Перейти к основному содержанию

«Идеальное правительство» для... «их мира»

Яценюк VS Гройсман: политико-экономический портрет
11 апреля, 19:20
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Премьер-министра Яценюка все-таки «дожали» уйти в отставку, чего очень добивались Президент Порошенко и его окружение. Хотя слово «дожади», наверное, является преувеличением. Несмотря на длительное противостояние между президентской и премьерской командами до сих пор им постоянно удавалось договариваться. Именно так это выглядит и сейчас. В этом противостоянии «президентские» понемногу увеличивали свою квоту во власти и оттесняли «премьерских». Правда, каждый раз Яценюку удавалось определенным образом, насколько это возможно в конкретной ситуации, выглядеть лучше. Вот сейчас, например, он заявил об отставке после «офшорного скандала» Президента, фактически свалив всю ответственность за состояние страны на Порошенко и его окружение, хотя ответственность за кризис на Яценюке лежит не меньше.

Итак, Яценюк ушел, пробыв на своей должности больше двух лет — возможно, самых тяжелых лет в новейшей истории Украины. Чем же запомнится его правительство? Сам Арсений Петрович традиционно говорит о достижении: «Мы избавились от номенклатурного неравенства, уберегли украинскую экономику от дефолта, начали масштабные структурные изменения и сделали все для необратимости европейского выбора. Несмотря на войну создали условия для экономического возрождения». Но ли это?

«Правительство Яценюка» себя с самого начала позиционировало как «правительство камикадзе», и его миссия заключалась в том, чтобы осуществить непопулярные меры, которые позволили бы в будущем перейти к более рациональному, справедливому и успешному способу ведения государственных дел в целом и в конкретных областях, — дает комментарий «Дню» доктор политических наук, заведующий Центром исследований проблем Российской Федерации Максим Розумный. — Такая позиция была оправдана, и потому правительство Яценюка сначала поддержали не только украинцы, но и западные партнеры. Однако, исходя из такой логики, эти шаги должны были бы быть непопулярными не только для большинства населения, которое получило резкое снижение доходов, повышение тарифов и других расходов, но и для так называемой элиты, олигархов и других получателей ренты и других благ в нашей стране. И тут есть вопрос, насколько была сбалансирована в этом смысле политика правительства. В какой-то мере были осуществлены шаги для укрепления суверенитета Украины, укрепления экономической независимости, в частности от российского газа. Также определенные реформы были проведены в правоохранительной системе. Но очевидно, что дисбаланс в расходах на реформы все же был не в интересах рядовых украинцев».

«У Яценюка было достаточно времени, чтобы провести существенные изменения в стране и реальные реформы, — дает комментарий «Дню» политолог Виктория Подгорная. — Но, учитывая их поверхность, ему нужно было уйти раньше. В целом возникает впечатление, что украинская политика двигается по кругу, не меняются никакие политические алгоритмы. Отставка Яценюка стала результатом политических договоренностей, даже если он говорит, что ушел сам. Сейчас Яценюк надеется, что благодаря этому позже он сможет вернуться на политический олимп и восстановить свой рейтинг. Данная отставка говорит также о том, что вопрос нового Кабмина уже согласован, в нем могут быть отдельные интересные личности, скорее будет больше представителей «Народного фронта». Премьером, очевидно, будет Гройсман. Но это не решит проблему, поскольку все старые лица в политике продолжат действовать по старым алгоритмам поведения — они уже продемонстрировали их за последние два года».

Даже если президентской сценарий все-таки будет воплощен в жизнь, чего Порошенко хотел еще после последних парламентских выборов, станет ли от этого лучше стране? Как показывает практика последних лет, старая система никуда не делась из политики, как и раньше на первом месте личные и корпоративные, а не государственные интересы. Соответственно, от перемены лиц до сих пор мало что менялось. Реформы оставались только на словах. Поэтому говорить о том, что с отставкой Яценюка политический кризис заканчивается, рано. Не исключено, что он может только углубиться. Напомним, что Янукович фактически также имел всю полноту власти.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО?

Скорее всего, уже сегодня в Верховной Раде будет официально отправлен в отставку Кабмин Яценюка и создана новая коалиция, соответственно, утверждено новое правительство. О таком сценарии развития событий накануне высказались все основные игроки — как Президент с Яценюком, так и представители их политических сил. Если нет, то по крайней мере на этой неделе этот вопрос должен быть решен точно.

«Думаю, что по голосованию во вторник относительно премьера у них все решено и им должен быть Гройсман, — дает комментарий «Дню» народный депутат от «Батьківщини» Игорь Луценко. — Это будет легализация коалиции, которая существовала давно. Из остатков иногда замаскированных регионалов сформированы некие депутатские группы, которые помогают нынешней власти в голосовании. Если не хватает этих голосов, тогда уже используются самые «откровенные регионалы». В прошлом правительстве специально привлекались люди с Майдана, чтобы хоть как-то продемонстрировать общественности, что якобы происходит обновление власти. Тогда это был фейковый процесс. Последнее правительство меньше пиарилось на этой теме, ведь при его формировании пытались продемонстрировать меньшее тяготение к Майдану. А новое правительство, думаю, вообще будет абсолютно изолированным и никоим образом не связанным с Майданом».

«Это не будут принципиально новые люди, а будут выходцы из тех же экономических и политических групп, — соглашается с таким мнением Максим Розумный. — В идеале команда правительства должна быть сконструирована из тех людей, которые профессионально разбираются в сферах, которыми они должны руководить. Но эти люди должны быть независимыми от коллективных аппетитов и не должны быть ставленниками групп или лиц, которые распределяют наши коллективные блага между собой. Правительственные чиновники должны быть зависимыми от украинского народа через его уполномоченных представителей. Но с этим механизмом репрезентации интересов украинского народа в политической сфере как раз и есть проблемы. Очевидно, что на переходном этапе речь идет о том, что мы называем «техническим правительством».

Между тем, лидер президентской фракции «БПП» Юрий Луценко не прочь занять должность генпрокурора. Напомним, что действующее законодательство не позволяет ему быть кандидатом в генпрокуроры. «Когда мне задали вопрос: а если законодательство будет изменено, готов ли ты, я сказал, что я не хочу, но готов», — сказал Луценко. Это к вопросу подходов в кадровой политике нынешней власти.

«В идеале алгоритм должен быть таким — формируется настоящая, а не «полутушеная» коалиция, и она уже работает как демократический мини-парламент. И именно в ней должно формироваться по такой же процедуре правительство, — выражает свое мнение Игорь Луценко. — Для этого формируется рамочная программа путем широкой дискуссии в обществе, которая параллельно утверждается в парламенте. Мы должны понимать, какой именно исполнитель этой программы будет в правительстве. От прописанных задач и нужно искать соответствующих людей на должности. Премьер должен формировать свою команду путем открытых дискуссий с представлением конкретных программ и ответами на вопросы. Следовательно, идеальный механизм: программа — глава правительства — непосредственные исполнители на уровне министерств. Я бы еще хотел в новом правительстве видеть украинцев, которые владеют украинским языком и, соответственно, могут читать украинские законы. Но сейчас ситуация абсолютно противоположная. Все исходит из того, кто и кого поставит на те или иные должности в правительстве. Находятся документы и депутаты, которые в парламенте будут исполнять роль массы или биомассы, которая должна симулировать коалицию».

«На самом деле нам нужно, чтобы старая политическая верхушка, Президент и премьер сделали главное — открыли шлюзы для новой политической элиты, — подчеркивает Виктория Подгорная. — Сейчас же ее пытаются распылить по политическим проектам старого образца, чему способствует система законодательства и финансирования партий, которые ограничивают создание новых политических сил, структур и элит. Но Украина больше не может ожидать новых политических элит — они нужны уже сейчас. Поэтому Президент и премьер в течение следующего периода должны продемонстрировать свою способность или неспособность для этого. А следующий этап сделает жестокий вызов для формирования новых партий и элит, а также для новых выборов».

* * *

Ровно год назад в «Дне» вышел материал по результатам проведенного в редакции круглого стола под заголовком «Правильно ли мы боремся?». В своем вступительном слове главный редактор «Дня» Лариса Ившина тогда отметила: «Майдан начинался под лозунгом активной евроинтеграции. Видим ли мы сегодня достаточно сильное продвижение в этом направлении? Мы назвали наш круглый стол «Можно ли остановить реванш?». Здесь у каждого свое понимание, что это значит, но я думаю, что реванш — это не всегда оппозиционная партия. «Реванш» — это те подходы, против которых восстал Майдан. Есть ли угроза сохранения этих самых подходов и мутаций старых образов в политике?»

Как видим, подходы не только сохранились — мутация старых образов в политике продолжается, а значит, реванш становится очевидным. Хотя шансы на позитивные перемены остаются. Украине нужны реальные шаги в сфере реформ, стратегия и виденье возврата оккупированных территорий, разделение политики и бизнеса (скандал с оффшорами Президента продолжает нависать, потому что общество так и не получило четких объяснений), профессионалы, а не «свои» на должностях, например, это касается должности генпрокурора (почему не Виктор Шишкин или не Игорь Кабаненко на должность министра обороны.), четкие и прозрачные правила в экономике и т.п.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать