Перейти к основному содержанию

«Если бы Гавел был жив, то поддержал бы Украину»

Карел Шварценберг в Киеве представил украинский перевод книги первого президента Чехии «Письма к Ольге»
06 мая, 16:38
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Сегодня он мог бы быть президентом Чехии. Два года назад для победы над Милошем Земаном бывшему министру иностранных дел, князю Карелу Шварценбергу не хватило около полумиллиона голосов. Атеист и пророссийский социал-демократ преодолел на выборах либерального консерватора и аристократа. Евромайдан и российская агрессия против Украины сделала этих двух чешских политиков еще более принципиальными оппонентами. Карел Шварценберг одним из первых европейских политиков поддержал требования Революции достоинства, а Милош Земан 8 мая полетит в Москву...

Недавно Карел Шварценберг вновь посетил  Украину, в этот раз —  «Книжный Арсенал». Вместе с кинорежиссером Бржетиславом Рыхликом он представлял первый украинский перевод книги Вацлава Гавела «Письма к Ольге» (переводчики — Татьяна Окопна и Игорь Мельниченко), а также документальную ленту о самом Шварценберге «Ой, беда, мама, беда, Шварценберги здесь!».

Баллотироваться на следующих выборах Карел Шварценберг не планирует. «В политику должны приходить новые молодые люди с новым опытом, которые учились в университетах уже в независимой демократической стране, — объясняет свою позицию дипломат. — Кроме того, думаю, что нынешний чешский президент будет работать до конца своего срока, а следовательно, на следующих выборах мне будет уже 80». По словам Шварценберга, из-за своего решения поехать в Москву Милош Земан чувствует на себе серьезное давление со стороны партии TOP 09, которую он возглавляет. «Впоследствии к нам присоединились и другие партии, — рассказывает политик. — Под влиянием, в частности, и правительственной коалиции Земан вынужден был объявить, что хотя и поедет в столицу России, но участия в военном параде не будет принимать».

Во времена Чехословакии Карел Шварценберг жил в эмиграции в Австрии. В Праге бывал как президент Международного хельсинского комитета по правам человека. «Однажды Вацлав Гавел обратился ко мне с предложением встретиться, — рассказывает Карел Шварценберг. — Впервые мы увиделись в одном из баров недалеко от Вацлавской площади. Там было довольно шумно и наш разговор не могли подслушать. Беседовали до утра. Второй раз встретились уже на квартире Вацлава Гавела, где я и познакомился с его женой Ольгой. Она сразу произвела на меня на удивление сильное впечатление. Это была очень своеобразная и очень харизматичная женщина. Сразу после нашего знакомства я осознал, что Вацлав Гавел — нерядовая фигура. В Чехословакии в среде диссидентов было много разнообразных группировок, которые часто недолюбливали друг друга: католики, коммунисты, демократы и тому подобное. Гавел сумел объединить вокруг себя весь диссидентский мир. Помню, когда он оказался в тюрьме, венские театры пытались как можно скорее ставить его новые пьесы, которые удавалось переправить через границу». Во времена президентства Гавела Карел Шварценберг был руководителем его канцелярии и фактически правой рукой.

128 писем к жене Ольге Вацлав Гавел написал во время своего третьего, самого длительного заключения за правозащитную деятельность (1979—1982 гг.). В них, кроме своих будничных проблем, он касается глубоких философских тем, рассуждает об искусстве и делится воспоминаниями. В действительности, письма были адресованы не только жене, но и многочисленным друзьям и соратникам диссидента и фактически были способом общения с миром (тюремная цензура допускала лишь переписку с родственниками). В следующем году в Чехии должна выйти в свет книга «Письма Ольги». Это — письма очень разных людей, написанные  Гавелу при посредничестве его жены. «Письма к Ольге» скорее были адресованы брату Вацлава Гавела Ивану и его друзьям, — вспоминает режиссер Бржетислав Рыхлик, который также хорошо знал чешского лидера. — Вацлав Гавел был выходцем из семьи миллионеров. Ольга же — из пролетарской семьи, старше его. Основным принципом для Гавела была жизнь по правде. Так же и для Ольги — она могла сказать мужу просто в глаза самую жесткую правду. Ольга была для мужа первым критиком — именно ей он давал читать свои пьесы. С ней мог делиться всем. По моему мнению, в значительной мере именно влияние Ольги сформировало Гавела как личность, со свойственной ему принципиальностью и бескомпромиссностью. Она научила его чувствовать связь со своим народом».

После окончания презентации книги «День» воспользовался возможностью поставить Карелу Шварценбергу несколько вопросов.

— Господин Шварценберг, как вы думаете, какой была бы реакция Вацлава Гавела на российскую агрессию против Украины?

— Думаю, если сегодня он был бы живым, то активно поддержал бы Украину. Ведь Вацлав Гавел всегда пытался противостоять агрессорам и помогать тем, кто в трудном положении.

— Как вы можете прокомментировать неоднозначные заявления нынешнего чешского президента Милоша Земана в отношении конфликта между Россией и Украиной? Не кажется ли вам, что у господина Земана слишком короткая историческая память? Ведь чешский народ на протяжении прошлого века оказывался в аналогичной ситуации, по крайней мере, дважды — в 1938 и 1968 годах.

— Если позволите, я не буду прямо отвечать на ваш вопрос — не люблю критиковать своего президента за рубежом. Мне кажется, это — неправильно. Свою позицию по этой теме я выражал достаточно четко. Вы можете ознакомиться с ней в чешских СМИ. Единственное, что хотелось бы отметить — согласно последним социологическим данным, большинство чехов поддерживают Украину и осуждают позицию нашего президента.

— Является ли это свидетельством того, что чешские медиа достаточно объективно освещают последние события на Донбассе и в Крыму, а влияние российской пропаганды не является определяющим?

— Влияние российской пропаганды в Чехии, безусловно, присутствует, но оно не очень значительно. Ведь преимущественно  речь идет об одних и тех же меседжах. И мне приблизительно известно, кто именно занимается их распространением в чешском медиапространстве. Кроме того, российская пропаганда очень активна в социальных сетях, в частности в «Фейсбуке». В то же время самые влиятельные чешские медиа, по моему мнению, как правило, дают достаточно объективную информацию относительно последних событий в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать