Перейти к основному содержанию

Как показать себя «новым»?

Интервью с Анной Гопко и Александром Солонтаем
22 октября, 10:15
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Анна ГОПКО: «Засилье политической рекламы присуще старым политическим силам, а для альтернативных сил в сегодняшних условиях — это вынужденный шаг»

 

Анна Гопко и Семен Семенченко, кандидаты от «Самопомочі», первый и второй номера в предвыборном списке, побывали на днях во Львове. После общения со студентами факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко автор задала несколько вопросов Анне ГОПКО.

— Анна, почему вы все-таки выбрали партийные списки, а не пошли по мажоритарному округу?

— Очень важна команда. Что бы изменило и какой бы был результат, если бы я пошла одна? Тогда мне надо было бы думать, к кому идти в коалицию. В командной игре важными являются приоритетные задачи, без них ты ничего не сделаешь. У Петра Алексеевича не было команды, поэтому очень много есть вещей в Администрации Президента, которые затягивают вместо ускорения. Это потому, что нет профессиональных людей. Идя в политику, надо понимать важность организации «твоих» людей, которые тебя не подставят, будут профессиональными и эффективными, чем обеспечится результат.

— Сегодня на каждом шагу есть политически агитационные билборды. Это на фоне того, что у нас фактически продолжается война, в которой украинская армия во многом обеспечивается волонтерами. Не кажется ли вам это циничным?

— Многое сегодня выглядит циничным. К примеру, когда мэр Киева не обеспечил подготовку города к зиме и, будучи только три месяца назад депутатом, опять идет в парламент, возглавляя партию. Я не видела «Блока Обамы» в США. Или когда не используют вовремя международные стандарты, чтобы освободить Надежду Савченко. Сегодня это спекуляция ее именем. Засилье политической рекламы присуще старым политическим силам, о которых и так все знают. А для новых альтернативных сил в сегодняшних условиях это вынужденный шаг. За такой короткий промежуток времени без внешней рекламы и доступа к каналам олигархов сложно о себе рассказать.

— Как вы прокомментируете прием мэром Львова и лидером партии «Самопоміч» Андреем Садовым экс-президента Леонида Кучмы с его подарками?

— Мэр Львова представляет интересы львовян. В случае, если кто-то приезжает во Львов, — это личный выбор мэра. Свое решение не поехать на форум YES я приняла, это была моя позиция. Тогда я не представляла РПР, а не пошла как человек, который имеет свою жизненную позицию. Если эта ситуация важна для интересов львовян, которых он олицетворяет, тогда это его решение.

— Как на это среагировали в партии?

— Мы каждый день спим несколько часов. Даже не успеваем реагировать на Левочкина с Фирташем и думаем о том, какие сейчас, в последние три дня, могут произойти серии мегапровокаций и выливание грязи. Допускаем, что не без участия правоохранительных органов как метода давления и т. п. Поэтому физически на такое времени не хватает. Я, к примеру, даже не успеваю на почтовые сообщения отвечать, за что на меня обижаются.

— Мониторя вашу страницу в ФБ, я не увидел ни одного поста относительно этого события. Хотя до этого вы много критиковали Кучму.

— Моя позиция относительно Кучмы неизменна. Просто сейчас я физически не успеваю «постить» что-то аналитическое о том, что сегодня происходит. Если будете считать мои записи за апрель-май, то там пишу обо всем, что творилось. А теперь я только успеваю фотоотчеты делать. Времени не хватает даже на элементарные впечатления — сесть и осмыслить произошедшее за день, что очень важно, чтобы не сойти с ума.

— Не кажется ли вам, что такой прием мэра сыграл позитивную роль для имиджа Кучмы и негативную для «Самопомочі»?

— Я считаю, что любой человек, который захочет подарить рояль, библиотеку или еще что-то, должен это делать «тайно» — так в Библии написано. Поэтому этот вопрос к тому, кто дарит и с какой целью он это делает. Это делается от всего сердца или чтобы раструбить? Как говорят, делай добро не ради красивого спасибо, а делай добро, потому что ты просто так чувствуешь и иначе не можешь. Есть умные люди, которые дадут оценку этим пиарным манипуляциям. Ответственность лежит на том, кто на этом пиарится.

— Кабинет министров обнародовал список первых чиновников, уволенных в рамках закона «Об очищении власти», в который попал Игорь Кабаненко. О чем это говорит?

— Есть 3 % людей, которые мегапрофессиональны и которые со своим опытом должны были бы работать в интересах государства, но они подпадают под закон «О люстрации». Есть и некоторые неточности относительно того, какую работу они выполняли. Поэтому надо доработать, чтобы не потерять качественных патриотичных людей. А всех негодяев надо чистить. Это маленькая жертва.

— Узнавать о своем увольнении из СМИ — определенная традиция совкового способа государственного менеджмента. Почему новая власть после Революции достоинства дальше пользуется такими методами?

— Потому что есть несовершенные механизмы выполнения этого закона. И будут попытки дискредитации люстрации разными способами. Сегодня уже есть механизмы, позволяющие «закосить» от люстрации. Например, когда берешь справку о службе в АТО, а дальше — попадаешь под амнистию. Это дело стоит 4—5 тыс. долларов. Мы должны понимать, что живем в такой уродливой и загнивающей системе, которая цепляется за что-либо, чтобы уцелеть. Это как раз и является возможностью наконец пробиться новым подходам, когда эта система исчезнет и начнет строиться новая Украина с новыми подходами. Мы видим, как закон «О люстрации» с одной стороны пытается очистить власть, а с другой — как эта система будет пытаться разными способами дискредитировать сам закон, показывая, что он неважный, ненужный и т. п.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ НА ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 26 ОКТЯБРЯ БУДЕТ ИМЕТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: РАЗМЕР 20 НА 60 СМ; ЦВЕТ СЛОНОВОЙ КОСТИ; ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ВИДИМЫЕ И НЕВИДИМЫЕ ЗАЩИТНЫЕ КРАСКИ, ЗАЩИТНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. В БЮЛЛЕТЕНЕ СОДЕРЖИТСЯ СПИСОК ИЗ 29 ПАРТИЙ, БАЛЛОТИРУЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ / ФОТО РЕЙТЕР

 

— Одним из главных требований РПР было — прозрачность финансирования политических партий. Но это не было услышано. Кто финансирует вашу партию?

— Алексей Скрипник, соучредитель компании по разработке программного обеспечения ELEKS, Александр Данченко, генеральный директор ЗАО «Датагруп», Иван Мирошниченко, бывший гендиректор Noble Resources Украина, я даю часть денег, хотя и очень скромную. Недавно один львовский предприниматель перечислил 100 тыс. гривен. Переводят деньги и из других городов. Это средний бизнес, который понял, что хочет заказывать политику государства. Он не хочет, чтобы его просто не трогали, напротив — он хочет стать двигателем системы, диктовать свои условия. Для этого им нужные представители.

Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко


 

Александр СОЛОНТАЙ: «Уже через три недели проявится новое качество украинской политики»

 

Вчера один из лидеров политической партии «Сила людей» и эксперт Института политического образования Александр Солонтай принял участие в предвыборной агитационной программе на Первом национальном. Накануне эфира «День» пообщался с паном Александром на тему основных тенденций нынешней политической гонки, люстрации и роли молодых партий в постмайдановской политической жизни Украины.

— Какие бы вы обозначали основные черты нынешней предвыборной кампании?

— Я бы назвал ее «скомканой», ведь все сжалось, но не из-за ее сокращенных сроков. Общество не может сконцентрироваться на выборах — оно переключается то на падение курса гривны, то на события на востоке, ведь предвыборная гонка стартовала параллельно с событиями под Иловайском и вторжением российских войск. Кроме того, все понимают, что политические силы -фавориты нынешних выборов являются временными образованиями — избирательными проектами. Партии созданы даже не под политических лидеров, а под одни выборы — для одноразового использования. Это все снижает у людей ощущение того, что эти выборы могут что-то изменить. Но несмотря на все их недостатки, включая старые избирательные правила, они принесут позитивные перемены в стране, хотя и незначительные. Произойдет частичное обновление Рады, а новая ВРУ будет понимать, что ее избрали, потому что не работала предыдущая, поэтому нужно что-то делать, иначе ее также быстро выгонят.

— Изменился ли подход политических партий к политической кампании на новых выборах? Изменилось ли ее качество?

— Фактически, ничего не изменилось. Когда в нашей стране банально не хватает денег на самое необходимое, политики тратят миллионы на бессмысленную рекламу, которая не несет в себе никакого общественного конструктива. Это вызывает полное отвращение.

— Какова же возможность для молодых политических сил выделиться из этого потока старой по сути политической рекламы?

— Наша политическая сила никогда не была рекламной или раздутой — она строилась от людей, со сбором их поддержки, пожертвований. Так же мы ориентированы собирать как можно большее количество человеческих контактов, поскольку «Сила людей» ориентирована на то, чтобы обычные граждане, а не пиарщики, влияли на курс партии. Реклама у нас — всего лишь дополнительный фактор.

Но отсутствие в Украине свободного телевидения и наличие свободы слова на уровне печатных изданий и Интернета очень сильно сдерживает возможность развития такой гражданской политической силы, как наша. И мы чувствуем серьезное неравенство с другими субъектами избирательного процесса, которые имеют доступ к ТВ.

— Выходит так, что люди продолжают отдавать преимущество тем, кто лучше выглядит на экране телевизора и на рекламном билборде?

— В других странах телеящик также оказывает большое влияние на выбор граждан, хотя и не такое большое, как в Украине. Но говорить, что страна за последнее время не изменилась, — не совсем правильно. В Украине нет отделения ТВ от политики, а телевидение не имеет функции бизнеса и равных подходов. К тому же финансирование партий имеет олигархическое происхождение. Поэтому на выходе через инструмент телевизора возникает неравенство между политическими силами. Поэтому здесь вопрос не в телевизоре, а в реформе государственного подхода к финансированию политических партий и к ТВ.

— На фоне тренда с привлечением «новых лиц» и общественных активистов с Майдана в старые политические силы как все-таки первые могут себя проявить? Как продемонстрировать новое качество украинской политики?

— Уже через три недели это новое качество проявится, когда исчезнут все те субъекты, лицами которых старые политические силы обклеили всю страну. Избирательные рекламно-маркетинговые проекты исчезнут, а новые политические силы, такие как «Сила людей», покажут себя работающими стабильно и системно, независимо от того, есть ли в стране выборы. С одной стороны, они будут помогать людям не впадать в отчаяние, ведь система еще не успела измениться со времени Евромайдана, а с другой стороны, через механизмы партии будут предоставлять возможность приобщаться к переменам в стране. В этом и будет главная концептуальная разница между «старой» и «новой» политикой, которая растет и развивается и предоставляет людям возможность быть творцами Украинского государства, а не только пассивными его потребителями.

— Касательно люстрации. Наряду с возможным обновлением парламента сейчас началась очистка системы в соответствии с недавно принятым законом. Но на самом ли деле он позволяет качественно очистить систему, не уволив действительно профессиональных кадров?

— Не нужно питать иллюзий, что парламент очень сильно обновится на новых выборах, потому что Рада специально не изменила избирательные правила, чтобы самих себя переизбрать в новую ВРУ.

Закон о люстрации — это также предвыборная технология. После переизбрания Рады мы будем снова и снова возвращаться к данному закону, чтобы переделывать механизмы его реализации.

В соответствии с ним органы государства люстрируют сами себя — это очень неэффективно. Критерии люстрации также являются неправильными. Например, адмирал Игорь Кабаненко, которого долгое время увольнял Янукович, но из-за Евромайдана не успел «потопить». И в конце концов, новая власть его «люстрировала». Какие это правильные критерии люстрации? Критерии должны быть другими, а человек должен отвечать не за время пребывания на должности, а объяснять свои действия во время исполнения своих полномочий. Во-вторых, под люстрацию не должно попадать такое большое количество служащих и чиновников. Люстрированы должны быть те, кто принимал решения, а не выполнял. Ведь все наше общество выполняло решения, и тогда все 45 миллионов должны быть лишены политических прав.

Главное в этом процессе — не повторить систему. А нынешняя система занимается самовоспроизведением, поэтому она не изменила избирательное законодательство, не провела реформу публичной службы, не осуществляла реформу местного самоуправления, не провела бюджетную децентрализацию, не открыла казначейские счета.

Но если общество захочет, оно сможет давить на новый парламент, чтобы тот принимал необходимые решения, независимо от своего состава. А новые партии, такие как «Сила людей», должны становиться проводником воли общества, независимо от количества мандатов в Раде.

Дмитрий КРИВЦУН, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать