Бразилия: две стороны одной медали
Почему страны западного мира проиграли Португалии, пытаясь перехватить инициативу в колонизации крупнейшего государства Южной и Латинской Америки?Читая историческое исследование «Корни Бразилии» известного в этой стране историка и социолога ХХ в., а еще талантливого литературного критика и педагога Сержиу Буарке ди Оланда, совершенно по-новому открываешь для себя латиноамериканскую страну. Уникальный по своему содержанию и тематике культурологический труд вышел еще в начале 30-х на родине автора, который на протяжении следующих десятилетий постоянно его перерабатывал, дополняя новыми фактами и доказательствами.
К украинскому читателю издание «Корни Бразилии» пришло благодаря инициативе двух человек – издательницы Анетты Антоненко и переводчицы Оксаны Воронской.
***
Бразилия, как бы на первый взгляд ни казалось странным, достаточно близка Украине, поскольку ментально бразильцы и украинцы схожи между собой. Не следует забывать, что весомым вкладом в развитие страны, в первую очередь сельского хозяйства, была работа выходцев преимущественно из галицкого и буковинского края, которые в конце девятнадцатого века переехали на Южно-Американский континент в поисках лучшей судьбы. Неоднократно удостоверялась в такой близости доктор исторических наук Марина Гримич во время своих путешествий за океан. Написав вступительную статью в украинскую редакцию книги, она сопоставила собственные впечатления от увиденного в южноамериканской стране с тем, как все это интерпретирует автор.
Первый вопрос, поставленный автором для себя: почему именно португальцы, начиная с XVI века, укоренились в этой части земного шара, сформировав государство, которое через пятьсот лет станет пятым среди стран мира по площади и шестым по количеству населения? Как известно, бразильскую землю первым для европейцев открыл португальский мореплаватель Педру Алварес Кабрал в 1500 году. В период Великих географических открытий это был лишь пролог, как утверждает в книге Оланда, так как еще предстояло сделать несколько принципиальных вещей: прежде всего усмирить местные индейские племена, которые оказывали яростное сопротивление колонизации, а также выстоять в вооруженном противостоянии с конкурентами, которые также претендовали на эти земли, в частности, с испанцами, англичанами, французами и голландцами. И этого удалось добиться благодаря огромному опыту Португалии в ведении захватов и религиозных войн против мавров в Северной Африке. Экспедиции португальцев в 1480-х годах вдоль берегов Африки, основанные герцогом Визеуцким, королем Португалии Генрихом Мореплавателем, преследовали цель расширить границы христианского мира. За неполных двадцать лет португальцы закрепились на западном побережье Индии, на Малайском полуострове и островах пряностей Индонезийского архипелага, потеснив арабов и индусов в торговле специями и драгоценными металлами.
Именно приобретенный опыт ожесточенной борьбы за эти территории, подчеркивается в книге, был использован португальцами во время колонизации Бразилии. После развития сети торговых пунктов-фортов для защиты от воинственных язычников и налаживания морских путей с родным материком, колонизаторы из Пиренейского полуострова на захваченных территориях не ограничились поиском только золота, серебра, других драгоценных металлов, но и взялись за освобождение от тысячелетнего тропического леса огромных площадей для посева сельскохозяйственных культур. Постепенно на бескрайних бразильских просторах, как отмечает автор, появились плантации кофе, какао-бобов, сахарного тростника, сои, радовали глаз урожаи бананов, апельсинов, кукурузы, пшеницы, ячменя.
Сержиу Буарке ди Оланда
Также с раскорчевывания тропических пралесов гораздо позже португальских колонизаторов начинали свое хозяйствование тысячи украинских переселенцев, массово прибывавших в юго-восточные районы Бразилии в результате так называемой «бразильской лихорадки».
***
Еще задолго до того, как произошли эмиграционные волны из Украины и выходцы из ее западных, центральных и восточных регионов влились в бразильский социум, португальцы взялись за кардинальное решение одной из важнейших проблем – обеспечение новых земель трудовыми ресурсами. Ведь кто-то должен был работать на плантациях под палящим солнцем, выращивая урожаи разных сельскохозяйственных культур. И это, конечно, не могли быть представители португальской аристократии, готовившей себя к совершенно иному образу жизни на новых землях. Сержио Буарке ди Оланда, как очень глубокий знаток ментальности тогдашней правящей элиты, не подбирает слова, отрицательно о ней говоря: «Настоящему португальцу или испанцу достойное бездействие всегда казалось лучше, даже благороднее, чем безумная борьба за хлеб насущный. Проблему с трудовыми ресурсами решили быстро: из заморских колоний, расположенных в Африке, были организованы специальные караваны с рабами-неграми, которых десятками тысяч португальцы перевезли через океан в трюмах своих каравелл, галеонов и галер. В это трудно поверить, но уже к 1500 году благодаря труду африканских невольников существенно увеличили площади возделываемых земель, были вырублены чащи сельвы (вечнозеленые влажные экваториальные леса, осушены болота и распахана целина). Как подметил Оланда, африканцы, в отличие от местного коренного населения, понимали то, что от них требовалось. Скажем, когда хозяин (фазендейро) хлестал их, воспринимали это как элемент воспитания, демонстрируя повиновение. В то же время рукоприкладство, примененное белолицыми плантаторами к аборигенам, трактовалось последними исключительно как угроза собственной жизни.
Потребовалось несколько веков, чтобы португальцы смогли окончательно колонизировать местные индейские племена тупи, гояна, пореси, карири и особенно аймори, которые, как пишет автор исторического исследования, «были настоящим бичом европейских поселенцев». В книге представлены многие аспекты колонизации целого континента, которые автор системно анализирует, раскрывает составляющие, объясняет суть и значение процессов, отделяя главное от второстепенного. Весьма интересны его попытки выяснить, в чем заключается разница между англичанами и колонизаторами-испанцами (читай португальцами) или колонизаторами-голландцами. Ведь западноевропейцы по каким-то причинам таки проиграли выходцам из Пиренейского полуострова в конкурентной борьбе за территорию, площадь которой со временем достигла более восьми миллионов квадратных километров, а сформировавшееся на протяжении следующих веков государство получило название – Republica Federativa du Brasil.
***
Объективности ради, в своих исторических исследованиях автор часто ссылается на мнения представителей тогдашней правящей западноевропейской элиты, имея целью установить истину, скрытую под наслоениями прошлого. Оказывается, у англичан не было даже минимальных шансов закрепиться на этих землях. И об этом еще в Средневековые времена английский экономист и специалист по теории денег Томас Ман высказывался недвусмысленно, небрежно отзываясь о своих соотечественниках. Они, мол, ведут легкомысленный образ жизни, утопают в роскоши и развлечениях, а еще ленивы и нетрудолюбивы, а потому уступают не только португальцам, но и голландцам, основавшим «Голландскую Вест-Индскую компанию» и «Голландскую Ост-Индскую компанию» в начале 1600-х для внедрения в жизнь экспансионистской политики, организации морской торговли между Европой и Востоком. Правда, голландцы, как и англичане, не смогли привлечь к себе не только местные индейские племена, но и африканских рабов, которые все больше начали идентифицировать себя с португальцами.
Палітурка книги «Коріня Бразилії» (порт.)
Другой авторитетный североамериканский историк, выдающийся специалист по колонизации Латинской Америки Герберт Ингрем Пристли, которого автор книги будто привлекает к разговору на эту тему, утверждал, что несколько провальных экспериментов Нидерландов на американском континенте в течение XVII века отбили любое желание эмигрировать из метрополии в Бразилию специалистов широкого профиля. Фиаско потерпели и немецкие колонисты из-за неспособности наладить сельскохозяйственное производство, как это сделали португальцы. К позитиву народа-колонизатора автор причисляет отсутствие у него какого-либо расового превосходства и нетерпимости по отношению к другим этносам, благодаря чему сформировалась мультикультурная среда с давними традициями и обычаями. А подводя итог событиям исторического веса, у автора появляется весомый вывод: «…благодаря этим естественным процессам португальцы смогли, не прилагая сверхчеловеческих усилий, создать себе новую Родину, расположенную далеко от метрополии».
***
Научно-популярное украиноязычное издание «Корни Бразилии» Сержиу Буарке де Оланда отличается четкой датировкой событий, изложенных в строгой хронологической последовательности. В мае 1888 года в Бразилии было упразднено рабство. Золотой закон, как назвали португальцы нормативно-правовой акт, которым запрещалась в стране работорговля, подписала принцесса Изабелла из-за отсутствия в стране ее отца – короля Португалии Педру II, по какой-то причине находившегося в Европе. Автор книги рассматривает это эпохальное событие со всех сторон, поскольку оно кардинально изменило курс государственного корабля в конце XIX века. Оланда откровенно признается в книге, что рабовладельцы Бразилии на первых порах после принятия закона продолжали нелегально покупать и продавать живой товар. На момент написания книги у Оланда не было под рукой статистических данных относительно полученных доходов от работорговли его состоятельными соотечественниками. И все же несколько впечатляющих статистических данных существует: при так называемой атлантической работорговле, начиная с 1501 по 1866 год, в Бразилию было ввезено почти пять миллионов рабов, используя труд которых удалось нарастить урожаи сахарного тростника, добычу золота и алмазов, производство другой сельскохозяйственной продукции, увеличить экспорт кофе. А в год принятия Золотого закона в Бразилию было завезено из заморских колоний четыре миллиона африканцев-рабов, что составило 40 процентов от общего числа рабов, доставленных на американский континент.
***
Чтобы управлять такой большой человеческой массой, рабовладельцы обратились за помощью к церкви, роль которой в расширении границ Португальской империи была очень значительна. Это подчеркивает автор книги, считая, что церковь, по сути, стала еще одной ветвью власти – своеобразным инструментом управления. При этом следует упомянуть, что именно церковь инициировала выступление европейцев за пределы континента, потому что конфронтация между Христианством и Исламом не утихала веками. Вдохновляя португальских воинов на крестовые походы против неверных самим Папой Римским, иберийцы смогли закрепиться в Северной Африке, преодолев мавров и сарацин. То же сделал король Португалии Генрих Мореплаватель, отправив свое воинство в Африку, потому что его интересовали золотые залежи, рабы, богатство местных чернокожих вождей, что позволяло держать в повиновении собственное дворянство.
Как только начался захват конкистадорами территорий будущей страны, название которой происходит от сандалового дерева «бразил» или «фернамбук», Иезуитский орден взял под контроль все этапы экспансии. Две приоритетные цели, которые указывает автор книги, всегда стояли перед католической церковью, заинтересованной в распространении христианского учения по всему миру, в частности, в заморских колониях. Речь шла прежде всего о снижении хронического социального напряжения среди рядовых граждан, недовольных политикой, проводимой колониальной администрацией, а также об интеграции местных туземцев-варваров в рамках одной страны, среди которых до появления португальцев-колонизаторов процветал каннибализм и жертвоприношение. Иезуиты-священники, как убеждает автор книги, стали теми людьми, которые постепенно, шаг за шагом, цивилизовали индейцев-людоедов, заставляя по принуждению овладевать методикой обработки земли, посадки растений, сбора урожая - всем тем, чем занимались белокожие пришельцы. И когда в наши дни всматриваешься в величественную статую Христа Спасителя в центре второго по величине города в Бразилии Рио-де-Жанейро, гигантский размер которой ошеломляет, начинаешь понимать могущество римско-католической церкви, ряды которой постоянно пополняются неофитами по всему миру.
Палітурка книги «Коріня Бразилії» (укр.)
К достоинствам книги «Корни Бразилии» следует отнести и богатейшую источниковую базу, использованную автором при создании своеобразной исторической летописи его родины. Здесь труды таких известных ученых из разных научных отраслей, как Габриэл Суареш де Соуза (португальский мореплаватель и естествоиспытатель, автор трактата «Описание Бразилии»), Себастьян Мюнстер (немецкий ученый эпохи Возрождения, автор труда «Cosmographia»), Иоганн Баптист Риттер фон Спикс (немецкий теолог, философ, автор трехтомного издания «Путешествие в Бразилию»), Герберт Гангтинтонг Смит (американский исследователь флоры и фауны Бразилии, автор книги «Бразилия, Амазонка и побережье»), Максимилиан Вебер (немецкий социолог, историк, политический экономист)…
Читатель, пожалуй, будет несколько поражен авторским мнением о том, что «португальцы проявили лучшие качества колонизаторов, чем другие народы, которые оказались менее гибкими и преданными своим традициям и обычаям, сложившимся в Старом Свете». На первый взгляд, она звучит привлекательно и гуманно: есть здесь «светлая сторона медали»… В «тени» же остается кровь и пот привезенных рабов, количество жертв, погибших от рук бандейрантов («знаменосцев», «охотников за индейцами»), которые, как гончие псы, гонялись среди бразильской сельвы в поисках краснокожих туземцев… А что было бы, если бы на бразильских просторах закрепились другие европейские колонизаторы? Знаем: история не терпит сослагательного наклонения, ее следует воспринимать такой, какой она есть на самом деле.
Для украинцев Бразилия – не только страна, рожденная из крови и пота рабов или неутомимый снабженец ароматного кофе, животворных бананов, апельсинов, но и мощный материк человеческой мудрости и духовности с неповторимым бразильским романом двадцатого века, широтой философской мысли, постоянной готовностью сотрудничать в космической сфере, воспитывать виртуозов футбольной игры, которых все чаще встречаем в украинских клубах.
Автор
Тарас ГоловкоSection
Украинцы - читайте!