Свобода и образование: неразрывная связь
Не слишком ли часто мы в практической жизни выступаем в роли «узких», «ограниченных» специалистов?
Внимательное изучение «древнейших» (на первый взгляд) времен, например, античной эпохи, помогает прийти к выводам, достаточно актуальным и для настоящего, в том числе украинского. Эти рефлексии выводят нас на магистральный путь «размышлений о самом главном» — свободе, рабстве (можно высказаться сдержаннее — неволе), фальшивой и истинной культуре и образовании. И об их неразрывной связи!
Вдумчивое прочтение древнеримских классиков, как историков и философов (Тита Ливия, Цицерона, Полибия), так и писателей (Плавта, Теренция, Апулея) раскрывает интереснейшую закономерность, важные политико-культурные меры, которые крепили рабовладельческую систему, похоже, даже в большей степени, чем до зубов вооруженные легионы, готовые беспощадно карать любое сопротивление. О чем конкретно идет речь?
Римляне называли гуманитарные науки «свободными», или даже «свободным искусством» (этот термин употреблялся и во время Возрождения, обретя там несколько другое содержание). Римляне делали так не потому, что считали эти науки необязательными или не слишком важными для людей. Суть дела заключалась в другом. Римляне победили, захватили полмира, и имели рабов из разнообразных, временами очень далеких стран. Многие рабы (особенно греки, также выходцы из Палестины) были весьма образованными для своего времени людьми. Это пугало умных рабовладельцев. И вот римляне позволяли рабам (в первую очередь детям рабов) учиться, изучать разные практические, прикладные науки, такие, как математика, инженерное дело — чтобы потом можно было использовать их как архитекторов, строителей величественных сооружений; или же, например, разрешали рабам учиться музыке, чтобы потом развлекать своих господ и радовать их слух приятными мелодиями (как вот в ХІХ веке господин Энгельгардт «милостиво позволил» своему крепостному Тарасу Шевченко быть «комнатным художником»!).
Но что здесь главное. Только и лишь римским гражданам — юридически свободным людям (!) позволялось изучать такие науки, как история, риторика, литература, философия и теология. Почему? Потому, что знание этих наук позволяет человеку приобрести дар убеждения (и талант убеждать других), учит его четко, слаженно и доходчиво высказывать свои мысли. Римляне в любом случае не желали, чтобы рабы научились грамотно вести разговоры, обсуждать свое положение, а в конечном итоге смогли бы договориться об организованном, хорошо спланированном восстании (хвала мужественному Спартаку!). «Свободные искусства», или же, говоря современным языком, гуманитарные науки, — это действительно мощное оружие, это незаменимое средство убеждения, и потому древние римляне считали, что их имеют право постигать лишь свободные люди. Это чрезвычайно показательно.
И поневоле спрашиваешь себя: а человек ХХІ века — какой он? Не слишком часто ли мы реально, в практической жизни — если признать жестокую правду — выступаем в роли «узких», «ограниченных» специалистов, которые не способны взглянуть на мир, на прошлое, современное и будущее, используя широкое мировоззрение тех «свободных наук»? (Не хотелось бы употреблять резкие высказывания о «профессиональном кретинизме», который, в сущности, является одной из утонченных форм «постмодернистского» рабства, но проблема реально существует, от нее не спрячешься.). Тем, кто принимает глобальные решения, в том числе в Украине — не нужно, чтобы масса умела мыслить, чтобы мысли отвлекали эту массу от того, за что ей платят деньги.
Выпуск газеты №:
№174, (2019)