Если свобода вообще что-то значит, то это право говорить другим то, чего они не хотят слышать
Джордж Оруэлл, британский писатель и публицист

Инклюзия и реалии

Украина взяла курс на устранение препятствий для комфортной жизни людей с инвалидностью — что получается?
24 сентября, 2021 - 10:34

Обычно родители берут на себя хлопоты с обучением ребенка в коляске, поиском для него работы или вообще преодолением страха выходить на улицу, чтобы не бояться придирчивых взглядов прохожих. То же самое касается и взрослых людей — выход в люди, работа над собой и поиск удобных способов жизни, от пандуса в подъезде до специального транспорта — это все в основном личное дело каждого, кто имеет инвалидность, недостатки умственного или физического развития.

Сравнительно недавно государство взялось за решение проблем людей с инвалидностью комплексно. Так, в 2017 году Министерство образования и науки разработало проект «Национальной стратегии развития инклюзивного образования на 2020-2030 годы» и план мероприятий по ее реализации. Именно благодаря этому проекту в школах и садах начали появляться инклюзивные классы и группы, а еще инклюзивно-ресурсные центры. В общем стратегия должна создать условия для обучения для каждого лица, имеющего особенности развития. Помимо образования правительство взялось за создание комфортных условий жизни особых людей. В апреле этого года была утверждена «Национальная стратегия по созданию безбарьерного пространства в Украине на период до 2030 года». Предполагается шесть основных направлений формирования безбарьерности: физическая, информационная, цифровая, общественная и гражданская, образовательная и экономическая.

И все это планы на вырост, которые, верим, постепенно воплотятся в реальность. Впрочем, пока есть истории, когда учителя еще не умеют работать с особыми детьми в классе, когда не все желающие могут попасть на выставку в музей, а испытанием остается передвижение по городу. Вместе с тем есть истории успешной социализации людей с инвалидностью. Это общий результат работы родителей, учителей, благотворителей и ответственных бизнесменов. И эти часто противоположные тенденции составляют целостную картину, так что же с безбарьерностью и инклюзией в Украине на самом деле? Где есть пробелы, а где повод для гордости?


«Солнечное» кафе

Как заведение в киевской школе станет трамплином для особых детей во взрослую жизнь

Кафе в школе — уже звучит необычно. Тем более что речь идет не о столовой, где готовят профессиональные повара, а о заведении социальном. Здесь будут практиковать свои навыки дети с синдромом Дауна. Поэтому вкусная выпечка и кофе в кафе «Bonne journee» — это результат работы именно солнечных детей.

Необычное кафе недавно открыли в школе-интернате №26 Днепровского района. Киев. Здесь ученики получают среднее образование, а также профессиональную ориентацию, получают коррекционную помощь те, кто имеет особые образовательные потребности. А появление кафе в школе — это и составляющая обучения, адаптации и социализации. Как показывает зарубежный опыт, люди с синдромом Дауна вполне успешно могут поступить на работу в заведениях питания, в гостиничной сфере, ландшафтном дизайне или сельском хозяйстве. Но прежде чем стать на этот путь самостоятельно, надо где-то получить базовые навыки и умения для будущей работы. Поэтому недавно открытое социальное кафе в двадцать шестой школе — это как раз платформа для старта во взрослую жизнь.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВЫЗОВ — ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ

В день открытия социального учреждения воспитанники школы были в центре внимания. Дети готовили фруктовые десерты, варили кофе и угощали посетителей. Всего в кафе будут стажироваться от 30 до 35 детей в возрасте от 11 до 14 лет. Работа в «Bonne journee» будет проходить параллельно с учебой. В обязанности детей, помимо приготовления сладостей, будет входить уборка и работа с бытовой техникой. Эти же навыки будут полезны и дома.

Практика в заведении важна еще и тем, что поможет людям с особенностями интеллектуального развития, и синдромом Дауна в частности, выработать еще и социальные навыки. А это взаимодействие с людьми, установление социальных контактов, аккуратность, способность выполнять поставленные задачи.

Директор специальной школы-интерната №26 Ольга ПАВЛЮЧЕНКО отметила, что идею с социальным кафе позаимствовали из Нидерландов. «Кафе — это подготовка к самостоятельной жизни детей и подростков с особенностями интеллектуального развития, чтобы они могли устраивать свою жизнь и чувствовать себя полноправными членами общества. Кроме того, практикантов будут учить готовить здоровую пищу, что крайне важно, потому что привычка есть полезные продукты формируется с детства».

Президент ВБО «Даун Синдром» Елена БОЛЬШАНИНА, а также мама солнечного ребенка, добавила, что открытие планировалось еще прошлой весной, но из-за ковида его отложили до осени. «Видно, что дети готовились к этому событию. Все гости и посетители имели возможность сесть за столики, дети подходили и профессионально все выполняли. Одни принимали заказы, другие готовили, желали всем доброго дня, — делится впечатлениями она. — Идея с кафе — это заимствование опыта обучения детей, имеющих ментальную инвалидность, из Европы. Поэтому методика отличается от того, что есть в Украине. За рубежом исповедуют принцип овладения максимальным количеством практических навыков. Поэтому идея создания кафе в рамках учебного заведения возникла у нас много лет назад. И это действительно работает. Потому что дети с аутичным спектром, не только с синдромом Дауна, то есть с другими нарушениями развития, имеют возможность сначала, к примеру, побыть на уроке математики, а затем полученные знания закрепить на практике. Например, в кафе при приготовлении блюда они должны отмерить определенное количество воды, наблюдать за временем. И это действительно дает результат».

«В принципе, это не так кафе для удовольствия, как практическая площадка, где дети будут учиться и оттачивать свои навыки, — продолжила Елена Большанина. — И это часть учебного процесса, что очень важно. Мы знаем, что у семей, где есть дети или взрослые с синдромом Дауна или другим видом инвалидности, возникают огромные вызовы. И самый большой из них — что будут делать эти взрослые люди, которые закончили школу? Будут ли они сидеть в своих домах, но тогда кто-то и из родителей должен оставить работу и организовывать их досуг, все же они будут иметь возможность частичной или полной занятости. То есть школа — это важный фундамент для дальнейшего будущего».

ПРАКТИКА В БОЛЬШОМ МИРЕ

Возможно, ученикам 26-й школы повезло, потому что заведение стало экспериментальным. Именно здесь апробируется два важных проекта. В сотрудничестве с кафедрой коррекционной педагогики Львовского национального университета имени Ивана Франко до 2022 года действует программа «Научно-методические основы создания модели психолого-педагогической и социальной реабилитации и интеграции детей с общими расстройствами (спектр аутизма)». А при поддержке лаборатории Олигофренопедагогика Института специальной педагогики АПН Украины реализуется программа «Перспектива 21/3: Интеграция детей с синдромом Дауна в образовательную среду».

Упомянутые проекты — это апробация и подготовка учебных материалов и методик для работы с особыми детьми, пригодятся учителям всей Украины. Кафе — это тоже часть этих методик. Елена Большанина вспоминает, что как только у нее с другими родителями возникла идея об учебных программах по социализации «солнечных» детей, многие крутили пальцем у виска, мол, зря тратите время. «Но современные методики показывают, что это реально, — продолжает она. — Прошло несколько лет, и уже вопрос не стоит, могут ли такие дети писать, читать, считать. Могут! На более поздних этапах цели ставятся другие — насколько качественно их можно социализировать, провести профориентацию. Так, начиная с 5-6 класса, у детей проводится трудовая практика, они ездили в «Ашан» (школьное кафе появилось как раз при поддержке «Фонда Ашан для Молодежи» и корпоративного благотворительного фонда «Ашан Ритейл»), в кафе, в отель «Radisson», то есть не только в школе отрабатывали практические навыки, но и вне нее».

Заботясь о появлении учебных программ для своих детей, ВБО «Даун Синдром» наработала много полезных вещей, которыми могут пользоваться другие. Так, в рамках сотрудничества с Институтом спецпедагогики удалось создать современные методики обучения на основе европейского опыта. Впоследствии педагоги школы начали систематизировать все эти знания, а в итоге появилось 17 видов печатных материалов, среди которых учебники, методические пособия и рабочие тетради. Эти издания получили гриф Министерства образования и науки. Впоследствии за гранты были напечатаны учебники тиражом в тысячу экземпляров. «Но мы понимаем, что этого мало на всю страну. Параллельно мы проводили семинары для учителей, но это тоже капля в море в масштабах Украины. На семинар мы приглашали 20-25 человек. В прошлом году мы создали первый онлайн-курс вместе с платформой EdEra — это базовые принципы, как работать с детьми, имеющими ментальную инвалидность. Сейчас готовим второй онлайн-курс по изучению математики», — отмечает Елена Большанина.

НАДЕЖДА — НА ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС

Далее в ВБО «Даун Синдром» планируют делиться опытом с педагогами и поддерживать их (в частности, объяснять Минобразованию, что таким учителям и их ассистентам нужна мотивация для работы, в том числе и финансовая). А также хотят и в дальнейшем сотрудничать с бизнесом, чтобы он с пониманием брал на работу особых людей. По словам пани Елены, часто на работу берут трудовые книжки, а не работников.

Как свидетельствует статистика, в Украине ежегодно рождается в среднем 300 детей с синдромом Дауна. Всего в Украине проживает почти девять тысяч человек с инвалидностью, обусловленной синдромом Дауна от рождения. А приобщиться к рынку труда может от 2% до 10% людей. Поэтому очень важно иметь поддержку работодателей. Ведь людям с особенностями интеллектуального развития необходимы несколько другие условия труда, в частности сокращенный режим дня. Также следует понимать, что они могут выполнять только определенные функции.

Несмотря на эти особенности, социально ответственный бизнес берет на себя обязательства помочь с трудоустройством солнечных людей. Так, в Броварах работает вроде школьного кафе — «Cafe 21.3», только в нем работают не ученики, а взрослые. Так же готовят кофе, сладости и даже полноценные вторые блюда. Здесь работают люди с синдромом Дауна, аутизмом и нарушениями интеллектуального развития. Практиканты также приобщаются к обслуживанию гостей. Чтобы понять, насколько это важно и не всегда просто — стать полноценным работником заведения питания, процитируем историю Насти Сергийко (с сайта ВБО «Даун синдром»):

«На 19-летие для Насти это — самый желанный подарок! Настя посещала наши встречи и занятия в течение последних трех лет. Но юный возраст, маленького роста (всего 134 см), психоэмоциональная карта готовности к рабочим коммуникациям — мы колебались... но недолго, потому что цена вопроса очень высока — личностный прогресс и движение вперед для Насти. Поскольку после окончания 9-го класса в жизненной программе наметилось затишье... Итак, Настя стала 5-м кандидатом, которому наша команда помогает получить свою заветную работу, 7-м человеком с синдромом Дауна, который работает в сети «Ашан» в Киеве. Кажется, это называется круто!»

Поэтому социальное кафе в двадцать шестой школе — это действительно движение вперед. Потому что это и практика для особых детей, и настройки диалога с обществом в целом, что такие дети, а потом взрослые люди — это полноценные члены нашего социума.

Инна ЛИХОВИД, «День», фото Марии Сулимы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ