Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Великий мученик за веру

К 150-летию со дня рождения митрополита Василия Липкивского
20 марта, 16:49

Этот исключительный по своей преданности Христу, Украине и нашей Национальной Православной Церкви человек всю жизнь — вплоть до последнего вздоха — свято хранил верность вечным Заповедям Сына Божьего. Верность Христовым словам о «Пастыре Добром», который готов жизнь свою положить ради ближних своих (ради родного народа!). Верность завету Сына Божьего          — брать свой крест и идти вперед, за ним. Потому что «тот, кто вытерпит все до конца — тот и будет спасен». Спасен для Царства Небесного. Митрополит Василий Липкивский, этот наибольший, возможно, украинский мученик за веру ХХ века, безжалостно убитый энкаведистами на 74-м году жизни, оставил нам нетленный пример — единства мысли, веры и подвижнического, самоотверженного деяния, пример, которому безгранично трудно подражать. Но именно этот пример может и должен быть указателем для украинцев — к какой бы христианской конфессии они себя не относили. Ведь речь идет о человеке, который пожертвовал жизнью во имя великого дела — создания и укрепления Единой, Соборной Автокефальной Украинской Православной Церкви. Надо ли повторять, что и сегодня это — одна из важнейших, фундаментальных задач?

Творец возрождения в 1921 году Украинской Автокефальной Православной Церкви, Митрополит Киевский и всей Украины (1921—1927 гг.), последний настоятель и смотритель Софии Киевской (1919—1927 гг.), выдающийся богослов, мыслитель, публицист, педагог, проповедник, переводчик и религиозный писатель, Василий Константинович Липкивский родился 20 марта 1864 года в селе Попудне Киевской губернии (теперь — Черкасская область) в семье сельского священника. Семейные корни предков Василия Липкивского достигают Галичины, однако впоследствии этот род перебрался на Надднепрянщину. Как и многие семейства, Липкивские сохранили во многих поколениях рассказы (достоверные или, возможно, полулегендарные) о делах давно прошедших времен. Вот что мог слышать об этом маленький Василий.

Рассказывали, в частности, что прадед будущего митрополита в середине ХVІІІ века работал домашним учителем детей одного польского магната — владельца обширных земель над Бугом. Когда-то весной двое его сыновей — старший, Фотий, дед нашего героя, и младший, Лаврентий — во время сильного наводнения, катаясь по речке (речь идет о том же Буге) на лодке, не справились с бурным течением, в результате лодка, которую понесло вниз по руслу Буга, оказалась в степях Подолья. Ребята не смогли, а, возможно, и не захотели возвращаться домой; сначала они попрошайничали в окружающих селах, а затем устроились на работу к одному из местных дьяков. Как-то священник того села попросил старшего брата, Фотия, доставить важное письмо в Киев, к митрополиту. Владыка в Вечном городе над Днепром полюбил Фотия и решил оставить его у себя — в хоре и канцелярии. Через несколько лет митрополит вручил Фотию личную грамоту, в которой приказывал юноше найти себе «в глубинке» приход, стать священником и жениться. Молодой человек так и сделал. После женитьбы Фотия на свет появился Константин — отец митрополита Василия Липкивского.

Юный Василий получил начальное образование в Уманской бурсе (1873—1879 гг.), впоследствии учился в Киевской духовной семинарии (1879—1884 гг.) и, наконец, закончил с отличием (в 1889 г.) Киевскую духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия. Еще через два года (20 октября 1891 г.) Липкивский был произведен в сан  священника, а вскоре — назначен настоятелем собора в городе Липовцы Киевской губернии и одновременно — уездным инспектором местных приходских школ. С 1903 года отец Василий (Липкивский) — уже протоиерей, а кроме того — директор новооткрытой Киевской церковно-учительской школы, учебного заведения, которое готовило кадры для церковно-приходских школ. Ему не было тогда и 40 лет.

Казалось, перед молодым богословом и педагогом открылась «широкая», блестящая карьерная перспектива. Однако вот в чем дело: с каждым годом, с каждым месяцем в душе Василия Липкивского крепло отторжение, даже отвращение к официальной, имперско-бюрократической, «верноподданной» Русской православной церкви. Уже тогда будущий митрополит осознал, что образовалась «огромная пропасть между внешним величием и внутренним ничтожеством церкви русской, которая держалась на государственно-полицейской поддержке» (это — диагноз на сто лет заранее!). Бурные времена — «охранно»-репрессивные мероприятия: в революционном 1905 году Василия Константиновича отстранили от преподавательской работы согласно обвинениям в «украинофильстве» и либеральных взглядах и назначили (с «понижением») настоятелем небольшой Свято-Покровской церкви в Соломянке, тогдашнем предместье Киева. Еще одна памятная веха в жизни нашего героя: в том же 1905 году его избирают председателем съезда духовенства Киевщины, на котором было выдвинуто требование: ввести украинский язык в церковное богослужение и преподавание в духовных школах.

Судьбоносный 1917 год стал знаменательным рубежом в жизни В. К. Липкивского — приходского священника и преподавателя церковных школ (кстати, вплоть до самой Февральской революции он находился под постоянным полицейским надзором — это показательно!). Именно после свержения самодержавия отец Василий Липкивский стал одним из лидеров движения за создание Украинской автокефальной православной церкви — в определенной степени по образцу Грузинской православной церкви, которая именно тогда, в 1917 году, возобновила свой автокефальный статус. Сторонники возобновления соборных и выборных принципов в церкви, перевода богослужения на украинский язык, созидания церквей в национальном украинском стиле сплотились в «Братство воскресения Христа», одним из руководителей которого был Василий Липкивский. В ноябре 1917 года был организован Всеукраинский православный церковный совет (ВПЦС), который должен был возглавить церковно-общественное движение по подготовке к Всеукраинскому Церковному Собору, задачей которого была коренная реформа украинской церкви и достижение ее реальной независимости от московского православия (так, по крайней мере, видел это Василий Константинович Липкивский).

Созыв этого Собора оказался длительным, опасным (и вместе с тем — сверхважным) делом; справедливо будет сказать — делом всей жизни Василия Липкивского. Менялась власть в Киеве и в Украине (Центральная Рада, большевики, опять Центральная Рада, правительство гетмана Скоропадского, Директория УНР, опять большевики...), а Собор то откладывался, то саботировался, то просто грубо запрещался. Гетман Павел Скоропадский и лидеры Директории УНР провозглашали в своих документах неотложную необходимость создания Автокефальной Украинской Православной Церкви, однако не могли (или не хотели) воплотить это в жизнь. А Василий Липкивский продолжал неутомимую борьбу за нашу Поместную Независимую Церковь. В апреле 1919 года при активном участии отца Василия Второй Сбор ВПЦС решил приступить к созданию украинских приходов. Через месяц, 22 мая 1919 года, в сопровождении хора под управлением Николая Леонтовича, Василий Липкивский лично отслужил первую литургию на украинском языке (!) в Никольском соборе на Печерске, построенном еще гетманом Иваном Мазепой. Позже митрополит Василий так вспоминал об этом: «На всенощной и службе Божьей собралось так много народа, что не только в Соборе, но и вокруг него было тесно; весь народ плакал, услышав Апостол, Евангелие, Псалмы на родном языке; все чувствовали, что это впервые после веков неволи «молятся на свободе невольничьи дети», как предвещал Шевченко». Кроме других талантов, Василий Липкивский был блестящим проповедником, владел живой, страстной, образной речью; в своих речах он сравнивал течение жизни Церкви с течением Днепра, а дух служения — с куполом храма и призывал верных к единению с чистым воздухом неба. Незабываемыми (и сверхактуальными именно сегодня, в марте 2014 года!) являются слова, сказанные отцом Василием в августе 1919 года: «Если ты не встанешь объединено в обороне своей Отчизны, то будешь плакать в московской неволе, как в Святом Письме плакал когда-то народ Израиля в изгнании».

И вот, наконец, свершилась дело жизни Василия Константиновича: 14 октября 1921 года, в праздник Покровы, в Софии Киевской усилиями Липкивского и его единомышленников был созван Первый Всеукраинский Церковный Собор, который торжественно провозгласил автокефалию Украинской Православной Церкви. Серьезной проблемой стало в те дни то, что ни один епископ не принял участия в Соборе украинских православных — потому что все они принадлежали к Русской православной церкви в Украине! Встал вопрос каноничности самого Собора в этих условиях. На него очень четко ответил в своей речи Василий Липкивский (21 октября 1921 года именно он был избран на Соборе митрополитом Киевским и всей Украины — главой Украинской Автокефальной Православной Церкви). Вот что он отметил: «1. Все верующие, которые прибыли на Собор, являются не частными лицами, а избранниками — представителями своих церковных общин, и поэтому на Соборе раздается голос всей Украинской церкви. 2. Все члены Собора собрались для решения дел христовой церкви в Украине, следовательно, с нами находится Сам Христос. 3. Все члены Собора веруют, что Украинской церковью руководит Дух Святой и что их собрала на Собор благодать Св. Духа. 4. Это все означает, что Собор имеет все условия для того, чтобы быть полностью каноническим. 5. Московские епископы не прибыли на Собор из-за того, что они не считают себя членами нашей Церкви или не считают себя избранниками нашей Церкви». Собор, по инициативе Василия Липкивского, особенно подчеркнул, что благодать Святого Духа присуща не отдельным епископам, а Церкви в целом, то есть общине верующих, и именно поэтому украинская церковь, теперь независимая от Москвы, тоже имеет полное право положить на избранника свои руки и возвести на него благодать Святого Духа, как это было в евангельские времена.

ПАМЯТНИК ВАСИЛИЮ ЛИПКИВСКОМУ РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ПЕТРА КАПШУЧЕНКО

А затем — были невероятно тяжелые годы борьбы за утверждение и развитие (не просто за выживание) в условиях тоталитарной большевистской власти. Постепенно была произведена новая, независимая от Москвы, украинская православная иерархия, утверждены главные принципы жизни Украинской церкви — отделение от государства, автокефалия, соборность, а также родной язык в храмах и церковных школах. Собор отдельно отметил неподчиненность Украинской Автокефальной Православной Церкви руководству каких-либо других церквей, признав при этом принудительный переход Киевской церкви под власть Московского патриарха незаконным и аморальным актом (!). Среди мирян церкви были такие выдающиеся украинцы, как академики Сергей Ефремов и Агатангел Крымский, писатели Григорий Косынка, Людмила Старицкая-Черняховская, композитор Кирилл Стеценко. Обращаясь в канун закрытия Собора к украинским православным людям, митрополит Василий Липкивский вполне справедливо сказал: «Все, что произошло, было подготовлено лучшими силами Украины. Каждый из вас должен быть апостолом Церкви Украинской».

Несомненно, эти слова очень хорошо услышали представители большевистской верхушки — как в Украине, так и за ее пределами. Несмотря на свой воинственный атеизм, они не относились равнодушно к тому, будет ли православная церковь в Украине действительно национальной, или нет. Им нужна была карманная, «управляемая из Москвы» церковь. Один из большевистских бонз УССР (достаточно приближенный впоследствии к Сталину человек), Дмитрий Мануильский, разработал замысловатый план «укрощения» новой независимой украинской церкви. Он писал: «Еще задолго до изъятия церковных ценностей у нас началась борьба Украинской автокефальной церкви против русской экзархической. Эта национальная религиозная борьба не завершилась и сегодня. Разложение церкви у нас должно пойти по двум линиям: с одной стороны, в общефедеральном масштабе по отношению к господствующей русской экзархической церкви путем выделения из нее обновленских элементов. С другой стороны, нам следует обратить особое внимание на саму обновленную автокефальную церковь, которая является политической крепостью петлюровщины (! — И. С.). Мы должны начать кампанию за удаление из последней (то есть из церкви, основанной В. Липкивским. — И. С.) тех прослоек духовенства, которые осуждают петлюровское движение и стоят на почве признания социальных и политических завоеваний Октябрьской революции».

Эти слова помогают понять содержание, бесспорно, разработанной ГПУ спецоперации по устранению от руководства независимой Украинской Церковью митрополита Василия Липкивского. А затем и уничтожение самой церкви. Митрополит мешал власти, стал опасным для нее. Был коварно спланирован и осуществлен раскол УАПЦ. Причем сам митрополит ясно и убедительно объяснил причины враждебного отношения большевиков к его церкви: «Власть скоро наблюдала, что Украинская Автокефальная Православная Церковь вырастает в крепкую и для власти опасную гору, она провозгласила себя «автокефальной», независимой от московского церковного движения, а независимость церковная кроет в себе мысль о независимости государственной; она очень увлекает народ, а это для противоцерковной власти больше всего неприятно; она, наконец, является национальной, воспитывает народ в национальном сознании, а советская власть против всякого национального сознания, особенно украинского».

В начале октября 1927 года, в результате свирепых угроз, общего мощного давления агентов ГПУ, церковных иерархов-раскольников и завистников, а также просто слабых духом, митрополит Василий Липкивский был на Втором Всеукраинском Церковном Соборе лишен сана. Вскоре и вся УАПЦ была подвергнута беспощадным репрессиям. После 1927 года Василий Константинович жил в бедности, всеми забытый, под постоянным надзором; его периодически арестовывали. 22 октября 1937 года 73-летнего отца Василия (он только что получил приглашение возглавить Украинскую церковь в Канаде и дал на это согласие) арестовали в последний раз. «Особой тройкой» при Киевском управлении НКВД старый митрополит, по обвинениям в «антисоветской агитации в больших масштабах», а также в создании «антисоветской» организации украинских церковников, которая ставила целью отторжение Украины от СССР», был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 27 ноября 1937 года. Поражает, что точное место захоронения Василия Константиновича мы не можем с абсолютной определенностью назвать до сих пор; только на Лукьяновском кладбище в Киеве установлен символический памятный крест...

***

Академик Агатангел Крымский вполне справедливо назвал Василия Липкивского «апостолом украинского религиозно-национального возрождение» (вдумаемся: апостолы — это непосредственные ученики Христа, вдохновенные ИМ!). Пусть же для всех украинцев-христиан всех конфессий — верим в их грядущее объединение — духовной высшей установкой будут слова митрополита, сказанные в момент его принудительного устранения в 1927-м: «Чего испугались? Чего перестрашились? Или не знали раньше, куда и для чего идете? Не бойтесь, кто служит Богу и любит своего брата! Не бойтесь, кто искренне хочет спасать свою душу! Не бойтесь и отгоняйте сомнения! Когда наше дело праведно и угодно Богу, никто нас не победит!»

Он не боялся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать