Гений Иоанна Георгия Пинзеля, или Пластика украинского барокко

На столе передо мной крупноформатный, репрезентативный и щедро иллюстрированный художественный альбом «Тайна Пинзеля», изданный на качественной бумаге киевским издательством «Мастер Книг» в декабре 2012 года. Идея проекта и текстовая часть принадлежат искусствоведу Вере Стецько, концепция и дизайн альбома запроектированы Константином Сачеком при финансовой поддержке тернопольских меценатов Ирины и Тараса Демкурив. Созданное их стараниями нарядное издание, которое воспринимается как художественно-эстетический феномен эпохи, посвященное «светлой памяти Бориса Возницкого», было недавно презентовано во дворце Потоцких Львовской национальной галереи искусств. Альбом приурочен к открытию в часовне Шапель в Лувре художественной выставки «Иоганн Георг Пинзель: барокковый скульптор в Украине ХVІІІ века».
Еще весной 2009 года «в рамках промоции западного региона Украины» вместе с делегацией департамента скульптуры Лувра, куда входили кураторы выставки Пинзеля — Гийем Шерф, Аврора Басли и Женевьева Бреск, которые должны были «собственными глазами увидеть и убедиться в высоком уровне произведений неизвестного скульптора», мы объездили все музеи и храмы Львовщины, Тернопольщины и Ивано-Франковщины, где экспонировались или хранились произведения Пинзеля. Годы поисков, договоренностей, реставрации обнаруженного и сохраненного Борисом Возницким самобытного бароккового сокровища.
И вот в конце концов стою в просторном вестибюле Лувра, наполненном человеческими потоками, которые двигаются в разных направлениях экспозиционных залов. Рядом с рекламным баннером, который сообщает о выставке выдающегося художника эпохи Ренессанса Рафаэля Санти, размещен баннер выставки Johann George Pinsel un sculpteur baroque en Ukraine au XVIII siecle. Ощущение гордости и радости за украинскую культуру и проделанную работу не покидает и на экспозиции выставки, где в выгодном рассеянном свете на отдельных подиумах и планшетах представлена резьба и круглая пластика самобытного скульптора из Галичины. Вот только никто из сотрудников зала часовни ничего толком не может рассказать о мастере из Украины, украинский язык отсутствует на плакатах и этикетках названий произведений, а в каталоге произведений Пинзеля, напечатанного на французском языке польским искусствоведом Яном Островским, на размещенной карте Львов и Тернополь оказались во владениях Польши. Это немного, мягко говоря, остудило наше впечатление от концепции экспонирования творчества талантливого скульптора.
А еще — интервью культуролога Тараса Возняка: «Нельзя говорить, что Пинзель — украинский Микеланджело. Это, мягко говоря, не отвечает действительности», или «эта выставка была в ряду выставок Лувра, которые показывают странных художников со странных для французской публики краев, как вот Украина, Словакия или Чехия». Странное ощущение «холопской» второсортности или нежелание идентифицировать отдельную художественную фигуру в украинском историко-культурологическом аспекте. Отрицанием этим мнениям «известного политолога» могут стать выдержки из французских СМИ о творчестве Пинзеля, что «заметно повлиял на скульптуру своей эпохи в Украине». Так SORTIRAPARIS.COM пишет: «...Пинзель является особенным художником, чьи следы были стерты временем: Украина — страна, которая его приняла, недавно пришла к осознанию своего наследия и взялась за реставрацию и консервацию скульптур художника. Для нас является честью принимать этого спасенного от небытия художника, чей особенный стиль напоминает немецких скульпторов Золотого века, с неподдельным личным почерком. Из его деревянных скульптур рождаются персонажи с утонченными жестами, выраженной экспрессивностью, которые делают понятным создание Музея Пинзеля во Львове, городе, где жил художник, который, к тому же, вошел в списки Мирового культурного наследия человечества ЮНЕСКО...». А TOUTELACULTURE.COM констатирует, что «это парижское событие является результатом недавнего осознания украинцами богатства своего наследия, поврежденного историей».
Но вернемся к презентованному во дворце Потоцких альбому «Тайна Пинзеля», изданному под грифом «Культурное наследие украинцев». Уже на первых страницах внимание привлекает «Карта Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской областей» с отметками городов и сел, где сохранились скульптуры выдающегося мастера ХVІІІ века. Рядом — фотографии музеев и сакральных зданий, где они находились.
Первые страницы текста, приведенного параллельно на украинском и английском языках и удачно дополненного архивными фотографиями, посвящены эпохе «позднебароккового всплеска, который прокатился по западным землям», создав настоящие жемчужины архитектурно-скульптурного творчества — собор св. Юра во Львове; костел Непорочного зачатия Девы-Марии и Успенскую церковь в Городенце; церковь Покровы Пресвятой Богородицы, костел Успения Богородицы, городскую Ратушу и придорожные колонны-статуи Девы-Марии и Яна Непомука в Бучаче; парафиальный костел Всех Святых в Годовице; костел Вознесения Пресвятой Девы-Марии в Монастыриской, «над оформлением которых с конца 1740-х и до середины 1761-го работал великий скульптор Иоанн Георгий Пинзель». Одним из самых щедрых основателей и меценатов, поддерживавших все новые художественные веяния, был потомок герба «Пилява» граф Николай Потоцкий (1712—1782). Каневский староста, который «перешел в веру прадедов, говорил на украинском языке, носил оселедец, курил трубку, наряжался в одежду, пошитую на казацкий манер», впоследствии его назвали «строителем 77 храмов и монастырей».
Следующие страницы исследования посвящены появлению на «фабриках» Николая Потоцкого и активной творческой деятельности в Бучаче и его окрестностях «мастера Пинзеля». Автор проводит обстоятельный искусствоведческий анализ основных скульптурных групп, вырезанных из липового дерева и покрытых лекасом и позолотой, таких как «Жертвоприношение Авраама», «Самсон, раздирающий пасть льва», «Святой Франциск Борджиа», «Святой Викентий из Пауло», «Святой Иоанн», «Распятие», «Богоматерь», цитируя слова известного исследователя первой половины ХХ ст. Тадеуша Маньковского: «Пинзель является выразителем своеобразного направления экспрессивной динамики. Напряженному драматизму его образов отвечает повышенная экспрессивность формы, которая достигается чрезвычайно смелой, виртуозной обработкой материала. Особенно это заметно в трактовке драперий, словно завихренных в воздухе».
Четыре сотни альбомов руководитель проекта подарил библиотекам и музеям Украины. Лувр тоже получил свой заказ — 100 экземпляров, которые будут продаваться в книжных киосках музея.
Завершая композицию иллюстративной части альбома, Вера Стецько задает вопрос: «Кто же он, этот гениальный художник, этот загадочный скульптор XVIII века? И какие еще неоткрытые тайны, связанные с ним, ждут своего часа...?».
Время покажет. И, возможно, откроет нам новые и пока еще неизвестные страницы жизни и творчества великого Мастера, который жил и творил в эпоху украинского барокко.
Выпуск газеты №:
№62, (2013)Section
Украинцы - читайте!