Диалог или точка невозврата
Первые жертвы заставили власть и оппозицию сесть за стол переговоровВопрос стоит не об политическом будущем власти или оппозиции, а о судьбе страны. То, о чем предупреждали эксперты во время протестов, случилось. Появились первые жертвы. И это трагично. Особенно, когда это случается в День Соборности и Свободы Украины. Официально правоохранительные органы подтвердили гибель двух участников протестов, а СМИ сообщают о четырех.
В ситуации, которая сложилась сегодня в стране, виноваты обе стороны. Оппозиция, которая призывала и призывает выходить на Майдан и которая в течение двух месяцев не смогла предложить реального плана действий или обеспечить хотя бы часть требований, выдвинутых протестующими. Сегодня оппозиция продолжает призывать людей выходить на улицу и отгораживается от ответственности за положение, в котором очутилась страна.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Принятие диктаторских законов, применение силы, игнорирование законных требований граждан. Все это — один план действий, которым Янукович фактически сейчас превращается в диктатора в центре Европы, — комментирует «Дню» народный депутат от «УДАРа» Владимир Куренной. — За ситуацию в стране отвечает президент. Два месяца люди стояли на Майданах и выдвигали законные требования к власти. Президент этого не видел, не слышал, не хотел реагировать на это! И только он, а также те люди, которые отдавали приказы, преступно применяли силу должны отвечать за ситуацию в стране».
Как планирует действовать оппозиция дальше, чтобы остановить насилие? На этот вопрос Куренной не смог дать ответ. Однако ответили его коллеги по оппозиции со сцены Евромайдана. «Несмотря на звериные действия власти, мы не отменяем заседания Народной рады и вече на Майдане сегодня вечером. Однако просим женщин и детей не приходить на Майдан. Мы объявляем тотальную мобилизацию, и в Украине найдется много патриотов, готовых умереть ради того, чтобы быть свободными людьми», — заявил Александр Турчинов от «Батьківщини». Интересно, готов ли умереть за это сам Турчинов, который был у власти, но мало что сделал, чтобы изменить правила игры?
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Но главным образом ответственность за ситуацию в государстве ложится на власть. Она два месяца не слышит людей и абсолютно не идет ни на какие уступки. Например, до сих пор не наказаны виновные в разгоне студентов на Майдане 30 ноября. После последних событий в Украине власть подверглась шквалу критики со стороны Запада — и ЕС, и США выразили большую обеспокоенность по поводу ситуации в нашей стране. Соединенные Штаты даже пошли дальше — отозвали визы нескольких украинцев, которые были связаны с насилием. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте посольства США. В ведомстве рассматривают дальнейшие меры в отношении лиц, ответственных за применение насилия в Украине.
Виктор Янукович теряет поддержку на Западе. С другой стороны, «подписав антигражданские законы, он окончательно стал инструментом реализации не собственного сценария, а кремлевского...», — говорит в интервью «ostro.org» сопредседатель Координационного Совета Гражданской Ассамблеи Украины Анатолий Пинчук. «Под «поглощением Украины» Россией имеется в виду — привести окончательное переформатирование правительства Украины под обеспечение интересов России, и в дальнейшем подписание Украиной соглашения о Таможенном союзе», — продолжает Пинчук. Как видим, власть зажата «квотой Кремля», но, вместе с тем, вместо того чтобы идти на диалог с собственным обществом и заручиться его поддержкой, она забаррикадировалась и не слышит людей, общаясь с ними лишь методом силы.
ФОТО АРТЕМА СЛІПАЧУКА / «День»
Была вчера и обнадеживающая новость. Президент Виктор Янукович пригласил лидеров оппозиции на переговоры по решению политического кризиса в Украине. Встреча длилась больше трех часов. Лидеры оппозиции покинули Администрацию президента без комментариев. На момент сдачи номера не было известно о подробностях встречи.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«СЕЙЧАС НУЖНО МОБИЛИЗОВЫВАТЬ ТЕХ, КТО СЧИТАЕТ СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА УКРАИНУ»
Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины:
— Мне кажется, сейчас нужно мобилизовывать тех, кто считает себя ответственным за Украину. Необходимы официальные заявления от профессиональных сообществ. Я не слышу писателей, художников, академиков, всех тех, кому давали всяческие почетные звания. Они не понимают, что на них главная ответственность? Они все получили от общества, их наградили всем чем можно, где их слово, когда это необходимо для страны?
Да, мы слышим журналистов, но никто не трогает тех, кто считает себя интеллектуальной или творческой элитой общества, кажется.
Оппозиционные лидеры должны предложить реальные пути выхода из ситуации. Они, наконец, ответственны за два месяца стояния людей на Майдане. Они призывали стоять до конца, но мы должны были понимать, что у людей когда-то лопнет терпение, нельзя держать народ в таких условиях зимой на улице. Результатом этой политической бездеятельности стала такая агрессивная реакция людей.
С другой стороны, мы видим наглость со стороны власти. Они все сделали так нагло, что можно только впадать в отчаяние. Мы уже видели, что власть избрала такой путь, чтобы ни с кем не считаться, большинство людей они не хотят слышать. Исследования, проводившиеся осенью, свидетельствовали о том, что большинство людей за европейский выбор. Более того, за декабрь возросли настроения в поддержку европейского будущего в Украине, но их не слышат. Также исследования показали, что даже в восточных и южных регионах три четверти населения в большинстве всех регионов Украины выступили против разгона первого мирного Майдана. Но этого тоже не слышат.
Грань перешли еще 30 ноября, когда впервые в Украине была наглая силовая акция. С этого все началось. Мы же понимаем, что если сейчас будет силовое решение вопроса с Майданом, санкции будут полномасштабными. Дальнейшая эскалация конфликта может окончиться гражданской войной или диктатурой, но уже в полном смысле этого слова, это уже будет не гипотетически законодательная диктатура, что было сделано 16 января, это будет диктатура в полном смысле.
Будет углубляться раскол по региональному признаку, к сожалению, это уже наблюдается. А мы же этого не хотим. Впервые за 20 лет у меня очень плохое ощущение, я всегда видел какие-то перспективы, сейчас же очень тяжело. Хотя понятно, если бы была добрая воля власти, была бы стратегия. Первое, что нужно сделать, чтобы успокоить общество, — это отменить законы 16 января, для реальных переговоров, это единственное требование, отменить законы, которые привели к вспышке, а затем уже разбираться, как разрешить политический кризис.
«ЕСТЬ РИСКИ, ЧТО В СЛУЧАЕ УГЛУБЛЕНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЯ МОЖЕМ ПРОЙТИ ТОЧКУ НЕВОЗВРАЩЕНИЯ...»
Анатолий КИНАХ, президент УСПП, народный депутат, Партия регионов:
— Ситуация становится рискованной и угрожающей в связи с тем, что углубляются как социально-экономические, так и общественно-политические риски. Это, безусловно, очень тревожит бизнес-сообщество, включая ассоциации, объединения и УСПП. На фоне тех событий, которые происходят, сложно ожидать позитивного инвестиционного климата и условий для развития, повышения эффективности, конкурентоспособности экономики.
Позиция абсолютного большинства промышленников, предпринимателей, работодателей — выход из этой ситуации нужно искать мирным демократическим путем без силовых методов. А имея в виду масштабы угроз, которые уже задевают стратегические национальные интересы, экономическое развитие, государственность, территориальную целостность, важно, чтобы власть, оппозиция и общественные организации поняли масштабы этих угроз, отодвинули политические личные проблемы на задний план и максимально объединили усилия для выхода на общенациональный диалог.
В случае отсутствия усилий со всех сторон для мирного демократического решения вопроса угроза будет идти не только в контексте национализации. Она будет задевать стратегические вопросы, такие как государственность и территориальная целостность. Я уверен, что возможность для диалога еще есть. Очень важно, чтобы к таким усилиям на внутреннем пространстве добавились усилия наших партнеров. Мы уверены, что необходимо положить начало диалогу при участии международного сообщества, в первую очередь, с ЕС и Российской Федерацией. Ведь вопрос касается не адаптации Украины к условиям свободной торговли с ЕС. Существуют риски, что в случае углубления противостояния можем пройти точку невозвращения, и в этом противостоянии победителей не будет.
Мы уверены, что чрезвычайное положение не нужно сегодня. В этих условиях оно может только углубить конфронтацию. Нужно искать общенациональный диалог и находить решения, которые отвечают не интересам отдельных политических властных структур, а — государственным. Другого сценария нет. Есть надежда, что чрезвычайного положения не будет. И нужно сделать все, чтобы это не произошло. Заявления об обзвоне депутатов о готовности для голосования в четверг — это дезинформация. Наши представители политической оппозиции, в сущности, потеряли контроль над ситуацией. И это очевидно. Поэтому нужно еще понимать, с кем вести эти переговоры.
Я уверен, что нужно, чтобы в диалоге принимали участие не только представители политической оппозиции, но и общественных объединений и людей, которые выражают общие настроения тех, кто вышел на Майдан. И тогда можно найти какую-то точку опоры в переговорах. Все те, кто независимо от должностей, фамилий, политического цвета, нарушили главные требования по правам человека, кто в том числе были прямыми участниками трагических событий по избиению, должны быть наказаны. Люди однозначно правы, требуя ответственности виновных, исходя из равенства всех перед законом. Это один из тех результатов, который бы дал возможность направить ситуацию в русло мирного демократического выхода из кризиса.
«ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ПРОЙДЕНА»
Сергей ТЕЛИЖЕНКО, научный сотрудник Крымского филиала Института археологии НАН Украины, кандидат исторических наук, Луганск:
— Как говорят и европейские эксперты, и наше мыслящее сообщество, точка невозврата пройдена. Появились первые жертвы и раненые. Должна быть политическая воля Президента Украины. Я вижу лишь один путь — выходить на улицу. Как показал опыт последних месяцев, все письма, просьбы, выступления интеллигенции никак не влияют на мнение Януковича.
На Луганщине много людей (преимущественно в возрасте от 45 лет), желающих возвращения в СССР, и поэтому они могут воспринять угрозу раздела страны как возможность получить ту жизнь, которая была в их молодости. Но такого возврата не будет. Людей, которые задумываются над этими угрозами, в Луганске не так уж много. Люди зомбированы «минутками ненависти» на местном телевидении, новостями из российских «Вестей», 1-го Российского и, возможно, Первого Национального канала. Например, в некоторых районах области нет «5 канала» телевидения, то есть люди не могут получить информацию из разных источников и, собственно, и не желают.
«МЫ ЕЩЕ НЕ ПЕРЕСТУПИЛИ ЧЕРТЫ... ЕДИНСТВЕННЫЙ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ВАРИАНТ — ПЕРЕГОВОРЫ И ПОИСК КОМПРОМИССА»
Владимир ФЕСЕНКО, политолог:
— Сейчас нужен не диалог, а переговоры. Диалоги — это длинные разговоры, разлогие красивые речи и тому подобное. В данный момент на это времени нет. Время сейчас — это вопрос жизни и смерти в прямом смысле этих слов. Очень хорошо, что Президент встретился с лидерами оппозиции. Это — первый шаг, который нужно сделать. Если не переговоры, тогда силовой сценарий. Либо с одной, либо с другой стороны. И это — путь к гражданской войне. Это нужно понимать.
То, что мы уже видели на Грушевского, я бы назвал репетицией гражданской войны. Но мы, к сожалению, на этом пути. Мы еще не переступили эту черту, как многие сейчас говорят, что мы перешли Рубикон. Мы на нем. Первые жертвы — признаки этого. А переход Рубикона — это массовое, масштабное применение силы, огнестрельного оружия. В ответ тоже будет применение силы и огнестрельного оружия, возможно, не сразу. Это уже — гражданская война.
Единственный альтернативный цивилизованный вариант — переговоры и поиск компромисса, взаимные уступки. И первое, что нужно сделать, — договориться о перемирии. И об отступлении власти, боевиков, кого угодно, об определенной зоне демилитаризации на Европейской площади — чтобы не переходили ее и не штурмовали друг друга. Второе — отмена или хотя бы приостановление действия законов, принятых на прошлой неделе. Потому что данные законы стали катализатором новой волны кризиса. А дальше нужно договариваться. Я не думаю, что сейчас предметом переговоров будет отставка Януковича. Нужно быть реалистами.
Сейчас нужно быть либо реалистом, ответственным человеком, либо проявлять революционный или контрреволюционный энтузиазм. Если реализм — то не отставка или капитуляция кого-то с одной или другой стороны, а попытка договориться о правилах честной игры на следующих президентских выборах в 2015 году. Чтобы Кличко смог принимать участие в выборах, возможно, и Тимошенко, почему бы и нет? Если Европейский суд по правам человека признает, что приговор по ее делу был, мягко говоря, не совсем корректным. Чтобы ЦИК был сформирован на паритетных принципах и чтобы этот орган был действительно незаангажированным. Думаю, что после последних событий необходимо, чтобы была и гарантия выхода из кризиса в виде непартийного правительства, нейтрального. Иначе мы из кризиса не выйдем. И, безусловно, нужно договариваться о постепенной, пошаговой демилитаризации центра Киева.
Иван КАПСАМУН, Ольга ХАРЧЕНКО, Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Выпуск газеты №:
№11, (2014)