Грустный «юбилей» -7
Стоит ли возвращать произведения Уласа Самчука в школьную программу?БЕГСТВО В ЮНОСТЬ
В 1941-1943 гг. Самчук жил в оккупированном немцами Ривном. Сначала здесь он издавал газету «Волынь» («Волинь»), которая пользовалась большой популярностью. На ее страницах писатель позволял себе публиковать статьи, которые не нравились оккупационной власти. В конечном итоге весной 1942 года терпение у нацистов лопнуло, и они арестовали Самчука. Ему грозил расстрел. В защиту писателя выступило немало влиятельных людей, в частности глава Украинской Греко-католической Церкви, митрополит Андрей Шептицкий. Самчуку удалось выйти на свободу. Он вынужден был покинуть редактирование «Волыни» и дать согласие, что не будет писать нежелательных для оккупационной власти статей.
В 1943 году стало очевидным, что нацистская Германия проигрывает войну. И на поприща Украины придут новые оккупанты – большевики. Самчук знал, чего ему ожидать от них. Поэтому решил направиться на запад. Сначала его путь пролег в Галичину.
21 ноября 1943 г. он вместе со своей женой Татьяной Праховой-Черной покинул Ривное. Остановились они в городке Городец под Львовом. Приютил их священник Епифаний Роздольский. У него Самчук прожил почти восемь месяцев. И именно в это беспокойное время пытался спокойно писать… роман. Это было произведение «Юність Василя Шеремети», первые страницы которого были написаны еще в Праге в 1940 году. Но бурные события 1941-1943 гг. надолго оторвали писателя от этого романа. Теперь он опять принялся за него. Произведение было в значительной степени автобиографичным. Самчук рассказывал в нем о своей юности, о жизни провинциального Кременца, о своей учебе в местной украинской гимназии.
Работа над романом «Юність Василя Шеремети» – было как будто бегство от тогдашних жестоких реалий. Но в то же время это как бы «спокойное» осмысление опыта прошлого.
Василий Шеремета, учась в гимназии, изучает литературу – не только мировую, но и свою украинскую. Даже читает произведения древней украинской литературы, в частности послание Ивана Вышенского, потому что «Іван Франко морочив собі ним голову».
Но украинские гимназисты интересуются не только культурными вопросами. Интересует их и политика. Среди них есть и сторонники большевизма, которые считают, что украинское государство уже состоялось. Это – советская Украина, поприща которой начинаются «там, за Шумском». Как уже говорилось, юный Самчук тоже разделял такие взгляды. Но он от них уже давно отрекся. И не имел иллюзий относительно деяний большевиков. Поэтому его главный герой занимает откровенно антибольшевистскую позицию. Он, вспоминая опыт большевистской власти на своей малой родине, говорит: «У нашому селі того літа вони зробили свинаря «председателем» комбідноти. Це ще добре діло, бо свинар був чесний ідіот і тільки. Він не міг розрізнити правої руки від лівої, але злодієм він не був. В інших селах було інакше. Там були оті відпадки при владі. Непотріб. Галапасники. Нероби. Голота… Так, так! Голота, яку я, Василь Шеремета, ненавиджу. І коли це зветься пролетаріатом, то ніколи, ніколи не зігнеш ти моєї шиї перед таким божком».
Конечно, такое мог сказать зрелый Самчук, побывавший на поприщах Большой Украины, где имел возможность увидеть результаты ведения хозяйства большевиками, узнать об их деяниях. Василий Шеремета – это не реальный юный Самчук. По крайней мере, в плане политическом. Это, скорее, своеобразная проекция – каким себя хотел бы видеть писатель в юные годы. Без большевистских иллюзий. И в то же время без партийной заангажированности. В частности, герой произведения говорит такое: «Ворогам нашим тільки того й треба, щоб ми покинули гімназію, пішли собі в партії, в гурти, в підпілля… Щоб з нас не вийшли інтелігенти, фахівці…». Опять же здесь слышим голос зрелого Самчука, который пришел к идее «культурной внепартийности». Эту идею он активно проповедовал в послевоенный период. И в конечном итоге имел из-за этого немало проблем среди украинских эмигрантов.
«Творческий отпуск», когда писатель работал над романом «Юність Василя Шеремети» в Городце под Львовом, завершился 18 июля 1944 года. Советские войска непрестанно приближались к Львову. Самчуку ничего не оставалось, как покинуть гостеприимную семью отца Роздольского. Дальше путь писателя и его жены Татьяны Праховой-Черной пролегал в Берлин. А оттуда – еще дальше на запад. И пребывание в лагерях для перемещенных лиц – Ди-Пи. Именно в этот период, в 1946-47 гг., увидел мир роман «Юність Василя Шеремети».
Продолжение. Начало см. в «Дне» № 5-6 от 28 января 2022 года и на сайте «Дня»
Автор
Петро КралюкSection
Украинцы - читайте!