Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Апология Майдана

26 июля, 00:00

Наиболее заметна на поверхности общества заинтересованность одной темой — политикой; во всяком случае в столице. Когда становишься свидетелем спонтанной дискуссии в трамвае или троллейбусе, начинает казаться, что даже материальные хлопоты отошли на второй план. Одну из причин можно видеть в том, что другие аспекты нашего житья- бытья, такие, например, как искусство и даже спорт, недостаточно культивируются СМИ. Вспомните для примера советский культ МХАТа или соревнование в обожании Козловского или Лемешева, такое модное в послевоенные годы. Это были не дикие цветы многогранной надстройки прошлой эпохи — их весьма бережно поливали и удобряли. Сейчас журналистам некогда заниматься маргинальными темами — театральное искусство политики и политиков притягивает, как магнит, оно давно обошло все другие жанры — трагедию, вертеп и даже сладкий классический вокал. А какой высокий уровень артистического перевоплощения здесь достигнут! Вот только хоровое пение до сих пор не удается, несмотря на заметную склонность к сложному многоголосью.

На фоне упадка любопытства к искусству, особенно приятно наблюдать эмоции, неизменно вызывающие у обитателей столицы все, связанное со строительством-перестройкой Киева. Не отстают и СМИ — сколько здесь анафем, филиппик, инвектив, а также обычной брани! Наибольшей популярностью пользуется центр столицы, а особенно — реконструкция майдана Незалежности. И хотя киевляне не имеют ни малейшего влияния на то, что там планируется и делается, они внимательно следят за всеми изменениями и немедленно собираются здесь большими толпами после установки или открытия чего-то нового.

Все это немного напоминает жизнь итальянских городов времен Возрождения. Для примера обратимся к мемуарам известного ювелира и скульптора ХVI в. Бенвенуто Челлини. Там рассказывается, среди прочего, о том, как, завершив сложную и полную приключений работу над своим «Персеем» с головой Медузы, Челлини установил скульптуру на центральной площади Флоренции. Это было сделано ночью, тайно — чтобы утром поразить сограждан. Сюрприза, однако, не вышло. Какими-то непостижимыми путями весть об установке на славной площади Сеньйории нового шедевра немедленно облетела город. Задолго до утра площадь уже заполнили флорентийцы с факелами, которые бурлили вокруг Персея, критиковали и хвалили статую, вслух слагали посвященные ей сонеты.

У нас все происходит почти так же, как во Флоренции времен Возрождения, если не принимать во внимание «малость» — художественность, талант, вкус и здравый смысл наших архитекторов и скульпторов. К оценкам большинства киевлян и СМИ мало что можно добавить. Ведь каждый раз, услышав о новой скульптуре или здании, спешишь в центр — с надеждой, а возвращаешься — с горечью. Неужели... и почему мы такие бесталанные? Или дело все-таки в другом, как считают оптимисты, — в том, что истинным талантам полностью перекрыта дорога к реализации своих замыслов?

Впрочем, сегодня я хочу выступить в защиту майдана Незалежности как целостного «архитектурного ансамбля». А точнее — его северной части, той, под которой построен «Глобус» (что, кстати, означает это название?). Потому что уверена, что на этой площади ничего не искалечено, все уместно и даже, простите, гармонично. Ведь ансамбль «шедевров», построенных здесь при советской власти, абсолютно невозможно испортить. Вспомните «изысканную» архитектуру Почтамта и Дома профсоюзов, а особенно — тех домов в фельдфебельском «стиле», которые нахально выстроились под горой и полностью закрывают ее. В такую застройку каждый имеет право «вписывать», что захочет, даже «Глобус» — подобное подобному. Между тем склон и романтичные улочки (их пять), сбегающие вниз на майдан с городов Владимира и Ярослава — это лучшее, что здесь еще осталось.

Чтобы сделать эту часть Майдана уж совсем совершенной, необходимо одно — устранить оттуда «старинные» Львовские ворота, потому что сложно представить что-либо более несовместимое с окружением. А заодно вынести куда-то и «архангела Михаила». Думаю, он хорошо выглядел бы на крыше, например, Оперного театра, потому что очень напоминает злого гения Ротбарда из балета «Лебединое озеро». Вообще — чем дальше и выше, тем более пристойным он будет казаться.

Значительно хуже с южной частью майдана — на той стороне, где стоит монумент Независимости. Новый ансамбль там «разваливают» несколько красивых зданий конца ХIХ — начала ХХ века, а также небольшой кусочек Купеческого сада, виднеющегося на склоне (впрочем, уже частично загороженный гигантской рекламой). Этот угол сада, Институт благородных девиц, гостиница Континенталь да еще угол улицы Городецкого портят всю картину. Совсем другое дело — гостиница «Украина», которая блестяще вписывается в абсурдный, ни на что не похожий стеклянный «склон» (или, может, ангар?). Интересно как-то получается — живописные природные склоны, которые всегда были одними из наиболее привлекательных примет города, мы сглаживаем и застраиваем, а взамен сооружаем стеклянные. «Большие оригиналы!», как говорил Хлестаков.

Чего еще жалко из уничтоженного, так это деревьев, безжалостно выкорчеванных в процессе реконструкции майдана. И здесь возникает вопрос: «Почему это мэр города, который делает для столицы все (и даже больше), совсем не заботится о киевских деревьях?» Или г-н Омельченко не видит, скажем, в каком ужасном положении находятся когда-то знаменитые каштаны? Они же хронически больны и вымирают! И почему в Киеве не используется, хотя бы в центре, технология пересаживания больших старых деревьев — возле новостроек, на месте выкорчеванных? Граф Воронцов (ХVIII в.) мог себе это позволить и умел осуществить, а г-н Омельченко — нет? Красивые большие деревья могли бы спасти не одну «совершенную» архитектурную композицию и даже примирить с ней киевлян. У меня есть еще и другие предложения — прошу обращаться в газету «День».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать