Иногда кажется, что история ничему не учит. Но это не так. Она же учит - если у этой учительницы жизни УЧАТСЯ
Владимир Панченко, украинский литературный критик, литературовед, писатель

Бонди

В издательстве «Дуліби» — новинка о композиторе Богдане Весоловском
22 августа, 2013 - 15:27

Ежегодно новый книжный сезон открывает Форум издателей во Львове. (Так уже двадцатый год подряд). К этому культовому событию издательства готовятся заблаговременно, поэтому на Форуме — много книжных премьер.

Так, издательство «Дуліби», которое основала писательница Марина Грымич, издало новинку Игоря Осташа «Бонді або повернення Богдана Весоловського». Таким образом начало активно заполнять малозаполненную научно-популярную нишу украиноязычного издательского рынка.

Бонди — псевдоним Богдана Весоловского (1915—1971), который в 30—40-х годах жил во Львове, а впоследствии по политическим соображениям эмигрировал в Канаду. Знаменитого композитора называют одним из первых творцов украинской эстрадной песни. (Песенное наследие насчитывает более 130 произведений). Его легкие, часто, как говорят галичане, батярские (то есть хулиганские) композиции звучали во львовских ресторанчиках и кофейнях. По большей части в исполнении известного в то время оркестра Леонида Яблонского (или просто — оркестра Ябца), активным участником которого был сам Весоловский. Впрочем, произведения были настолько популярны, что их исполняли по всей Галичине и Буковине. Некоторые даже всерьез воспринимали как народные, например, «Карії очі».

Собственно, книга повествует о жизни и творчестве Богдана Весоловского. Читатель погружается в атмосферу украинского ретро, межвоенного Львова и Стрыя, эмиграции и украинской жизни в Австрии и Канаде.

Кстати, к возвращению творческого наследия композитора в Украину приобщился Олег Скрипка. Он на основе найденных в Торонто музыкальных материалов Весоловского записал два альбома — «Серце у мене вразливе...» (2009) и «Жоржина» (2011). Как результат, слушатель погружается в атмосферу элегантности и светлого юмора любого из галицких или буковинских, наконец, украинских городов начала ХХ века. «Джаз, танго, фокстрот, свинг обычно считают европейскими, заокеанскими жанрами, — в свое время сказал музыкант «Дню» (18.03.2011). — Я же этим проектом хочу показать, что и наша страна имеет богатую и неповторимую музыкальную историю». «Мы начинаем традицию вечеров джаз-кабаре, — добавил он, — где царит атмосфера открытости и шика. Сейчас, во времена дикой эклектики, кажется, интересно возродить этот жанр с помощью современных форм. Столетие назад кабаре было аналогом нынешних клубов и тусовок, а музыкальная составляющая концертов гармонично совмещала такие актуальные тогда направления как джаз, городской романс, оперетта. Позже в рамках жанра была сформирована эстетика бродвейских мюзиклов, даже рок-н-ролла, ведь именно из кабаре пошла традиция «пьяных танцев на столах».

Вот так Богдан Весоловский продолжает возвращаться в Украину.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ