Свобода выбора
Как закон о полном общем среднем образовании может изменить украинскую школу
30 мая в первом чтении народные депутаты приняли законопроект «О полном общем среднем образовании», в сентябре перерегистрированный под №0901. Комитет Верховной Рады по вопросам науки и образования рассмотрел более чем 1500 правок, готовя документ ко второму чтению. Принятие законопроекта до конца года будет означать, что он вступит в действие уже в 2020 году. Поэтому отдельные положения могут заработать даже в новом учебном году. Нормы, для воплощения которых нужно дополнительное финансирование, требуют больше времени для запуска, в частности и через Бюджетный кодекс с его отдельными процедурами.
Ключевые идеи законопроекта №0901 поддерживают руководители Минобразования, профильного комитета Верховной Рады, Национальной академии педагогических наук, а также многие директора прогрессивных школ. Вместе с тем, есть общее понимание того, что отдельные нормы нуждаются в уточнении или коррекции.
Во время подготовки проекта закона ко второму чтению, которое по ожиданиям экспертов не заставит себя долго ждать, стоит учесть несколько предложений и замечаний, уже артикулированных общественностью.
СТО ШАГОВ ДО ШКОЛЫ
Формально закон предусматривает территориальную доступность образования, но защитит ли он сельские школы от закрытия из-за малого количества учеников? Целесообразно ли это, учитывая, что в маленьких школах затраты на одного ученика в несколько раз превышают средний показатель в Украине, а результаты учебы часто бывают хуже?
Законопроект №0901 отмечает, что начальная школа должна существовать во всех населенных пунктах с детьми, хотя работать может и не в традиционном формате с распределением на классы. Можно учить всех учеников в одном помещении с углубленным индивидуальным подходом, а в профильные школы дети из малых сел смогут приезжать. В настоящий момент рассматривают вариант создания школ пансионатного типа, чтобы ученики могли жить в заведениях образования, сообщает Владимир БАХРУШИН, профессор, эксперт группы «Реформа образования и науки» Коалиции Реанимационный пакет реформ, член сектора высшего образования Научно-методического совета Министерства образования и науки.
Что касается закрепления учеников за местом регистрации, то действующий закон «Об образовании» от 2017 года (который не отменят после принятия законопроекта №0901) уже обязал Минобразования разработать порядок зачисления в начальную школу. Но есть проблемы, например нехватка школ при масштабной застройке новых кварталов и проживании многих граждан не по месту регистрации. В настоящий момент законодательство оставляет приоритет за зачислением в школу детей по месту регистрации, а свободные места распределяются среди других детей по жеребьевке или конкурсу (в базовую и профильную школы).
Действующий образовательный закон определяет, что органы местного самоуправления — это основатели школ. Они утверждают устав и бюджет учебного заведения, контролируют расходы, в целом — обеспечивают школы всем необходимым для образовательного процесса. Но сегодня ОМС по инерции не столько выполняют функции обеспечения, сколько занимаются контролем.
Знакомая ситуация, когда перед началом учебного года педагогический коллектив ожидает комиссию, которая будет проверять подготовку школы к 1 сентября. Но в действительности учителя должны «принимать» школу у этой комиссии, а не «сдавать» ее. И никак иначе. Законопроект № 0901 четко артикулирует этот момент.
РОДИТЕЛЬСКАЯ «ДАНЬ»
Положения документа не запрещают собирать средства на благотворительность, если этот процесс прозрачен. Но он прямо запрещает собирать деньги другим способом, как это часто происходит сегодня.
Государственные и коммунальные школы не смогут предоставлять на платной основе услуги, определенные образовательной программой. В частности, это касается специализированных предметов и альтернативных программ, которые предусматривают приобретение учебников или рабочих тетрадей за собственные средства.
Государство взяло обязательство обеспечивать школьников необходимыми учебниками, но камень преткновения в их себестоимости. Чтобы обеспечить учебниками всех детей и не превысить установленные Госбюджетом расходы, необходимо заказывать объемные тиражи, а это предусматривает большое количество учеников в школах, в частности специализированных. Поэтому не может быть большим количество учебников, которые могут попасть в школы как рекомендованные Минобразования. Этот момент нужно проработать тщательнее.
АВТОНОМИЯ — СТИМУЛ ДЛЯ КОНКУРЕНЦИИ
Автономия школ будет похожа на действующую автономию университетов. По законопроекту, школы могут быть бюджетными или неприбыльными учреждениями. И именно форма неприбыльного учреждения предусматривает большую свободу в использовании собственных средств. Но для этого нужно принять правки к другим нормативно-правовым актам.
Будущий закон будет стимулировать здоровую конкуренцию между школами для их развития. В то же время государство обязано обеспечить качественное образование для всех, и именно ко второму чтению законопроекта нужно выработать баланс между этими двумя условиями.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
В мире ситуация с конкуренцией выглядит так: если университеты получают большее финансирование из-за лучших научно-образовательных показателей, то в школах все наоборот. Поскольку качественное среднее образование нужно обеспечить для всех, многие государства помогают школам с низшими образовательными результатами для улучшения их качества. При этом низкие результаты часто случаются по объективным причинам. Например, в кабинете физики нет нужного оборудования — лазеров, дозиметров, микропроцессорных систем и т.п., что мешает ученикам получать практические навыки по предмету. Именно эти недостатки устраняют за государственные средства.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Учитель после принятия закона станет более автономным, чем директор и руководящие органы. Школа может создать новую образовательную программу, а учитель имеет право учить учеников по собственной методике.
Реформа среднего образования будет стимулировать учителей повышать квалификацию, как это происходит в развитых странах, считает главный эксперт группы «Реформа образования и науки» Реанимационного Пакета Реформ Наталия ШУЛЬГА. «И в Америке, и в Канаде, и в Европе в старшей школе часть преподавателей вообще имеют степень доктора наук, — отмечает она. — Очень быстро меняется мировая экономика и экономические уклады. Школа не может быть законсервированной какой-то такой средой, там должны быть люди, которые на острие этих изменений. Как раз люди, которые являются исследователями, отслеживают эти вещи, и они могут это имплементировать в образовательный процесс даже для школьников».
Иван ПРИМАЧЕНКО, соучредитель платформы массовых открытых онлайновых курсов Prometheus, видит в учителях настоящих творческих личностей и признает учительскую свободу вполне справедливой. «Представим художника, к которому мы приходим и говорим: мы здесь нашли правильный способ рисовать, отныне делай так. Как он отреагирует? То же самое происходит среди учителей. И за этим сопротивлением учителя стандартизации стоит большая мудрость — не может действительно качественно учить учитель, который не имеет автономии. Должны распространять лучшие практики как тренды в искусстве: не приказами, а вдохновляющими примерами», — отмечает он.
Но все равно — прежде чем что-то изменять, стоит выучить все нюансы и прийти к консенсусу.
Законопроект «О полном общем среднем образовании» четко не определяет ни механизма выбора предметов, ни того, кто будет выбирать. Эксперты придерживаются мнения, что это должно стать прерогативой прежде всего учеников или родителей. Чтобы механика сработала, в одной школе должно учиться достаточно детей, чтобы было кому делиться на такие профили. Поэтому западные учебные заведения обычно больше. Может ли быть такая модель в Украине — вопрос дискуссионный, но к ней точно стоит стремиться
Что касается оплаты труда, то до 2023 года Закон Украины «Об образовании» предусматривает размер зарплаты для начинающих учителей в размере четырех прожиточных минимумов как базовую ставку без учета надбавок, а в отдаленной перспективе — до трех минимальных заработных плат.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
Формально в Украине всегда существовало распределение общего среднего образования на начальное, базовое и профильное, отличались лишь названия этих звеньев. По Конституции среднее образование является обязательным и бесплатным, по мировой практике — начальная школа является отдельным звеном, которое не принадлежит к среднему образованию. И все же эти школы нужно разделить.
По мировой практике законопроект как раз предусмотрел отделение профильной школы от основной. Профильная будет нуждаться в новых стандартах и условиях — отдельных помещениях, учителях, директорах. В профильной школе ученики должны углублено изучать конкретные дисциплины. Закрепленные в законопроекте нормы для профильной школы сразу реализовать невозможно: ни учителя, ни ученики не успеют подготовиться. Зато предусмотрено, что в профильной школе изменения будут внедряться с 2027 года, а по возможности и раньше.
Законопроект «О полном общем среднем образовании» четко не определяет ни механизма выбора предметов, ни того, кто будет выбирать. Эксперты придерживаются мнения, что это должно стать прерогативой прежде всего учеников или родителей. Чтобы механика сработала, в одной школе должно учиться достаточно детей, чтобы было кому делиться на такие профили. Поэтому западные учебные заведения обычно больше. Может ли быть такая модель в Украине — вопрос дискуссионный, но к ней точно стоит стремиться.
«Когда готовили законопроект к первому чтению, решили не ставить рамки в вопросе возраста, с которого ребенок имеет право самостоятельно выбирать предметы. Формально выбор позволяется делать даже в начальной школе (но вероятнее всего будут делать его родители). Кроме того, все школы должны быть профильными или специализированными, то есть иметь хотя бы один профиль», — объясняет Владимир Бахрушин.
По мнению эксперта аналитического центра CEDOS Ирины КОГУТ, сейчас законопроект не объясняет, как будет функционировать профильная старшая школа. Пока в тексте закреплено лишь право на индивидуальную образовательную траекторию (то есть отдельную программу), которая выглядит скорее в виде исключения для отдельных учеников. Все старшеклассники должны пользоваться возможностью выбора дисциплин, и это не один-два факультатива. «Нужно менять нормативную базу и формировать сеть больших лицеев, в которых будет учиться много учеников, следовательно, можно будет создать условия для индивидуального выбора предметов. Потому что ребенок не сможет выбрать профильные предметы в малой школе, это дорого для государства — для каждого ученика иметь отдельный коллектив учителей, учебное оборудование. Очевидно, пустоту в законопроекте о профильных лицеях просто нечем было заполнить, так как пока еще не принята Концепция старшей профильной школы», — говорит эксперт.
РОДНЫЕ ЯЗЫКИ
Законопроект устанавливает, что по окончании средней школы все ученики должны владеть государственным языком. Можно преподавать и на языках государств ЕС, коренных народов или нацменьшинств. В начальной школе коренные народы и нацменьшинства могут изучать предметы на своем языке, и впоследствии вырастет количество предметов, которые читаются именно на украинском.
Есть специализированные школы, где практически половину предметов преподают на иностранном языке, чаще всего на английском. Законопроект не запрещает этого в будущем, так как предусмотрена возможность преподавать одну или несколько дисциплин на английском или других официальных языках ЕС. Поскольку понятие «несколько» достаточно широкое, эта норма тоже нуждается в доработке.
«Интересная ситуация с учебой языком нацменьшинств. В Герцаевском районе Черновицкой области и Береговском районе Закарпатской области много школ имеют высокий процент учеников, которые не смогли сдать ВНО по целому ряду предметов, хотя и имели возможность сдать его на родном языке. В этих школах образовательный процесс происходит на румынском и венгерском языках соответственно. А сотрудники контролирующих органов могут не знать этих языков, поэтому и школы выпадают из-под надзора. Поэтому в таких заведениях могут не очень ответственно относиться к обеспечению качества образовательного процесса», — рассуждает Владимир Бахрушин.
БЛИЖЕ К РЕАЛЬНОСТИ
Сегодня украинское среднее образование оторвано от современности: не готовит детей к реальной жизни, не учит потребностям общества и рыночной экономике. «Если сравнить наше ВНО по математике и американские тесты поступления в университеты, то в США фокусируется внимание на конкретных вещах. Типичное задание там: «Если положить в банку 150 000 тысяч долларов под 3% годовых — сколько денег у вас будет через 3 года?» У нас же преимущество отдают абстрактным математическим конструкциям, которые большинству учеников трудно применить в жизни», — говорит Бахрушин. В некоторых учебных программах некорректно сформулированы определенные требования для школьников. Не каждый доктор физико-математических наук будет соответствовать ожиданиям по математике, которые сформированы для начальной школы. Отдельные учителя используют в учебных планах научные термины, значения которых они и сами не понимают. Это все адаптирует к реальности законопроект №0901.
Кстати, одним из ключевых заданий законопроекта является расширение инклюзивности в сфере среднего образования. Для детей с инвалидностью прописан целый ряд возможностей: семейное образование, индивидуальные программы развития, соответствующая инфраструктура в учебных заведениях — пандусы, лифты, специальные туалеты и тому подобное. На внедрение инициатив нужно время, именно поэтому стоит доработать и принять законопроект — дети и так ждут долго.
***
Профсоюз работников образования и науки Украины внес десятки правок в законопроект, беспокоясь, что документ могут принять без учета предложений, наработанных Комитетом ВР по вопросам науки и образования. Главные моменты, на которые профсоюз призывает обратить внимание, — продолжительность рабочего времени, содержание, условия работы, неурегулированность оплаты труда за отдельные его виды — ухудшают трудовое состояние педагогов.
А уже 10 сентября образовательный омбудсмен Сергей Горбачев заявил о необходимости внесения правок в законопроект №0901: «Мы уже начали работу над предложениями к проекту закона «О полном общем среднем образовании». Есть вещи и проблемы, которые возможно решить, только установив новые правила взаимодействия в системе образования, именно поэтому внесение предложений в законы и нормативные документы мы рассматриваем как один из очень важных для нас вопросов».
Выпуск газеты №:
№174, (2019)