«Греческая операция» НКВД 1937–1938 гг.: до и после
В августе нынешнего года в харьковском издательстве «Майдан» вышло из печати двухтомное русскоязычное литературно-документальное издание «Среди непонятых стремлений и неоцененных утрат...»Этим изданием был завершен десятилетний проект исследования национально-культурных процессов в греческой среде Украины 1920-х — 1930-х гг., которые происходили в ходе так называемой коренизации, — одной из политических кампаний в национальном вопросе в первые годы советской власти.
Новая национальная политика (коренизация) была призвана закрепить советскую власть на национальных окраинах путем привлечения местного населения к советскому строительству. Термин «коренизация» означал «выращивание» местных кадров, сопротивления коренному населению республик. Слабая советская власть в начале 1920-х гг. не могла обходиться без поддержки местной интеллигенции и была вынуждена привлечь ее на свою сторону, предоставить ей возможности самореализации. Республики получили сравнительно широкие права относительно внутренних дел, в частности экономических. Наиболее существенные из них касались сферы культуры. Каждая республика не только имела возможность, но и была обязана иметь свой официальный язык. Каждый, даже самый немногочисленный, народ СССР получил право официального применения своего языка и перспективы создания собственной письменности, если ее не существовало.
Немецкий политолог и исследователь национальной политики СССР Герхард Зимон считал, что коренизация (согласно макрозаданию ЦК РКП(б)) была призвана предотвратить развитие националистических сил, освобожденных от национального порабощения в Российской империи. Языковые, культурные, кадровые уступки были должны остановить распространение автономистские и сепаратистские настроения. Играло существенную роль не только желание содействовать развитию национальных культур, но и попытки помешать объединению народов Кавказа, Средней Азии, других регионов вокруг одного родственного языка. Этому способствовало также административное дробление, прежде всего Средней Азии.
Среди всех республик СССР Украина была наиболее многонациональной и стала масштабным плацдармом советской власти по делу воплощения политики коренизации (примерами которой были украинизация, татаризация, полонизация, элинизация, и тому подобное). Согласно переписи населения в 1926 г., в УССР лишь 18% жителей не принадлежало к титульной нации. Показательным для Украины были не только многонациональный состав, но и удельный вес ее наций в СССР. Например, наиболее многочисленное из нацменьшинств — русское — составляло 4% от общей численности россиян государства, в то время когда чешское — 75%, еврейское — 52%, польское — 48%, немецкое — 40%, греческое — 30%.
Национально-культурное строительство в УССР наиболее мощно отразилось на развитии сообщества мариупольских греков, которые компактно проживали в южных районах Донбасса с конца XVIII века. На начало советской эпохи они не имели ни национальной школы, ни письменных навыков на родном языке, потому что потеряли их в течение веков национально-культурного порабощения в Османский и Российских империях. С 1926 до 1932 г. усилиями сотен патриотов в Северном Надазовье (юг Донецкой области, Мариуполь и окружающие поселения) была создана национальная система образования — греческие общеобразовательные школы, школы ликвидации неграмотность для взрослых, Мариупольский греческий педагогический техникум. В последнем преподавали родной язык преподаватели из Крыма, Кавказа, Греции (среди них — воспитанники Коминтерна, ведущие деятели Компартий Греции и Кипра). В конце 1920-х гг. обсуждался вопрос создания греческого факультета при одном из педагогических вузов республики. Выпускники техникума становились в ряды культурно-образовательных и советских работников, формируя национальную — греческую и украинскую — интеллигенцию.
В 1930 г. — на гребне развития национальной прессы УССР — в Мариуполе начала выходить окружная (впоследствии районная и областная) газета на грецком языке «Колехтивистис» и было создано греческое издательство (одно из трех в СССР), в 1931 г. — единственный в Советском Союзе детский журнал «Юный борец», позже переименованный в «Пионер».
Развитие национальной школы и издательского дела повлек за собой настоящий ренессанс румейской (греческой) литературы, которая будто спящая красавица проснулась после веков забвения и безнадежности. За короткий отпущенный исторической судьбой срок Мариупольским литературным объединением было выпущено пять литературных альманахов, где публиковались лучшие произведения греческих литераторов Украины и всего СССР, а также ряд авторских и коллективных поэтических сборников, многочисленных переводов. Имя вдохновителя и руководителя греческого литературного процесса — члена Союза писателей Георгия Костоправа — известно в Украине благодаря переводам И. Драча, Н. Сингаивского, В. Сосюры, Н. Бажана и проч. За времена украинской независимости был выпущен сборник произведений еще одного значительного поэта — Василий Галла (почти через восемьдесят лет от подготовки к печати...). Но большинство художников (Амфиктион Димитриу, Анастас Мацука, Харлампий Акритас, Алексей Чубаров, Мария Данно и прочие) и их самобытное творчество оставалось историческими terra incognita.
В 1932 г. в Мариуполе был создан Греческий государственный рабоче-колхозный театр, деятельность которого до сих пор была описана фрагментарно. Поиски группы исследователей позволили воспроизвести историю этого самобытного заведения национальной культуры. Его работа в тесных рамках социалистического реализма и при условиях идеологического давления все же содействовала развитию народного искусства и зарождению национальной драматургии. Сквозь обожженные репрессиями и войнами годы мариупольские греки пронесли любовь к «Платону Кречету» и «Роману середнему», которые вошли в их сознание на родном, румейском языке в образах Георгия Деглари, Юрия Дранга, Даниила Теленчи, Савы Янгичера, Полины Мамуйдар, Георгия Севда, Александра Балджи и других режиссеров, актеров, музыкантов...
Во время сталинского террора, в ходе так называемой «греческой операции» НКВД СССР 1937—1938 гг. все достижения и приобретения украинской элинизации, как и всех остальных национально-культурных преобразований в республике, были уничтожены. Был ликвидирован техникум и театр, газета и журнал, издательство и типография, все шрифты которой ежовские прихвостни выбросили в беспокойное январское Азовское море. В городе Мариуполе и по греческим селам, согласно тайному постановлению Оргбюро ЦК ВКП(б) от 24.01.1938 «О реорганизации национальных школ» началось закрытие греческих школ. Их спешно переводили на русский язык преподавания. В Украине до июня в 1938 г. было закрыто 888 немецких, чешских, болгарских, греческих и других школ.
Начатая 15 декабря 1937 г. «греческая операция» НКВД быстро набирала обороты. Большинство лидеров и активных участников греческих национальных преобразований в Киеве, Харькове, Одессе, Полтаве, Нежине, больших городах и маленьких селах оказывались за решеткой советской античеловеческой системы бесправия и сплошного зла. Свою страшную цену за недолгое развитие национальной культуры и национального сознания заплатили греки Мариупольщины и Донецкой области. Количество жертв посчитать невозможно. Это вообще характеризует все сталинские национальные расправы. До пяти тысяч невинных крестьян и горожан, интеллектуалов и необразованных, старых и молодых, граждан СССР и зарубежья — они все были объявлены врагами народа. В одном только греческом селе Стила, которое сегодня очутилось на оккупированной украинской земле, весной 1938 г. не осталось ни одного мужчины старше восемнадцати и младше шестидесяти лет...
Греческий язык и культура оказались под запретом, из библиотек и музеев удалялись любые бумажные упоминания о языках и культурном приобретении советских греков. Их носителей и национально-сознательных граждан в течение многих десятилетий продолжали целенаправленно «укрощать». На долгие десятилетия народ онемел... Сплошная русификация и этнотрансформация привели к трагическим гуманитарным последствиям, когда люди сознательно русифицировали фамилии, открещивались от национальности, становились социальными приспособленцами без мировоззренческих принципов, воспитывали детей в духе псевдоинтернационализма, который не имеет ничего общего с высоким уважением к бытию и культурным достижениям своего и других народов.
В независимой Украине, которая на всех этапах активно содействовала культурному развитию национальных меньшинств при неизменной помощи Греции, Федерация греческих общин Украины сделала немало ради возрождения украинского эллинизма. К сожалению, вероятно, из-за необратимости последствий греческой национальной катастрофы 1937-1938 гг. эти усилия не привели к национально-культурному ренессансу.
Одно из таких последствий мы наблюдаем и сегодня на Донбассе, где линия фронта в начатой российским агрессором войне проходит и через греческие села. То, какую жизненную философию, национальные и гражданские ценности будут исповедовать греки Донбасса, во многом будет влиять на деоккупацию этого украинского региона. Отстаивание, утверждение национальных основ требует ежедневных усилий. Чтобы выжить в сложных условиях и под давлением самых драматических вызовов народа нужны не только политические и технические средства, нужен храм национального Духа, каждый камень которого — Душа человека, которая переживает за судьбу своего народа.
Издание, названное строкой раннего стихотворения Георгия Костоправа, создано на базе уникальных документов как памятник украинской эллинизации и ее рыцарям, о которых приходилось собирать информацию во многих государственных, отраслевых и частных архивах, библиотеках и музеях Украины, России, Греции. Собранные вместе, они, наконец, превратят несколько terra incognita греческой истории Украины в экуменическое пространство исторической правды. Правды, без которой продвижение вперед опять может стать обманом...
Авторы издания — Елена Узбек (Харьков) и Мария Пирго (Славянск). Исследовательский проект был поддержан Фондом «Анастасиос Г. Левендис» (Кипр), двухтомник выпущен при финансовой поддержке государственного деятеля Греции пана Димитриоса Баколаса.
Выпуск газеты №:
№152-153, (2019)Section
Украинцы - читайте!