Человек как жертва и... палач
В издательстве «Ярославів Вал» вышла притча Станислава Бондаренко «Пікнік із мільярдером, або Травми трав: поеми, вірші», которая номинирована на Шевченковскую премиюНовая книга Станислава Бондаренко доказывает, что лиро-эпический жанр имеет право на существование (с несколькими модификациями). Автор создает мифологично-апокалиптический текст о Киеве нашего времени, о Киеве, уничтожаемом новой кастой сверхлюдей — миллиардеров-магнатов, наделенных особой разрушительной сатанинской силой. Бондаренко прибегает к современному жанру, соответствующему и особенностям новой читательской чувственности. Сегодняшняя реальность — это вспышки сообщений, постов на блогах и форумах, это «лоскутная реальность», которую пока еще вряд ли можно воспринимать целостно. Мышление человека нашего времени — фрагментированное, уподобленное той медиареальности, которая порой заменяет основную жизнь. Симулякр становится бытием, отображение события в медиа уже становится событием. С. Бондаренко «препарирует» реальность, раскладывая ее на СМС, медитации, воспоминания, прогулки, чтобы донести до читателя самое важное.
«Писатель — оголенный нерв эпохи», и эти слова Альбера Камю существенно определяют ключевую интенцию поэмы. Станислав Бондаренко показывает нынешнее вырождение «украинской элиты» (которая сама по себе стратифицирована на пролетариат-плебс и «сливки»), представленной миллиардерами в окружении силовых спецслужб. Все можно купить. На всех можно надавить. Обо всех можно все узнать. Киев ХХІ века — это товар, который сильные мира сего стремятся раздерибанить, уничтожая историческую память. Киев как исторический локус, как пространство памяти превращается в товар, в городе уже нет свободы. А память не может существовать в тени: когда она оказывается в тени, тогда на свет выходят чудовища.
«Коли вже Київ той вечорів,
ми чули пращурів — не щурів...»
«Пікнік із мільярдером...» — поэма-парабола, поэма-притча, в которой затронуты философские вопросы. Художественное пространство здесь обострено, поэма — словно вырванный из течения повседневности кадр, за которым — апофеоз нравственного падения, тотальное уничтожение человека и памяти. Новым «архитекторам-архиварварам» не понять величие Киева. Кроме того, С. Бондаренко прибегает и к сюрреалистической поэтике, что вполне естественно, ведь как иначе описать абсурд, если не в сюрреалистической тональности? В то же время абсурд, как писал Камю, нужно рационально раскладывать на кирпичики — только так его можно остановить.
«Пікнік із мільярдером, або Травми трав» — прежде всего социально-философская поэма, так как в ней сквозная критика современных нравственных основ того слоя украинского общества, который претендует называться «элитой». Эта поэма показывает «династический кризис» в украинской истории, нехватку поистине благородных родов, потомки которых сегодня могли бы называться политической или экономической элитой...
К сожалению, в Украине нет «магнатской» наследственности, а нынешние «миллиардеры», как показывает автор поэмы, — это скоробогатьки, получившие свои миллионы мошенническим, воровским способом в эпоху «бурных девяностых». С того времени в «эшелонах власти» ничего не изменилось: украинская «политическая элита» — это олигархи в окружении спецслужб, которые могут уничтожать окружающее пространство, не понимая таких слов, как историческая непрерывность, историческая память. Дискурс памяти — в философской основе поэмы «Пікнік із мільярдером...». Украинская «элита» — это архиварвары, а отсюда вытекает тема «травм», ведь когда государством руководят олигархи, то нечего ожидать каких-то позитивных шагов для народа. Этот «народ» могут выбрасывать на улицу из домов, ему могут урезать зарплаты и пенсии, он может нищенствовать и превратиться в притесняемого просителя, если и в дальнейшем будет терпеть эту власть. Культ силы в поэме противостоит мудрости жизни. «Маргинал» и «сильный мира сего» сошлись в одном историческом месте — и из этого столкновения рождается основная проблематика произведения С. Бондаренко.
Импонирует в первую очередь философский подход автора — желание показать эту встречу магната и «поэта» как встречу разных мировоззрений, одно из которых обречено на уничтожение человечества. Тема «миллиардера» сначала связана с такими понятиями, как уничтожение. «Кто был никем, опять стал всем»! «Магнаты» закатывают катком память и людей, которых воспринимают как плебс.
Однако С. Бондаренко точно воспроизводит процесс «самопожирания» в среде магнатов: большая акула съедает меньшую. И это закон той жизни, который частично подчиняется диким животным инстинктам. Потому что тот, кто не понимает, что такое историческая память города, — животное, наделенное властью и финансовым ресурсом. И среди «магнатов» есть свой плебс-пролетариат и своя верхушка.
Каждый раздел поэмы — это клип, в котором есть лейтмотив: «люди гибнут за металл», дьявольский шабаш миллиардов, тотальный контроль над человечеством, человеческое падение, искупление и разгрешение... Дед, которого встречает миллиардер, заставляет задуматься над тем, что все в жизни последнего — только призрачный мираж, за который пришлось расплатиться собственной душой.
В финале автор, как ни парадоксально для нашего времени, подает «положительную перспективу». Он показывает, что перерождение человека возможно, о чем свидетельствует раздел «Сповідь учорашнього магната».
Бондаренко переосмысливает, по сути, фаустовско-мефистофелевский сюжет. По-видимому, писатель имеет право подняться над миром цинизма и показать то, чего в реальности может и не произойти или для осуществления чего существует малая вероятность. Верим ли мы в перерождение олигархов и их разгрешение? Современный медиамир, в котором всплывают информационные вспышки об олигархах, — реальность. Станислав Бондаренко этой поэмой полемизирует с медиа, которые рассказывают разные истории о миллиардерах по заказу самих миллиардеров. И в этом, вероятно, социальная значимость этого произведения.
Выпуск газеты №:
№228, (2013)Section
Украинцы - читайте!