Дмитрий ЛАЗУТКИН: «Поэзия дает возможность войти в резонанс с собственной душой»
В последний день октября Дмитрий ЛАЗУТКИН представил киевской публике свой поэтический сборник «Добрі пісні про поганих дівчат». Премьера книги состоялась на фестивале Meredian Czernowitz, потом — на Форуме издателей во Львове. Затем ее презентационный маршрут пролегал многими западноукраинскими городами и частично — восточноукраинскими. На некоторые поэтические тексты из сборника группы Коzak system, «Файно», «Запаска» и «Калєкція» написали музыку. А группа Коzak system даже сняла видеоклип на песню «Твоя порядність така спокуслива» и «Шабля» (см. Youtube).
Когда-то Лина Костенко назвала стихи Дмитрия Лазуткина настоящей мужской поэзией. Впрочем, убедитесь сами, перечитав «Добрі пісні про поганих дівчат».
— Название вашей новой книги — несколько легкомысленное, хотя сами стихи — глубокие, с интересной метафоричностью. Так задумано для большего привлечения внимания, коммерческого успеха?
— Название «Добрі пісні про поганих дівчат» интригующе, но и моя поэзия непростая. Не думаю, что оно отрицает всю глубину и метафоричность, которая есть, как вы сказали, в моих стихотворениях. С другой стороны, в названии заложена определенная доля иронии и даже самоиронии, поэтому не нужно ее воспринимать как что-то претенциозное.
— Дмитрий, как позавчера прошла киевская презентация этого сборника?
— Это прежде всего было чтение стихотворений из новой книги, а также из старых. Потом — выступление группы «Калєкція». Правда, три песни (на мои стихи) я исполнил с командой, остальные они пели сами — это композиции на слова Сергея Жадана, Тараса Федюка, Юрка Позаяка, Галины Крук.... На мой взгляд, этот сборник очень музыкальный, мелодичный. В нем меньше, чем в предыдущем («Бензин», 2007 г. — Ред.) провокаций, меньше панка, а больше рассудительности, эстетичности, которая где-то совпадает с виденьем поэзии украинцами.
— По вашему мнению, чтобы донести поэзию современнику, ее нужно синтезировать с музыкой, графикой, фотоискусством?.. Должна ли она в дальнейшем оставаться самодостаточной?
— Я за то, чтобы поэзия оставалась самодостаточной. Ныне много модных течений: видеопоэзия, слемы, музыкальные эксперименты с поэзией. При этом иногда теряется значение слова. К тому же можно красиво подать не самые лучшие поэтические строки. Поэтому я — прежде всего за поэтическое чтение. Однако в формате литературного вечера тяготею к динамике, поэтому и выступил с группой «Калєкція».
— Вы с презентацией новой книги проехались по Украине. Чувствуете запрос на современную украинскую литературу, в частности поэзию?
— На поэзию нельзя человека «присадить». И, наверное, этого не нужно делать. Поэзия сама пролагает себе путь к человеческому сердцу. Она дает возможность войти в резонанс с собственной душой. Эти выводы основываются на моем многолетнем опыте посещений самых разнообразных литературных фестивалей и презентаций, общения с читателями.
— В «Добрих піснях про поганих дівчат», в частности, есть стихотворение «Моє покоління приходить до тями». Что вы хотели им сказать в контексте времени, в котором живем?
— Раньше или позже перед каждой генерацией предстает вопрос самоидентификации. Когда мы приходили в литературу в начале-середине 2000-х, у нас было много амбиций, надежд. А теперь те, кому тридцать или немного за тридцать, должны активно, конструктивно действовать. Потому что общая общественная растерянность и апатия могут влиять так, что и мое поколение может стать потерянным. Не дадимся!
Выпуск газеты №:
№199, (2012)Section
Украинцы - читайте!