Кто должен ответить?
Эксперт: «Спровоцированная кровавая трагедия как минимум должна означать люстрацию и для власти, и для оппозиции»![](/sites/default/files/main/articles/19022014/4maydan4.jpg)
Украина еще не погружалась так глубоко в кризис, как это произошло сейчас. В течение 23-х лет независимости были разные противостояния, майданы, столкновения, но чтобы ситуация дошла до того, когда счет пошел на десятки человеческих жизней с обеих сторон, — такого мы не помним. Это не просто физическая потеря, это психологический удар для общества. Если раньше украинцы могли видеть кровавые кадры умерших по телевизору или в интернете где-то в горячих точках мира, то сегодня это происходит в самом центре нашей столицы. Почему это стало возможным?
Серия ошибок отечественных политиков и их последовательное воплощение, плюс иностранных сценариев — вот что привело к сегодняшней ситуации. Еще с 90-х годов политики раз за разом теряли шанс реформировать страну. Главная цель большинства из них — обогащение и защита личностно-клановых интересов. Как ни странно, сегодня как раз о президентстве Леонида Кравчука, которое длилось лишь 2,5 года, несмотря на негативные моменты, отзываются наиболее положительно (вклад в обретение независимости Украины, запрет Коммунистической партии, разрешение политического кризиса путем объявления досрочных президентских выборов...).
Президентство Леонида Кучмы было пока самым продолжительным — 10 лет из 23-х. Сегодня по-разному относятся ко второму президенту, но именно за время его правления страной была заложена кланово-олигархическая система, в которой страна существует до сих пор. Не будем детально останавливаться — здесь и коррупция, и «дело Гонгадзе», и фальсификация выборов, и подрыв парламентаризма..., отметим лишь, что результатом президентства Кучмы стали «помаранчевые события» как большая надежда на реформирование заложенной системы.
А вот дальше наступило не меньшее разочарование от пятилетки Виктора Ющенко, которого помаранчевый майдан и привел к власти. За определенной демократической завесой его президентства продолжались постоянные политические противостояния и ссоры. Как следствие, систему, которая перешла в наследство, лишь подрихтовали, а не демонтировали. Закономерный результат — к власти в 2010-м пришел действующий глава государства Виктор Янукович, который был основным оппонентом Ющенко в 2004-м и олицетворением коррупционного прошлого Кучмы. Из позитивов, которые удалось привнести Ющенко, следует выделить вопрос Голодомора.
Потом начались системные ошибки президента Януковича. Первое, чем он занялся, — переформатирование парламентского большинства, которое предварительно своим решением разрешил Конституционный суд. Последний помог Виктору Федоровичу и осенью 2010-го — принял вердикт о фактическом возвращении Конституции 1996 года. Оба решения, по мнению юристов, КС не имел права принимать. Но в 2010-м был еще один шаг власти, который считают первой очень серьезной ошибкой власти, — Харьковские соглашения. «Русский крючок» сработал еще в самом начале президентства Януковича.
МИТИНГУЮЩИЕ ПЕРЕОБОРУДОВАЛИ МИХАЙЛОВСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ЧАСТЬ, ГДЕ МЕДИКИ-ВОЛОНТЕРЫ ОКАЗЫВАЮТ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Еще одной ошибкой является принятие «языкового» закона, из-за которого около Украинского дома летом 2012-го произошло настоящее побоище между протестующими и «Беркутом». Вообще гуманитарная политика — слабое место нынешней власти. Здесь достаточно вспомнить деятельность в этой сфере неизменного министра образования и науки Дмитрия Табачника или депутата-регионала Вадима Колесниченко.
Отдельная тема — «дело Тимошенко». Да, лично для Януковича было важно устранить конкурента. Но как сказала когда-то депутат от Партии регионалов Анна Герман: «Если бы я знала, кто это сделал... Если бы я знала, кто принял такое решение. Я задушила бы его собственными руками». Можно догадаться, кому было выгодно это дело (за которое сразу зацепились европейцы), чтобы притормозить евроассоциацию Украины. И вряд ли сейчас важно, какая судьба личной нелюбви Януковича к Тимошенко, главное, что эта партия разыграна очень удачно — Украина не подписала соглашения с Евросоюзом, а Президент оказался в очень сложной ситуации.
Как раз соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС могло оставить Януковича в истории Украины как евроинтегратора и обеспечить ему второй срок президентства. Но за неделю до Вильнюсского саммита произошел разворот — разворот, который привел к тому, что мы имеем сегодня. Вряд ли после последних событий Янукович останется в истории с позитивной точки зрения. Систему, которая передается в наследство от президента к президенту, он не изменил, более того, допустил кровопролитие и убийства.
Нежелание власти идти на уступки и хроническое опоздание в действиях после торможения евроассоциации, а особенно разгон студентов 30 ноября, привели к боевым действиям на улицах Киева. Выводы не делались ни после 1 декабря, ни после 11 декабря, ни после 22 января, ни, как видим, после 18 февраля. С каждым разом повестка дня все больше диктует — сила. Все переговоры, проводившиеся с оппозицией или, так называемые, круглые столы, или не давали результата, или были элементом затягивания времени.
МАЙДАН НЕЗАЛЕЖНОСТИ. 19 ФЕВРАЛЯ 2014 г. / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Безусловно, ответственность лежит на власти, которая такая, какая она есть. Все мы давно знаем и прекрасно видим, особенно когда на помощь силовым структурам нанимаются так называемые «титушки». Другое дело — оппозиция, которая претендует на роль альтернативы. В том, что сегодня происходит в столице, также и ее большая «заслуга». Позиционируя себя как лучшую, чем власть, все мы помним, как продавались места в списках перед парламентскими выборами 2012 года. А кто подписал, мягко говоря, не очень удачное газовое соглашение 2009 года, которое спровоцировало власть пойти на следующий бессмысленный шаг и подписать Харьковские соглашения. А разве многие нынешние оппозиционеры не были при власти? И что они сделали, чтобы изменить систему? Тот же бывший председатель СБУ Турчинов, который призывал пройтись по правительственному кварталу еще вначале протестов. Кто должен был отвечать за пострадавших?
Особенно показательной стала последняя ситуация с призывом оппозиции к обществу прийти во вторник в Верховную Раду. Когда парламент окружен тысячами «беркутовцев», любой человек может сказать, что столкновения будут. Тем более, зная практику «общения» «Правого сектора» с силовиками на Грушевского. Оппозиция сознательно пошла на заострение ситуации. Надеясь с помощью улицы надавить на власть и вернуть в Верховной Раде изменения в Конституцию 2004 года. В такой ситуации разве только власть должна отвечать за десятки убитых людей? Часть оппозиции, которая в игре, тоже. Да и разве возобновление Основного закона 2004 года разрешит ситуацию? Кажется, проблема у нас с выполнением законов и политической культурой всех политиков.
«Общество должно дать жесткую оценку так называемой политической элите страны, — комментирует «Дню» народный депутат двух созывов Александр Ельяшкевич. — Спровоцированная кровавая трагедия как минимум должна означать люстрацию и для власти, и для оппозиции. В том числе, это должно касаться и безответственных депутатов парламента, которые вместо того, чтобы найти скорые и эффективные решения по урегулированию кризиса, упрямо снова и снова продуцировали жестокое противостояние в стране».
Переговоры теперь сорваны. К этому привели как глухость власти, так и действия оппозиции вместе с «Правым сектором». А теперь задумаемся, кому выгодна эскалация ситуации в Украине? Кто тормозил евростремления Украины и устраивал экономические войны на наших восточных границах? К кому собирался обратиться крымский парламент за защитой прав автономии? МИД какой страны называет то, что происходит в Украине, погромами, а протестующих — экстремистами и фашистами? Ответ — Россия.
«ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ИДТИ НА ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОМПРОМИСС»
Игорь ТОДОРОВ, профессор, глава Донецкого отделения Всеукраинской общественной организации «Украинская ассоциация европейских студий»:
— Могу сказать о студентах. Они подавлены и шокированы случившимся.
Был и остаюсь сторонником ненасильственного разрешения конфликта, ведь альтернатива ужасна. На нынешнем этапе надо идти на принципиальный компромисс, а не делать вид, что он достигнут. Поскольку сила на стороне власти, принципиальные компромиссы нужны именно с этой стороны. Любые другие пути приведут к эскалации и конфронтации. Никакой политической и общественной силы именно в Украине, которая была бы в этом заинтересована, нет. Не принимаю во внимание так называемую «пятую колонну», и уверен, что нынешний сценарий идет на пользу только одной стране — России. Я — не сторонник закулисных игр, это чисто логический подход: кому это выгодно? Ответ однозначный.
Что касается авторитетов, видел обращение Рината Ахметова и компании СКМ. Крупных бизнесменов уважают по определению, и их слова в поддержку прекращения эскалации могут услышать. Уверен, что для Донбасса это — принципиальная сила, но, возможно, нужны конкретные действия со стороны бизнеса, так заявления не имеют надлежащих последствий. Здесь прослеживается логическое сочетание интересов: государство стремится к прекращению конфликта с перспективой гражданской войны, донецкие олигархи по своим бизнес-интересам также заинтересованы в нормализации ситуации. Не могу ничего советовать по этому поводу, потому что далек от сферы бизнеса, впрочем, это может быть неформальное влияние на органы власти.
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СЕГОДНЯ ВЫНУЖДЕНО ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ДОЛЖНЫ БЫЛИ СДЕЛАТЬ ДО НИХ И ИНЫМ ОБРАЗОМ»
Анатолий КИЧИНСКИЙ, поэт, художник, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, Херсон:
— Исходя из того, что мне пришлось услышать и увидеть в нашем регионе в течение месяцев протестов, складывается впечатление, что многие до сих пор не поняли глубинную суть этих процессов. Самое обидное, что эту суть не смогли постичь представители власти, начиная с президента до местных чиновников. Когда территория УССР стала независимой, начался процесс деколонизации человеческого сознания. К сожалению, строители государства сильно затянули этот процесс в силу разных причин. Между тем росло новое поколение, которое сегодня фактически вынуждено делать то, что должны были сделать до них и другим способом. Та незазомбированная молодежь, сознательная, выросшая в независимой Украине, не хочет жить в УССР. Это вывело их на майданы. Отсутствие разумного диалога между политиками и разгон мирного протеста подталкивают к радикальным действиям. Вместе с тем, насилие не должно расти с обеих сторон. По моему мнению, власть наконец должна пойти на значительные уступки. Имеется в виду хотя бы шаг навстречу в вопросе голосования в Верховной Раде Акта возвращения к Конституции 2004 года. Ведь протестующие тоже поддерживают этот шаг. Но я в это мало верю. Пока не видно шанса для диалога, поскольку власть общается на языке силы. А люди не отступают, потому что понимают, какие сразу начнутся преследования и репрессии.
Возвращаясь к реакции нашего региона, я с сожалением могу констатировать, что у нас также отсутствует здоровый диалог местных элит. Потому и элита ученых, творческих деятелей, общественных активистов — очень разрознена. И власть не заинтересована в ее объединении. За все время противостояния не были проведено серьезные мероприятия, на которых лидеры общественного мнения могли выразить свою позицию, сказать разумные слова, которые могли бы прорасти разумными поступками. Лично я бы с удовольствием принял участие в таком «круглом столе».
«МОРАЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ МОЖЕТ СТАТЬ ЦЕРКОВЬ»
Виталий МАСНЕНКО, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и этнологии Украины Черкасского национального университета им. Б.Хмельницкого:
— С одной стороны, мы наблюдаем абсолютную девальвации доверия к власти. С другой — парламентская оппозиция тоже не имеет стопроцентного доверия граждан. Большая часть общественности и различных организаций занимает отдельную позицию, считая, что лидеры оппозиции не выполняют полностью свою функцию и часто думают о своих интересах.
Я считаю, что моральным авторитетом может стать Церковь. Мы уже видели несколько общих и отдельных заявлений различных Церквей, в том числе православных конфессий как Киевского, так и Московского патриархатов. Они выступают за прекращение насильственных действий. С тем же призывом выступила и греко-католическая Церковь и другие религиозные объединения. Думаю, что это может стать тем фактором, который как-то сдержит насилие.
Что касается черкасского региона, то особых радикальных событий здесь не наблюдается, и все сосредоточены на Киеве. Кстати, митрополит УПЦ Московского патриархата Софроний и митрополит Киевского патриархата Иоанн могли бы стать теми авторитетами, которые бы уменьшили эскалацию напряжения.
Черкасская власть тоже ведет себя довольно странно — забаррикадировалась, заварила двери. Создается впечатление, что власти нет вообще. По моему мнению, не стоит дублировать действия власти в других регионах. Черкасский городской совет тоже мог бы занять более активную позицию, как и областной.
Мне кажется, самая большая преграда для того, чтобы повернуть события в ненасильственное русло, — это то, что власть неадекватно оценивает ситуацию. Ведь речь идет не о горсточке радикалов, а о миллионах людей. Это глубокое массовое гражданское возмущение. Силовой вариант не будет иметь никакого результата.
Сегодня оптимально вернуться к статус-кво — к началу последних событий. Не знаю, насколько это возможно, потому что очень резко ситуация перешла грань. Очень сложно начать с чистого листа, но нужно на чем-то остановиться, зафиксировать позицию и не продолжать эскалацию. Это было бы началом переговоров. А дальше, возможно, стоит привлекать международное посредничество. Поскольку пока Украина сама не может урегулировать кризис. Аргументы были разные, но власть проигнорировала это, в том числе позицию международных организаций. Возможно, речь идет о несамостоятельности Виктора Януковича в принятии решений. Есть опасность, что отрабатывают сценарии других стран. Возможно, причастен и Кремль.
«ЕДИНСТВЕННЫМ РЕЦЕПТОМ МОЖЕТ СТАТЬ ЧЕТКАЯ ПОЗИЦИЯ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ»
Игорь ГУЛИК, политический эксперт, Львов:
— Боюсь, что стабилизация в регионе, в частности на Львовщине, в значительной степени зависит от того, как будут разворачиваться события в столице, в частности на Майдане. Проблема в том, что прошлая ночь (против 19 февраля), когда были почти мгновенно захвачены фактически все органы власти — от ЛОГА до управления СБУ, была прогнозируемой реакцией на попытку силового решения проблемы в Киеве.
Более того, подозреваю, что относительная легкость, с которой повстанцы захватили почти все районные участки милиции, а также областные управления СБУ, МВД, прокуратуру, а сегодня еще и ГАИ, вызвана не столько лояльностью галицких силовиков к народу, а тем, что им фактически некого было противопоставить революционной стихии. Ведь не секрет, что все резервы в настоящее время сосредоточены в столице и почему-то, думаю, для защиты одной-единственной особы в этой стране.
У меня есть достаточно грустное предчувствие, что когда ситуация в Киеве не войдет в относительно мирное русло, в провинции мы будем иметь достаточно грустные прецеденты мародерства, погромов и тому подобное. Единственным рецептом (и в принципе, на это можно рассчитывать) может стать четкая позиция местной власти, которая не замешкалась заявить, что полностью берет на себя ответственность за ситуацию. Насколько мне известно, сегодня глава областного совета (он же — Народная Рада) совместно с главой ГУ МВДУ во Львовской области должны были выработать алгоритм совместной работы для стабилизации ситуации. Достаточно жестко и конструктивно выступил и городской голова Львова Андрей Садовый.
Такой же реакции хотелось бы ждать от структуризирующихся уже в Самооборону Майдана формирований, которые формально теперь являются коммунальным предприятием облсовета.
Но при этом не будем забывать: предохранители сорваны, причем властью, которая не хочет прислушиваться к уличным протестам. И злость народа на несправедливость, несправедливость, коррумпированную, прогнившую систему обязательно должна найти выход. Главное, чтобы объектом этого озлобления не стали соседи, ближние, словом, ни в чем не повинные люди.
ЭМОЦИИ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАШКАЛИВАТЬ
Мирослав МАРИНОВИЧ, украинский правозащитник, публицист, религиевед, вице-ректор Украинского Католического Университета во Львове:
— Ответственность за ситуацию лежит, в первую очередь, на Президенте и правительстве. Они должны взяться за голову и спасти остатки шансов спасти Украину. Люди доведены до крайности, они должны защищать свои семьи от тех бандитов, которые окопались во власти.
Это благо для Украины, что здесь есть люди, могущие пойти на протест, когда видят откровенное насилие. Однако эмоции не должны зашкаливать. Давить на власть нужно, но нужно держать руку на пульсе: если нервы сдадут у одного активиста, нервы сдадут у всей Украины и ничем хорошим это не закончится.
Отдельно нужно обратить внимание на ответственность парламентариев, в частности депутатов Партии регионов. Им не удастся установить в Украине сталинский режим. Поэтому, если они не хотят, чтобы озверевшие люди отстреливали их на улицах, им нужно срочно собраться в Верховной Раде и проголосовать за прекращение полномочий президента. Он потерял контроль над государством и понимание того, что в нем происходит.
С самого начала Майдана я говорил, что у меня впечатление, как будто известные всем «кризисные менеджеры» ставят галочки напротив пунктов российского плана. Но миром правят не они, а Бог. Он дал человеку ум и совесть. Это то, к чему всем нужно обратиться.
«ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР — КАК СО СТОРОНЫ ВЛАСТИ, ТАК И СО СТОРОНЫ ОППОЗИЦИИ»
Владимир ЗУБАНОВ, советник Президента Украины:
— Должен быть честный разговор — как со стороны власти, так и со стороны оппозиции. Можно с европейским посредником или без него. Лучше — без. Мы сами должны во всем разобраться. Конечно, участие в переговорах должен принимать Президент, три лидера оппозиции и представители общественных организаций Майдана (тот же «Правый сектор» например). Их тоже надо приобщать. Дальше — перед камерами начать этот «честный разговор».
Сначала надо выяснить, почему люди вышли на Майдан и что их не устраивает в собственной жизни. Очевидно, люди стремятся в Европу, потому что думают, что там более справедливое общество. Взять ту же судебную систему власти, работу прокуратуры, бизнесовый климат и пошло-поехало.
Надо честно поговорить о проблемах, которые есть, разделить их на направления и искать варианты их решения. Оппозиция имеет в парламенте приблизительно 200 депутатов, но фактически не может решить ни одного вопроса, потому что парламентского большинства у нее нет — это тоже раздражает людей. Оппозиционные силы как-никак представляют огромное количество выборов.
И таких вопросов много. Поэтому надо честно идти и говорить об этом людям. Не говорить о том, что, мол, все у нас нормально, а признать, что в действительности все в стране происходит немного не так, как бы нам того хотелось, и уже сейчас решать эти проблемы.
Если сегодня к политикам от власти и оппозиции доверия нет, надо приобщить представителей общественных организаций или же экспертов тех стран, которые являются образцовыми в определенном направлении (реформа судебной, правоохранительной и т. п. сфер).
Если бы Президент предложил такой «честный разговор», то даже при нынешних условиях, думаю, ситуация имела бы шанс потихоньку регулироваться. Надо прийти к общему мнению и решать проблемы во всех направлениях. Вариант, что вроде бы «прав только я и больше никого слушать не буду», только заострит ситуацию. Надо искать компромисс.
Я в письменном виде передавал Президенту соответствующие предложения через АП. К сожалению, пока меня не слышат. Я не знаю, какие люди советуют что-то Президенту.
Стоит помнить, что нынешней ситуацией в Украине может воспользоваться любая другая страна мира. Мы, как самостоятельная единица, никому сегодня не нужны — ни со своими мнениями, позицией или, например, весом. В стране — беспорядок. Эта ситуация является ненормальной и нам от этого только плохо.
Власть и оппозиция должны собой овладеть, сесть за стол переговоров и сказать о своих предложениях. Надо вместе работать, разделить ответственность и рычаги влияния на ситуацию в стране.
Мы все — украинцы, и рано или поздно нам придется объединяться. Даже большевики не разделяли нас в 1917 году. Украину формировали в тех границах, которые есть сегодня. В Луганске и во Львове — мы все этнические украинцы. Это наша ментальность, поэтому СМИ должны в этом процессе сыграть свою роль, чтобы в прямом эфире люди имели возможность увидеть этот «честный разговор» без каких-либо тайн. Надо так же и правительство формировать, назначать премьера. Разделить полномочия в новом Кабмине.
Причем инициатива «честного разговора» может идти не только со стороны Президента, но и от оппозиционеров. Просто у оппозиции никаких инициатив нет. Перевыборы, отставка Президента, «банду — геть!» — это разве предложения? Если бы у них были реальные предложения, круглый стол проходил бы уже сегодня. А максимы наподобие того, что «мы хотим власти», никакого конструктива не вносят.
И вчерашнее обращение Президента надо было начинать со слов, что он понимает: есть много неурядиц, которые вывели людей на площади. И эти неурядицы касаются работы в направлениях судебной, избирательной системы, свободы слова и т. д. Мол, я сформирую свою делегацию, вы — свою, и начнем разговор по решению актуальных вопросов.
События последних месяцев засвидетельствовали, что в Украине не все так хорошо, как кому-то могло казаться раньше. Поэтому под решение конкретных задач надо сразу же формировать задачи для нового главы правительства. Необходимо сделать что-то для страны, для граждан.
«СЕЙЧАС ЕСТЬ ОДНА ВОЗМОЖНОСТЬ — ВВЕДЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСКОГО КОНТИНГЕНТА ООН»
Сергей СОБОЛЕВ, народный депутат, «Батьківщина»:
— Компромисс был возможен, когда были просто раненые или одна-две жертвы. Но когда это все превращается в десятки жертв — это уже не компромисс. У нас сейчас есть одна возможность и, я считаю, что это возможно назвать словом «компромисс». Речь идет о введении миротворческого контингента ООН, разъединения враждующих сторон и начале переговоров только в таком формате. Тогда есть возможность хотя бы о чем-то говорить. Когда же Янукович считает, что может потопить в крови народное восстание, то какой компромисс может быть с тираном?
Сначала надо разъединить армию и народ. После этого уже можно будет садиться и о чем-то договариваться. В условиях, когда в людей постоянно стреляют, пытают или даже убивают — никаких переговоров быть не может.
Мне это напоминает переговоры в концлагере: есть жертвы, а есть охранники. У вторых есть оружие. Вспомните, все переговоры, которые шли последние три недели были переговорами во время перемирия. Сейчас в него никто не верит. Для Януковича перемирие — это стянуть новые силы, оружие и стрелять в людей. Этого допустить нельзя.
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ НАЗНАЧЕНИЯ ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ»
Андрей НОВАК, экономист, общественный деятель:
— Во время когда в стране идут военные действия, стороны конфликта должны объявить о перемирии и сесть за стол переговоров. Поскольку предыдущий опыт продемонстрировал, что эффективность переговоров между властью и оппозицией низкая, нужен посредник из высших международных структур. Европейские структуры должны передавать Януковичу аргументы в виде прямых финансовых, имущественных и визовых санкций против президента, его сыновей, высших должностных лиц, которые формируют финансово-силовой блок. Таким образом их посредничество будет иметь другой контекст и это обеспечит больше шансов на уступки со стороны власть.
Единственным выходом для решения действующего политического кризиса является объявление досрочных парламентских и президентских выборов. Тянуть до марта 2015 г., когда должны состояться очередные президентские выборы, и октября 2017 г., когда состоятся плановые парламентские выборы, нет смысла. Иначе будет продолжаться острое политическое противостояние, в частности в регионах: колиивщина, партизанщина. Политическая разрядка может произойти только в случае назначения досрочных выборов. Это изменит форму политического протеста и мышления, переведя ее в избирательную плоскость.
Все понимают, что действующая ситуация играет на руку России. Но если одним это нравится и они в этом заинтересованы, другим, надеюсь — нет, и они начнут как-то действовать. Кроме того, европейцы начинают понемногу понимать, кто такой Янукович, и, возможно, начнут действовать иначе, если они не хотят иметь сильной диктатуры в центре Европы. Это будет второй Лукашенко, но с жестокостью Асада. Им надо действовать более решительно, а не выражать разной степени обеспокоенность.
В конце надо отметить, что, с точки зрения экономики, в Украине наступил дефолт. С таким украинским правительством никто не будет работать — ни Европа, ни мир — кроме, разве что, Российской Федерации.
«СКАЖУ ПРЯМО — ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В УКРАИНЕ КУПЛЕНА ПУТИНЫМ»
Александр СУШКО, директор Института Евро-Атлантичного сотрудничества:
— Никакое окончательное урегулирование ситуации без переговоров невозможно. Другая проблема заключается в адекватности власти, которая взяла абсолютно четкий курс на выдвижение заведомо неприемлемых требований. Ведь любое требование «разойтись и сдаться» только провоцирует к последующей эскалации насилия. Пока же эта позиция остается актуальной и никем не опровергнута. Можно только констатировать, что никакой политической воли со стороны власти искать понимание за столом переговоров нет. По состоянию на этот момент коридора возможностей или света в конце тоннеля я не вижу.
О мирном урегулировании ситуации никто с властной стороны сейчас речь не ведет. Есть очевидная ставка на силовой сценарий в разных его вариантах, с возможной отсрочкой или без нее.
До утра вторника вполне реальным путем выхода из кризиса было предложение принятия изменений в Конституцию с ограничением полномочий Президента. Однако его, как мы знаем, власть отбросила и даже не внесла в повестку дня. Сейчас ситуация пошла уже далеко и вернуться к сорванным властью вопросам уже вряд ли возможно. По крайней мере я себе этого представить не могу.
Но если даже теоретически к ним можно вернуться, то не факт, что мы опять не столкнемся с абсолютным отсутствием политической воли со стороны власти.
Сегодня мы видим нерациональную слепоту власти, которая просто не видит свою страну. Это — самая большая беда, которая для меня и ряда наблюдателей является поражающей в этой конфликтной ситуации.
Впрочем, путем силового давления переломить страну уже невозможно. Теперь никаких серьезных переговоров, которые бы выводили на конкретные решения, в принципе не существует. Трагедия Украины в том, что первые два месяца власть вообще не считала нужным вести серьезные, содержательные переговоры с другой стороной. Мы видели только карикатурные круглые столы, на которые вместо реальных участников приглашались прежние Президенты и фиктивные общественные деятели. То есть диалога не было с самого начала. Нет его и сейчас.
Мы видели только небольшие попытки к диалогу (отмена «диктаторских» законов или принятие закона о частичной амнистии людей), которые приводили к определенным тактическим компромиссам, но не разрешали ситуацию в целом. У меня вообще есть огромное сомнение относительно готовности власти к такому механизму, как переговоры.
То, что происходит, может обернуться коллапсом для государства в целом и, вообще говоря, его перспективы быть государством. Скажу прямо — гражданская война в Украине куплена Путиным. Названы конкретные цены и механизмы оплаты. Взамен мы потеряли не только европейскую перспективу, но и стабильность и мир в государстве. Власть не хочет этого признавать, но без понимания этого невозможно докопаться до первопричин насилия и, соответственно, дальше видеть в действиях людей исключительно злой умысел кучки радикалов (что в действительности не отвечает действительности).
Во вторник мы слышали несколько заявлений от людей, близких к власти, которые еще имеют какое-то рацио в голове. Но это вовсе не касается Виктора Федоровича Януковича. А без него сегодня любая надежда на нормальное, спокойное разрешение этого кризиса вряд ли является возможной. Поэтому сейчас фактически все готовятся к войне.
Можно сколько угодно советовать, что надо делать. Это уже было неоднократно озвучено. Не только мной. И рецепты прописаны, и проекты решений готовы. Альтернативы есть. Они обнародованы. Однако, если власть не хочет увидеть ситуацию такой, как она есть, очень трудно рассчитывать на то, что эти решения и предложения будут кем-то приняты во внимание.
Юлия ЛУЧИК, Анна ЧЕРЕВКО, «День»; Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон; Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Александр СОЛОНЕЦ, Черкассы; Мария ПРОКОПЕНКО, Донецк
Выпуск газеты №:
№31, (2014)