскому национальному природному парку», — подытоживает Андрей Скипальский.
Теперь шесть с половиной гектаров Беличанского леса должны присоединиться к границам НПП «Голосеевский» вместе с заводью рек Нивка и Любка и водоохранной зоной включительно. Активисты говорят, что без Майдана этого указа до сих пор не было бы. В нем говорится, что в течение 2015-2016 годов нужно подготовить всю необходимую документацию для объединения двух природных комплексов. Но такое затягивание во времени смущает активистов, так как, например, на смену документов о расширении границ Голосеевского парка предусмотрено аж полгода. Неужели столько времени нужно, чтобы переписать всего лишь один документ? А именно объединение зеленых зон планируется аж через три года. Похоже, что кому-то все-таки хочется присвоить лакомую территорию любой ценой.
Чтобы держать ситуацию под контролем, активисты планируют создать общественный наблюдательный совет, который будет следить за процессом объединения Голосеево с Беличанским лесом.
СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА ПО-УКРАИНСКИ В... БЕЛИЧАНСКОМ ЛЕСУ
Вероника Агеева добавляет, что проблемной остается заводь реки Нивка: «Это украшение и сердце леса, сюда приходят звери на водопой, благодаря реке поддерживается гидрология грунтов. Но в 1990-е годы эта территория была передана Институту рыбного хозяйства. В последнее время институт не так заботится о водоеме, как вредит ему. Сначала вырубили березовую рощу, сейчас достраивается высотка, где-то этажей на 25, еще 16 лесных гектаров уничтожается, эта территория сейчас опустела, и мы это оцениваем как экоцид. Мы долго пытались выяснить, кто за этим стоит, неоднократно обращались к правоохранительным органам, КГГА, но от нас скрывали, кто это делает. Во время одного из наших рейдов мы нашли схему коттеджного городка, заказчиком которого является Институт рыбного хозяйства. КГГА выделила еще пять гектаров для садового кооператива, членами которого являются сами работники института, но, к счастью, здесь еще ничего не началось».
Активистка сожалеет, что из-за таких действий были уничтожены уникальные для природы места, если когда-то здесь росли лесные орхидеи, что для Украины редкость, теперь этого места не существует. «Руководители института отмахиваются от ответов, говорят, что не знают, что там происходит. К сожалению, все эти процессы в заводях реки продолжаются, а правоохранительные органы неактивны в этом вопросе», — жалуется защитница. И рассказывает, что в 2012 году появилась еще одна проблема: в противовес предложению от общества превратить Беличанский лес в национальный парк появился другой проект — строительство технополиса «Бионик-хилл». На территории бывших военных складов, прилегающей к лесу, кому-то приспичило построить научно-технический центр в комплексе с жилищным и производственным массивом на 35 тысяч человек. Эксперты назвали эту задумку украинской силиконовой долиной. Но на государственные средства планировалось проложить через лес дорогу, разумеется, для этого пришлось бы вырубить и сотни деревьев.
Киевские народные депутаты тогда обещали экологам, что если придется вырубить лес ради прокладки дороги, то будут выбирать территории, где высадят такое же количество деревьев — для сохранения экоравновесия. И объясняли, что везде в мире, где строились подобные технопарки в зеленых зонах, были проблемы с экологическими организациями и общественностью, и именно таким образом решались проблемы. Но впоследствии Киеврада перестала функционировать, потому этот вопрос остался в воздухе.
Но столичные депутаты успели одобрить застройку 147 гектаров ценного леса технополисом «Бионик-хилл». Никто не обращал внимания на то, какой вред причинит такое строительство природному комплексу. Ведь рекламировали больше уникальное расположение будущего массива по соседству с лесом. По словам Вероники Агеевой, поскольку раньше это была военная территория, она считалась запретной зоной, и теперь природа здесь сохранена как нельзя лучше. Активисты, разумеется, вмешались в этот процесс, обратились в суды, чтобы не допустить появления технополиса посреди зеленой зоны. В настоящий момент это дело еще рассматривается.
Если будет потребность, активисты готовы выходить на акции протеста вновь и вновь. Кстати, почти все мероприятия защитники Беличанского леса аргументировали тем, что слишком ценен он для Киева. И потерять его ни в коем случае нельзя. Именно благодаря ему частично была остановлена волна радиации, которая шла на столицу после аварии на ЧАЭС. А по результатам исследования Института ботаники НАН Украины, этот лесной массив является одним из важнейших рекреационных ресурсов для Киевской области.
Выпуск газеты №:
№90, (2014)