Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Детективное путешествие в экзотический Тегеран

Французский детектив о событиях в Тегеране, написанный армянкой Наири Нагапетян, уроженкой Ирана, — вот какого запутанного происхождения книгу предлагает читателям издательство «Темпора». Название соответствующее: «Кто убил аятоллу Кануни?»
10 января, 16:12
БАШНЯ АЗАДИ В ТЕГЕРАНЕ, ДО РЕВОЛЮЦИИ 1979 ГОДА СООРУЖЕНИЕ НАЗЫВАЛОСЬ «БАШНЕЙ ПАМЯТИ ЦАРЕЙ» («ШАХИЙЯД АРИАМЕХР»), НО ПОСЛЕ ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ СОБЫТИЙ СТРОЕНИЕ ОБРЕЛО НОВЫЙ СМЫСЛ И НОВОЕ НАЗВАНИЕ — БАШНЯ СВОБОДЫ / ФОТО С САЙТА FOTOART.ORG.UA

Сложно сразу определиться, кому бы лучше всего порекомендовать произведение Нагапетян. Ценителям детективов? Тем, кто хочет восточной экзотики? Любителям почувствовать колорит нынешнего очень специфического общественного строя Исламской Республики Иран? Наверное, все же, прежде всего — последним.

В пользу этого свидетельствует своего рода двойное зеркало сюжета. Его главный персонаж, французский журналист армяно-иранского происхождение Нарек, который еще в детстве выехал на постоянное место жительства в Париж, приезжает как репортер в Тегеран в канун выборов (тех самых, на которых победил нынешний президент страны Ахмадинежад). Формальная цель — написать в своей газете о настроениях иранцев, общей ситуации в стране и т. п. Но, кроме того, Нарек хочет увидеть город детства, встретить родственников, встретить собственное прошлое, хотя все эти встречи откровенно болезненные. Поэтому типичная, как уже сказано, зеркальная коллизия человека в треугольнике иранской, армянской и французской культур, каждая из которых одновременно и своя, и травматически-неудобно-чужая.

Все время наслаждаться транскультурным мазохизмом Нареку, однако, к сожалению, не дают возможности обстоятельства. Сначала он оказывается в среде оппозиционеров (там даже есть странная, на взгляд европейца, «исламская феминистка»), потом случайно оказывается свидетелем убийства высокопоставленного чиновника Исламской Республики. Неоднократно попадает в тюрьму. Остается без документов. Внезапно узнает о настоящей причине смерти матери, которая в свое время тоже была оппозиционеркой. Одним словом, переживает массу по большей части абсурдных приключений. А между тем «исламская феминистка» Лейла проводит собственное расследование убийства аятоллы Кануни.

Сугубо детективная линия книги развивается, откровенно говоря, достаточно сомнамбулически. Но «культурологический» контекст динамичный, едва ли не на каждой странице случается что-то «очень восточное» и познавательное. В сочетании с абсолютной неприхотливостью изложения имеем доступный, читабельный текст, способный вызывать заинтересованность непростым и неоднозначным феноменом современного Ирана, порождает желание разобраться. Хотя книга «Кто убил аятоллу Кануни?» вызывает и настороженность. Слишком уж много напряжения и угрозы в этом на первый взгляд расслабленном, улыбающемся и беззаботном Тегеране. Стоит ли верить образу страны и города, изображенному Наири Нагапетян? Не слишком ли много в нем стереотипной закрытости, где-то даже больше той, которую мы помним с советских времен (например, арест иностранца за то, что он находился в университетской аудитории со студентами обоих полов и рассказывал им о своей жизни на Западе, вызывая особенную зависть молодых иранцев тем, что без бракосочетания можно просто жить со своей девушкой)? Кто знает. С одной стороны, выдумки и шаблоны — абсолютно легитимный подручный материал для любого писателя. С другой — сложно найти такую дикость, которую бы не смог воплотить в жизнь человек, особенно вдохновленный неограниченной властью и идеологическим экстазом.

Наири Нагапетян. Кто убил аятоллу Кануни? — Киев: Темпора, 2012.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать