Перейти к основному содержанию

УПЦ перед выбором

13 августа состоится Архиерейский собор Украинской православной церкви, на котором выберут предстоятеля
06 августа, 09:53
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Выбор 13 августа в действительности судьбоносный не только для УПЦ (МП), но и для всей украинской религиозной среды. Именно от этого решения будет зависеть, как в дальнейшем будет развиваться идея единства православия и вообще духовное подъем украинского народа. К тому же, интерес к выборам предстоятеля УПЦ обусловлен прежде всего позицией этой конфессии в вопросах необъявленной войны, ведущейся между Россией и Украиной. Мы предлагаем несколько взглядов на процессы, которые происходят в УПЦ. Но все наши авторы едины в одном: сегодня мы должны не только политически отвоевывать Украину, но и духовно.

 

Церковь должна быть украинской!

Выбор 13 августа действительно судьбоносный не только для УПЦ (МП), но и для всей украинской религиозной среды. Именно от этого решения будет зависеть, как в дальнейшем будет развиваться идея единства Православия и в целом духовное воодушевление украинского народа. В украинском медиапространстве довольно четко выделились по крайней мере несколько фигур-кандидатов на будущее предстоятельство.

Читая определенные высказывания и комментарии в прессе, складывается такое впечатление, что следующие выборы Предстоятеля УПЦ — безальтернативные, и после них Церковь возглавит либо митрополит Антоний, либо митрополит Онуфрий. Оба владыки являются медийными фигурами, о чем свидетельствует личный мониторинг выступлений в СМИ. Но могут ли они достойно продолжать дело блаженной памяти митрополита Владимира и в целом сохранить украинский духовный стержень в УПЦ?

Для того чтобы выяснить и хотя бы дать гипотетический ответ на эти вопросы, пришлось провести личное исследование деятельности и биографий представителей упомянутого выше духовенства. Скажу заранее, что имею целью не критиковать личности, а лишь анализировать их поступки.

Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) учился в Московской духовной академии, после окончания которой остался на преподавательскую деятельность и на должности помощника ректора. В биографии владыки нигде не указано, чтобы он служил в приходе, лишь сугубо административная работа. Впоследствии благодаря таланту к богословию и по приглашению Блаженнейшего и его команды владыка начал преподавать в Киевской духовной академии, позднее стал ее ректором, получил епископский сан. И здесь настораживает один неприятный факт: система образования в академии — копирование московской традиции богословского образования. Из будущих украинских священников  готовят российских попов. Процесс формирования типичных верных руссмировских адептов. Такими впечатлениями поделились с нами сами выпускники киевских духовных школ. Академия постоянно блокирует перевод Священного Писания и богослужебных текстов на украинский язык. Из частных источников узнала о том, что студенты академии  вместо того, чтобы развивать интеллект, переписывают вручную псалтырь, учат российскую историю Православной Церкви. Кроме того, студентам прививают послушание, которое ассоциируется с отсутствием личного мнения и закапыванием своих талантов. Талантливые преподаватели академии, которые имеют свое мнение, учат студентов незаангажированной истории или толкованию Писания, сразу же увольняются. Другой неприятный факт — из медиа. Буквально перед смертью митрополита Владимира журналисты «1+1» провели расследование, согласно которому экс-президент Украины «избрал» следующим Предстоятелем УПЦ  именно митрополита Антония, после чего было решено довести до смерти тогдашнего Предстоятеля, митрополита Владимира. В конечном итоге, в УПЦ подтверждают информацию, что митрополит Антоний был духовником Виктора Януковича и экс-генпрокурора Виктора Пшонки. Кроме того, во время Революции Достоинства в выступлениях митрополита Антония для медиа мы не прочитали решительных мнений относительно поддержки Майдана, что, безусловно, немного настораживает. Так же, как определенные мифы, связанные с личностью митрополита. Первый миф — разделение епископата УПЦ якобы две партии «монахов» и «бизнесменов». И еще большее лицемерие — якобы  причастность митрополита Антония к «партии монахов». Чтобы сделать вывод, правда ли это, достаточно вспомнить, как владыка на прошлогодние празднования Крещения Руси летал в Херсонес служить литургию «на заказ» Януковича, на частном самолете тем самым Януковичем заказанным, стоимость рейса составила 10 тысяч долларов.

Второй миф — попытка представить Антония, как «любимого сына» митрополита Владимира и того, кого он якобы сам хотел видеть своим преемником. Ну, во-первых, если бы хотел, то позаботился бы о том, чтобы этот факт дошел до широкой общественности из достоверных источников, а не из уст агитаторов. Во-вторых, часто Антония агитаторы изображают как «защитника» митрополита Владимира. Вспомним каскад Синодов зимы 2011 года, когда митрополиты Антоний, Онуфрий, Митрофан просто предали Блаженнейшего и его команду, без боя отдав едва не всю власть в УПЦ руссмировсокому тандему «Агафангел-Иларион» с «примкнувшим к ним» Павлом.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Еще один кандидат на Предстоятельство — Местоблюститель Киевской митрополитской кафедры — митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Это святой человек. Таким является общее мнение в УПЦ, которое разделяют даже недруги Онуфрия. Правда, эта святость — типично руссмировская и главный ее лозунг — «За Русь Святую». Об Украине речь не идет. Именно поэтому, возглавляя Церквоный Суд УПЦ Онуфрий даже не смог написать его устав. Потому что не видит смысла в существовании каких-либо самостоятельных организаций в УПЦ, поскольку не видит эту Церковь вне юрисдикционного контекста РПЦ. Второе, это опять-таки нейтральность и некая пассивность в медиа-выступлениях, которые буквально не поддерживают сегодняшнюю сторону Украины в войне с Россией. Это касается, как немного реверансного письма Патриарху Кириллу в начале вооруженного конфликта: то есть мы перед прихожанами выполнили свою миссию  — написали письмо, а то, какой ответ, от нас не зависит; так и недавнего обращения к Президенту Украины о нарушении прав верующих на Донетчине представителями батальона «Донбасс». В-третьих, это возраст митрополита. Он сам считает себя уже «старцем» и главная «страсть» его жизни — молитва и пост. Поэтому избрание Онуфрия будет означать, что де-факто при Предстоятеле Онуфрии будет руководить упомянутый нами ранее митрополит Антоний.

Опять-таки из частных источников стало известно, что в лоне УПЦ (МП) есть так называемое проукраинское крыло. Это духовенство, которое не желает повиноваться Москве, стремится продолжать идеи покойного митрополита Владимира и реально идти к идее единства Православия, а главное, что епископы этого крыла — настоящие украинцы. Кандитатом от этого крыла является митрополит Винницкий и Барский Симеон. В действительности в медиа фигура владыки появилась после смерти митрополита Владимира. Митрополит был близким другом Блаженнейшего, поскольку родился в соседнем селе и дружил с ним практически с детства. Митрополит Симеон учился в Московской духовной академии, был монахом Данилового монастыря, что в Москве. Поскольку Блаженнейший Владимир лично знал митрополита, то пригласил его в Киево-Печерскую Лавру. В Лавре владыка имел послушание ризничего, то есть следил за уборкой храмов и нарядом священнослужителей. В 1996 году Блаженнейший доверил владыке Владимир-Волынскую епархию, которую пришлось практически восстанавливать с нуля, сегодня она одна из наиболее развитых в УПЦ (МП). В 2007 году владыку перевели в Винницу, где епархия также была не в лучшем состоянии. По показаниям местного духовенства буквально за короткое время владыка возродил древние традиции паломников, инициировал социальные программы. Лично тронуло то, что в недавнем  интервью для винницкого издания «33 канал» митрополит Симеон едва ли не единственный среди архиереев УПЦ выразил очень четкую поддержку Украины: «Украина — это наш дом и наша земля, на которой мы родились, которую мы любим и которую должны защищать от любых врагов — откуда бы они не пришли».

Как автор этого материала, я не имею целью кого-то очернить. Кроме того, по конфессиональной принадлежности я не принадлежу к УПЦ (МП). Однако у меня есть одно желание — чтобы УПЦ наконец стала украинской де-факто, не только по названию. События Майдана и вооруженного конфликта на Востоке не дают нам права на безразличие. И сказать о том, что выбора нет, — равносильно поступку Пилата. Сегодня мы должны не только политически отвоевывать Украину, но и духовно! Если упустим этот шанс, напрасными будут старания не только покойного митрополита Владимира, но и в целом тяжелые этапы истории становления украинской религиозной среды, согласно которым мы, украинцы — прямые потомки Владимирова крещения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать