Перейти к основному содержанию

Точка новейшей бифуркации...

Если Россия конструирует очередную форму самодержавия, то каким должен быть ответ Украины?
16 января, 19:28
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Очень показательны две параллельные тенденции внутриполитического характера, которые мы можем наблюдать на днях в Украине и России. Суть в том, что пока в Москве Путин и его окружение продолжают конструировать миксированное самодержавие, в Киеве обострилась внутривидовая борьба и продуцирования анархии. И не нужно лишний раз объяснять, насколько это опасно в условиях российской агрессии против Украины.

Итак, Путин во время послания в Федеральное собрание очертил основные изменения, которые планируется внести в Конституцию РФ и которые призваны обеспечить власть действующего президента на будущее. А еще очень важно в контексте международно-правовых обязательств агрессора, что Конституция РФ будет выше международного права, если оно противоречит Основному закону. После этого последовала отставка российского правительства во главе с Медведевым (для него вскоре планируется учредить должность заместителя председателя Совета безопасности РФ). Немного погодя на должность премьера Путин предложил кандидатуру Михаила Мишустина.

Между тем, в Украине сначала все обсуждали мегазарплаты топ-чиновников, что, конечно, недопустимо в бедной, да и любой нормальной стране, а впоследствии разгорелся скандал с обнародованными записями, на которых похожие на голоса премьер-министра Гончарука и других представителей Кабмина, а также Нацбанка обсуждают ситуацию в экономике и как объяснить ее негативные тенденции президенту. Похожий на голос Гончарука в частности говорит, что он «полный профан в экономике», или «...пока у нас не будет у президента ответа на вопрос, у него будет пустое место там, и ему будет прилетать вот эта хрень на тему облигаций. Она попадает в голову только потому, что у него есть туман на эту тему».

В действительности это свидетельствует не только об уровне отношений и «войне всех против всех» внутри власти, но и об уровне компетентности действующих украинских топ-чиновников.

«В разговоре премьер и те, кто у нас заведует экономикой, признают, что доходов в бюджет поступает заметно меньше, чем необходимо, экономический рост вдвое меньше, чем планировалось, в бюджете уже дыра в 50 млрд грн, которая имеет тенденцию к расширению до 100 млрд грн. То есть страна двигается к дефолту. Собеседники понимают, что это — невыплаты зарплат, пенсий, соцпомощи и стипендий, сбои в банковской системе, что приведет к бунтам вкладчиков банков и социальному взрыву, — пишет в Facebook политический аналитик Александр Кочетков. — При этом они понятия не имеют о причинах того, что происходит (хотя она очевидна — это самое их бездарное и вороватое управление экономикой!). Они не ищут путей, как остановить кризис, который надвигается, не принимают антикризисные меры, не собираются привлекать антикризисных специалистов. Нет, их волнует только, как убедительно напеть Зеленскому, который задает правильные вопросы, какую-то туфту. И что «все хорошо, прекрасная маркиза», и можно и дальше обогащаться на пирамиде ОВДЗ и других схемах и выписывать себе заоблачные премии «за успехи в экономике». Вот это и есть настоящая беда...».

В последнее время в Украине периодически сливают записи-прослушивания из высоких кабинетов, которые используются в качестве инструмента борьбы одних групп влияния против других. Стоит помнить, что причинно-следственная связь здесь достаточно глубока. Вспомним «пленки Мельниченко», на которых в частности зафиксированы преступления против общественного деятеля Алексея Подольского (похищение и избиение) и журналиста Георгия Гонгадзе (убийство). Скоро будет 20 лет, но окончательной точки в части заказчиков до сих пор нет. А безнаказанность, как известно, порождает еще большую безнаказанность. Поэтому сегодня мы наблюдаем новые записи и новые истории, после которых нет никакой ответственности по закону.   

«Последние годы убедительно показали, что конфликт с Россией мы не собираемся выигрывать за счет умных решений, быстрых реформ и прорывов. Вся наша стратегия сводится к тому, чтобы надеяться на авось и то, что у Москвы дела будут еще хуже, чем у нас, — пишет в Facebook эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко. — Вчера (в день речи Путина. — Ред.) среди прочего стало ясно, что в части стратегического планирования и виденья будущего Кремль вырвался далеко вперед. Пока наши активисты, которые случайно очутились неподалеку от власти, занимались демагогией и злодейством, в Москве так-сяк, но сформулировали собственное виденье будущего и своего места в нем. На пьедестал водрузили государственность. Опасную для нас, авторитарную, с культом личности и всем прочим — но государственность. Ресурсов для ее укрепления у них хватает. Умение и готовность принимать сложные решения и идти на риск — тоже. Их изменения к конституции будут выглядеть куда более легитимными, подготовленными и системными, чем наши. Путин, в отличие от нас, в большей мере смотрит в будущее, чем в прошлое. Нам всем будет смешно и весело от российских ток-шоу, риторики льстивых чиновников и текстов пропагандистов. Но за ними будет другая российская реальность порой грубой, порой тонкой — но игры. А что будет за нашим сплошным весельем, обсуждением прослушиваний и бесконечным карнавалом?».

В нашей истории было немало Руин, и, похоже, сегодня мы имеем признаки очередной из них. Дефицит исторического образования у политиков не может уберечь страну от тяжелых последствий. Ведь бесконечные скандалы и постоянные противостояния, когда нет ощущения предела, который нельзя переходить, потому что это удар по национальным интересам, поднимает и так слабые институты государства. Главній редактор неоднократно подчеркивал, что если Россия пытается унаследовать все формы государственности, то Украине,  навязать ,к сожалению, — все типы Руин. Как в таких условиях противостоять Москве?

«ВНУТРЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРИ ВРАЖДЕБНОГО ГОСУДАРСТВА ТРЕБУЮТ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ВНИМАНИЯ НА СВОЮ ВНУТРЕННЮЮ ПОЛИТИКУ»

Виктория ПОДГОРНАЯ, народный депутат Украины, фракция «Слуга народа»:

— Путин сделал неожиданное извне обращение (которое традиционно было весной) именно после нового года — как четкий сигнал начала трансформационных изменений политической системы в России. Предложения Путина во многом пересекаются с кейсом Казахстана, когда Назарбаев попытался отойти от монархического сценария и занял позицию арбитра нации. Однако, в отличие от Казахстана, Путин более обстоятельно подошел к принципу распределения своих самодержавных полномочий в перспективе 2024 года, хотя реально с 2021-го — выборов в Госдуму. Таким образом, чтобы настроить политическую систему к потребностям своего отхода от политики при сохранении действующих элит и политического курса. Это можно было бы назвать политической реформой, если бы Путин отказался от контролирующей роли президента. Однако на практике, несмотря на то, что позиции Госдумы и частично Совета федерации увеличиваются, президент остается в роли точки контроля всех ключевых политических процессов — он контролирует законодательную деятельность Госдумы, имеет влияние на снятие премьера и членов правительства, и главное — президент получает новый политический институт, который раньше был всего лишь совещательным органом при главе государства, — Государственный совет (некий «боярский совет» при царе), поскольку все губернаторы и ключевые чиновники будут входить в такой орган, а президент будет непосредственно контролировать, через Госсовет, все ключевые решения, политику в России.

Понятно, что такие новации предложены не просто с «доброй воли» Путина. Нынешний рулевой РФ и политическая элита России хорошо чувствует значительный рост ожиданий в российском обществе на обновление, особенно среди молодежи и в городах. Несмотря на рейтинги — у россиян накопилось слишком много претензий к нынешней российской власти и усталость от Путина. Российское общество все менее мобилизовано, что традиционно является одним из ключевых факторов российской политики. Попытки мобилизовать россиян через внешнюю агрессию, как это было в 2014-2018 годах, имеют все меньший эффект. Даже официальная социология показывает: россияне не хотят, чтобы Россия направляла агрессию относительно других стран. То есть как бы ни хотел Кремль удержать власть за счет внешних шагов и имперской стратегии — игнорировать внутреннюю ситуацию и настроения в российском обществе не получится. Нужны изменения внутренней политики. Путин и политические элиты России решили пойти по пути изменений Конституционного дизайна политсистемы без изменения сущности политики. То есть имитировать изменения. Поскольку никакого обновления Конституции даже с консультативным опросом (плебисцитом) россиян не изменят ни действующую политическую элиту, ни политический курс, ни сущность российского государства. Напротив, предложенные конституционные изменения — ухудшат возможности российского общества для участия и влияния на государственную политику РФ, даже на местном уровне. Путинские конституционные реформы окончательно сносят независимость судов и сливают местное самоуправление с государством (подчиняя его централизованной властной вертикали).

Единственное, что Путин предлагает из послаблений для политической конкуренции, — с целью «спустить пар» в российском обществе — это увеличение полномочий Госдумы, следующие выборы 2021 года обещают впервые быть как минимум интересными для избирателя и непрогнозируемыми по результатам. И в этом, возможно, заложена и «мина скрытого действия», которая может сработать даже помимо воли и расчетов путинских разработчиков реформы.

Что касается влияния таких трансформационных изменений в РФ для Украины — я бы оценивала это больше со знаком «+», чем «-». Любые внутренние изменения внутри вражеского государства требуют перенесения внимания и контроля больше на внутреннюю политику и уменьшения возможностей для усиления агрессивной политики извне. Во-вторых, понятно, что никакие внутренние изменения не были бы объявлены, если бы российское общество не устало от постоянной политики милитаризма и внешней агрессии/экспансии. А это значит для Украины, что в ближайшее время Кремль вынужден будет сосредоточиться на урегулировании прежде всего внутренних проблем и искать другие (судя по обещанным в обращении Путина социальных «пряников») социальные инструменты для поддержки единства и стабильности в российском обществе. Что в целом дает Украине шанс для продолжения собственных реформ и консолидации украинского общества. Можно сказать, что с 2020 года начинается другой этап для России, несмотря на все попытки сохранить самодержавную власть Путина и действующих силовых российских элит, связанный с трансформациями. Результатами которых, несмотря на спроектированные механизмы контроля границ трансформаций, все равно могут быть неожиданными для разработчиков.

«УКРАИНЕ НУЖНА НАЦИОНАЛЬНАЯ СБОРНАЯ — ГОСУДАРСТВЕННИКОВ И КОМАНДНАЯ ИГРА ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

Анна ГОПКО, народный депутат Украины VIII созыва:

— Путинское послание лишь укрепляет предварительно озвученные стратегии относительно имперских амбиции РФ. Еще в феврале 2018 г. Сурков в статье «Долгое государство Путина» очерчивал вектор движения РФ времен Путина. Имперская захватническая идеология из Московии, Советского Союза и нынешней РФ не изменилась. Украине нужно быть готовой к полномасштабному вторжению или подрыву государственности гибридными методами. Их цель — или завоевать, или уничтожить Украину. Это экзистенционная борьба.

Где виденье украинской нации как лидера региона, ввиду геополитического значения Украины? Где стратегия нейтрализации РФ как угрозы западной цивилизации?  Нужно повышать интеллектуальный уровень граждан, больше читать, укреплять идентичность. А главное, знать, что если у Украины будет четкая стратегия демократизации РФ, то кремлевская империя — это колос на глиняных ногах. Для этого в Украине нужна национальная сборная -государственников и командная игра для защиты четко понятных национальных интересов.

После открытого акта агрессии на Азовском море 25 ноября 2018 года, впоследствии заявлений спикера Госдумы Володина и президента Путина об «Исконно русских землях» — должны четко инвестировать ресурсы в усиление обороноспособности на море. Путин хочет превратить Черное море в московское озеро, потому активно осуществляет милитаризацию Крыма, ползучую экономическую оккупацию.

Независимость ПЦУ является экзистенциальной угрозой для «русского мира». Поэтому государство должно прилагать дипломатические усилия по продолжению признания ПЦУ другими православными церквами.

В послании Путина есть стратегия, а у украинского Президента — больше пиар и желание понравиться электорату. Выводов украинская власть из последний заявлений и действий Кремля не делает.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать