Чем удивляли мир пять знатоков архитектуры прошлых веков?
«Между навигационными мачтами» Андрея Пучкова![](/sites/default/files/main/articles/25042019/6puchkov.jpg)
Культуролог, историк Андрей Пучков известен своими глубокими научно-популярными исследованиями о теории и практике архитектуроведения, профессор кафедры теории и истории искусств Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Один из последних его трудов «Между навигационными мачтами» с подзаголовком «Профили украинских искусствоведов», что вышел в издательстве «Дух і Літера», посвящен пяти искусствоведам прошлых веков — Адриану Прахову, Григорию Павлуцкому, Григорию Логвину, Владимиру Ясиевичу и Абраму Мардеру. Если первого из этого ряда знают не лучше ли всех (по его непосредственному участию в организации росписи и реставрирования Владимирского собора и Кирилловской церкви), то другие художники менее известны широкой общественности, хотя это никоим образом не приуменьшает их весомый вклад в отечественное архитектуроведение.
АДРИАН ПРАХОВ
Рассказы начинаются с фигуры Адриана Прахова — профессора Киевского университета Св. Владимира, который прослыл не только перестройкой архитектурного ансамбля Киева (Владимирский собор, Кирилловская церковь, Софийский собор), но и возобновлением архитектурных и художественных памятников Волыни и Черниговщины.
Автор дает здесь ряд малоизвестных фактов из жизни Прахова. В частности о том, что в свое время профессора обвиняли в присвоении церковных раритетных экспонатов, вывезенных из Волынской губернии, и что скандал замяли после вмешательства Синода, а изъятые старинные вещи вернули в волынские храмы.
Когда решалась судьба грандиозного по замыслу художественного проекта — внутренней отделки Владимирского собора с привлечением известных на то время художников, Прахов искусственно занизил смету отделочных работ. Сооружение и оформление храма длилось целых двенадцать лет, потому постоянно возникали непредсказуемые расходы, чем, собственно, он и воспользовался, компенсируя утраченное.
В книге идет речь и о межличностных отношениях Адриана Прахова с группой художников, которых он фактически нанял расписывать величественные церковные сооружения, — Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым, Павлом Сведомским, Вильгельмом Котарбинским и Михаилом Врубелем. Читатель погружается в хитросплетение взаимоотношений между этими неординарными художниками, которые даровали миру настоящие шедевры, выстраданные кропотливым и настойчивым трудом. Ведь, по сути, здесь соревновались две творческих концепции, которые отстаивали художники: с одной стороны — попытка сочетать византийский стиль с традициями академического искусства (Врубель), а с другой — былинно-православная тематика, которая преобладала в тогдашней настенной росписи (Васнецов) и которая была понятнее и более приемлемой обычным людям.
Автор книги, оценивая оформление главного названия Владимирского собора, искусно выполненного Виктором Васнецовым, прибегает к сравнению с Сикстинской капеллой Ватиканского дворца, гениально расписанной великим Микеланджело Буонарроти. По мнению А.Пучкова, заслуживает внимания работа Михаила Врубеля. И до сих пор сохраняется интрига вокруг образа Богоматери в Кирилловской церкви, лицо которой, по свидетельству современников, имело много общих черт с лицом Эмилии — жены Адриана Прахова. И логической является заочная полемика между автором книги и религиозным философом Павлом Флоренским, который на грани двух прошлых веков в труде «Иконостас» поставил под сомнение подлинность Богоматери, изображенной в интерпретации Михаила Врубеля.
ГРИГОРИЙ ПАВЛУЦКИЙ
Адриан Прахов хорошо знал другого героя книги «Между навигационными мачтами». И не просто знал, а относился к нему несколько пренебрежительно, пытаясь унизить в рецензиях на научные труды, общаясь с коллегами по университету. Это была типичная реакция приезжего столичного аристократа на провинциального научного лектора, который читал лекции в том же университете, что и Прахов, только с явным украинским акцентом. Идет речь о выдающемся украинском историке искусств, докторе теории и истории искусств, профессоре Григории Павлуцком. Его имя в советское время пытались не вспоминать, потому что, в отличие от московского Алексея Щусева, он никому из большевистских вождей в Киеве мавзолея не построил.
Этого человека интересовало совсем другое, потому и имел он, по выводу автора, весомые достижения в искусствоведении, сначала в Российской империи, а потом во времена УНР. В первую очередь это касалось внедрения компаративного (историко-сравнительного) метода в искусствоведческие исследования; преподавание мирового искусства на университетском уровне; формирование теоретических и исторических предпосылок украинского памятниковедения; использование термина «украинское барокко»; изучение истории украинской орнаментики. Автор книги переносит читателя в 1920-х, когда состоялся последний трагический акт наполненного постоянными поисками и открытиями жизни, что выпало на долю профессора-интеллектуала, которым мог бы гордиться любой университет Европы.
Почти четыре десятилетия Павлуцкий отдал искусствоведческой науке, исследуя, в частности, архитектуру, украинское искусство XVII—XVIII вв., мировое и современное искусство, начиная с античности и заканчивая неофутуризмом. А написанная им книга «Старожитності України» стала одним из первых фундаментальных исследований архитектуры восточных славян в прошлом веке. Павлуцкий ушел из жизни в Киеве в 1924 г. после длительной болезни, вызванной физическим истощением, голодом и переохлаждением. В книге приводятся воспоминания современников, из которых становится известно: окончательно его добило уничтожение представителями большевистской власти Музея красных искусств, который был в университете и к которому имел прямое отношение Григорий Павлуцкий. Уникальные экспонаты, бережно собранные на протяжении последних тридцати лет, в одно мгновение превратились в пепел, поскольку праукраинская архаика вовсе не интересовала «строителей светлого будущего».
ГРИГОРИЙ ЛОГВИН
Одним из тех, кто сделал заметный вклад в развитие украинского искусства и архитектуры, был академик Академии архитектуры, лауреат Шевченковской премии Григорий Логвин. Этой неординарной личности в отечественном архитектуроведении посвящен многостраничный искусствоведческий очерк, в котором подробно анализируется довольно большая творческая наработка маститого искусствоведа. В частности, в основательном исследовании Логвина «По Україні: Стародавні мистецькі пам’ятки» предоставлено комплексное изучение средневековых городов Украины. Как отмечает А. Пучков, эта книга стала для украинской культуры своеобразным уставом, в котором тщательным образом задокументировано самые выдающиеся архитектурные памятники Приднепровья, Северного Левобережья, Волыни, Галичины, Подолья, Буковины, Слобожанщины, а в настоящее время она является библиографическим раритетом.
Анализируя вехи его биографии, насыщенной многими событиями, автор книги вспоминает, как еще в 1965 году ученый стал инициатором создания Украинского общества охраны памятников истории и культуры, в основу деятельности которого была заложена благородная идея — сохранить для потомков духовные и материальные сокровища культурного наследия прошлых веков. В начале 90-х его научная деятельность, которая длилась свыше полувека, была достойно оценена государством: Григорий Логвин удостоен Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко за монографию «З глибин. Гравюри українських стародруків XVI—XVIII ст.» и за цикл научных трудов по вопросам украинского искусства и архитектуры.
ВЛАДИМИР ЯСИЕВИЧ
Знать все старинное, и не только знать, но и анализировать, прогнозировать, накапливать богатейший опыт художников, которые раньше протоптали дорогу в области архитектуры, призваны специализированные научные учреждения страны, в которых должны аккумулироваться нестандартные идеи и замыслы. Это — в теории, а на практике приходится видеть противоположное. Институцией, под крышей которой были собраны лучшие специалисты архитектурного дела, длительное время был НИИ теории и истории архитектуры и градостроения, образованный еще в далеком послевоенном 1946-м. Сквозь призму деятельности этого института автор книги рассматривает роль и место в отечественном архитектуроведении многолетнего главного научного сотрудника, доктора архитектуры Григория Логвина. Львиную долю жизни им было отдано этому научному учреждению, которое при властвовании Януковича ликвидировали фактически «за ненадобностью». Так же волюнтаристски закрыли в середине 90-х отраслевое государственное издательство «Строитель», где в свое время публиковались труды по архитектуроведению Владимира Ясиевича.
Оценивая вклад Владимира Ясиевича в отечественную архитектуру, А.Пучков отмечает в первую очередь то, что хорошо известному в научных кругах архитектуроведу принадлежит авторство теории искусственной среды, комплексное исследование архитектуры Украины эпохи модерна, книг по материаловедению, футуристическому строительству, стилю и моде (архитектура, мебель, одежда), очерки-портреты, посвященные ведущим отечественным зодчим — В.Николаеву, О.Бекетову, О.Гинзбургу, П.Алешину, а еще научно-публицистическое исследование о творческой наработке выдающегося украинского художника, архитектора и графика ХХ века Василия Кричевского. Как считает автор, благодаря этой публикации была сорвана пелена забвения с человека-творца, который один из немногих в Российской империи осмелился ввести в архитектуру народные элементы, начиная с орнаментов и заканчивая характерными строительными конструкциями. В рассказе о значении научно-художественного наследия Владимира Ясиевича, автор сравнивает его с итальянским философом-утопистом, теологом и поэтом Средневековья Томмазом Кампанеллой. С этим утверждением стоит согласиться, потому что их и в самом деле роднит желание воплотить нетрадиционные идеи в консервативные формы, стремление заглянуть в будущее, преодолевая инертность и заскорузлость мышления.
АБРАМ МАРДЕР
Из книги «Между навигационными мачтами» перед читателем возникает фигура еще одного известного в Украине архитектуроведа-теоретика, человека с энциклопедическими знаниями — Абрама Мардера. Из колоссальной наработки, которую оставил после себя художник, автор выделяет уникальное по содержанию издание «Архітектура. Короткий словник-довідник», которому уже почти четверть века. И до сих пор в кругу отечественных архитектуроведов никто не осмелился подготовить к публикации подобного труда, поскольку это требует не только титанического труда, но и аргументированной терминологии, которая бы не вызывала у специалистов никаких отрицаний и сомнений. Именно этого в своем архитектурном словаре-справочнике Абрам Мардер избежал.
Пучков называет несколько основополагающих трудов известного архитектуроведа, которые не только обогатили строительную отрасль, но и опередили время. Это, в частности, исследование «Естетика архітектури», «Метал в архітектурі», справочник о памятниках архитектуры и градостроения (в соавторстве). Имея от природы врожденный талант творца, Абрам Мардер, за что бы ни брался в своей многолетней карьере архитектуроведа, всегда добивался заметного успеха, постоянно показывая удачное сочетание теории с практикой.
Выпуск газеты №:
№76, (2019)Section
Украинцы - читайте!