Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Информационная война пришла и в украинскую литературу

Культуролог Александр Михед представил книгу о фейках и «понтах»
18 июля, 12:13
ВПЕРВЫЕ «ПОНТИЇЗМ» БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН В КИЕВЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ АКТЕРОВ ТЕАТРА «ДАХ», КОТОРЫЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ЧТЕНИЯХ. НА ФОТО: АКТРИСА ВИШНЯ (ПСЕВДО) И АВТОР КНИГИ АЛЕКСАНДР МИХЕД / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Если бы «Понтиїзм» Александра Михеда вышел в свет два года назад, сейчас бы эту книгу считали пророчеством. 25 рассказов, которые были написаны в период с октября 2011 года по июль 2012 об искажении реальности виртуальностью, а также об информационной войне сегодня фактически стали отражением современной ситуации в Украине. Так то, что закладывалось как моделирование художественной действительности, сейчас выглядит удивительно реалистично.

Явление «понтов» начало массово проявляться в Украине еще в 1990-е. Но сегодня это — гипертрофированный показ собственной значимости, которая почти всегда является «хорошей миной при плохой игре», уже не на уровне криминалитета, но на уровне государства. Фейк-новости и понты стали подменять действительность. «Основа данного явления» — это ощущение меняющейся реальности. Реальность, которая отделяется от повседневности, превращается в медиа-картинку. И вот эта медиа-картинка, это один из основных сюжетов, который проходит через ось книги», — рассказывает Александр Михед. Автор характеризует свое творение как концептуальный сборник рассказов. Все тексты собраны по одному концепту «понтиизма», но каждый из рассказов также имеет свою собственную идею, которая частично отражается в ключевом слове — названии, — как, к примеру, «Мясо», «Бомба», «Проповедь». «Я пытался ставить перед собой разные задачи, чтобы каждый раз удивлять читателя. Например, передать архитектуру вертепа словами, или написать очерк в стиле проповеди, или перенести формат современного искусства в текст», — говорит писатель.

По словам Александра, атмосфера апокалипсиса, витавшая в воздухе во время написания книги (некоторые экстрасенсы пророчили очередной конец света на 12 декабря 2012 года. — Авт.), подтолкнула его к мысли о войне. Но войну эту автор представлял себе не атомной или еще какой-то другой, а... полностью снятой в кинопавильоне. «Я видел это как, например, выпуски телевизионных новостей, где будут показывать расстрел людей с фальшивой кровью. Но последствия этой фальшивой войны будут реальными и очень болезненными».

Настолько же реальной и болезненно отталкивающей выглядит и обложка книги — на ней человеческая пятерня без двух фланг пальцев, которые обычно загибают, когда показывают «козу» — знак «понтов», воспроизведенный рукой. Изображение на обложке — это тоже фейк, ведь рука — загримирована. Оформление создано при участии современных художников Ксении Гальченко и Добрыни Иванова, а также фотографа Сергея Ильина. Так автор еще раз возвращает читателя к концепции книги. Анетта Антоненко, директор издательства «Кальварія», в котором вышла книга, заверяет, что обложка абсолютно не напугала ее как издателя и что образ частично отвечает содержимому книжки, хотя в некоторых рассказах есть и такая лирика, которую просто невозможно ассоциировать с таким изображением. «Мы пошли на эксперимент. Я знала, что часть людей не возьмет в руки книгу из-за обложки, но те, которые возьмут, точно ее прочтут», — считает издатель.

«Понтиїзм» — это абсолютно новая книга в плане украинской прозаической традиции, — комментирует «Дню» украинский писатель Анатолий ДНИСТРОВЫЙ. — Это — совсем другой тип понимания реальности. Писатели моего поколения и предыдущих все же более заангажированные, мы мыслим такими категориями, как социальная динамика, проработка и маркировка реальности, топоса и тому подобное. А «Понтиїзм» — моделирование футурологического типа. Насколько мне известно, Александр защищал диссертацию, связанную из реалити-шоу и ввел такое понятие, как «реалити-роман». Возможно, его эстетические предпочтения также отразились в тексте. Поиск пересечений виртуальных и реальных миров создает действительно жуткую картину бытия современного человека. Возможно, мое время, как прозаика, уже закончилось и сейчас — время именно за такими текстами. В них есть больше объяснений того, в какой цивилизационной ситуации мы находимся. Для креативного и вдумчивого читателя эта книга станет важной, но о массовости говорить, очевидно, не стоит. «Понтиїзм» — это большое предложение в корне изменить формат мышления».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать