Перейти к основному содержанию

«Исключительная щедрость, принципиальность и доброта»

Состоялся вечер памяти Владимира Панченко
24 декабря, 13:22

Зал Национального музея литературы Украины заполнен людьми. Было время, когда на одном из его кресел сидел доктор филологических наук, профессор, писатель, основатель «ЛитАкцента», постоянный автор и друг «Дня» Владимир Панченко, готовясь выйти с всегда точной и глубокой речью. Но, к сожалению, не в этот раз. Хотя все равно, даже теперь, когда его нет с нами, ощутимо было его незримое присутствие.

ПОЧТИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРА ПАНЧЕНКО ВЫСШЕЙ НАГРАДОЙ

Во время вечера памяти было много выступлений, каждое из которых открывало новые аспекты личности Владимира Панченко. Но одновременно было много общего, о чем вспоминал едва ли не каждый. Наверное, наиболее точно охарактеризовал это Максим Георгиевич РЫЛЬСКИЙ, внук Максима Тадеевича: «Есть люди, рядом с которыми чувствуешь просветление. Столько доброты, тепла, искренности они излучают, что ты проникаешься их обаянием, подпадаешь под их энергополе». Еще одной популярной темой был рассказ о путешествиях с Владимиром Евгеньевичем - во время которых он поражал всех своими знаниями, ведь местность была для него тесно связана с миром литературы, формируя «литературные ландшафты».

Такое мастерство и преданность литературе, конечно, заслуживает высшей награды. Поэтому одной из обсуждаемых тем стал вопрос внесения изменений в положение Шевченковской премии, чтобы ее можно было получить посмертно. Литературовед, писатель, издатель Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ привел историю, которая стала исключением относительно Нобелевской премии: «Бывший ученый секретарь Нобелевского комитета, поэт Эрик Аксель Карлфельдт был номинирован. Он умер задолго до рассмотрения. И комитет присудил премию, это был беспрецедентный случай. Когда на всех этих академиков нагрянули папарацци, они сказали, что есть высшая правда и высшая мудрость. Поэт выдающийся, очень сложный, поэтому мало его переводов есть на иностранных языках, к тому же это был их товарищ и коллега в Нобелевском комитете». А из зала напомнили, что и в истории Шевченковской премии есть случаи, когда лауреатами становились посмертно, например, Иван Багряный, Василий Стус...

Уже известно, что положение менять не будут, и все же остается надежда, что благодаря влиянию общественности можно будет почтить деятельность Владимира Панченко высшей украинской наградой.

«БЕЗ ДУШЕВНОСТИ, ТЕПЛОТЫ, МИЛОСЕРДИЯ, ВСЕХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ В ПОЛНОЙ МЕРЕ У ВЛАДИМИРА ЕВГЕНЬЕВИЧА, БУДЕТ ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ХОЛОДНО НА СВЕТЕ»

В то же время, конечно, вечер памяти - это прежде всего воспоминания. «Он был еще студентом и отправил в газету «Літературна Україна» рецензию. Рецензия была слабенькая, но чувствовалось, что человек понимает в литературе. И я ему написал большое, очень дружеское письмо. Володя потом часто вспоминал о нем и говорил, что это было впервые, когда ему из редакции написали не "вашу заметку не напечатаем», а большое письмо на несколько страниц. Обо всем. Но в этой рецензии был талант. Я ему заказал другую статью, рецензию, и он начал печататься в «Літературній Україні» еще в последние годы обучения. А потом мы много с ним контактировали, ездили по Украине и не только», - вспоминает украинский литературовед, общественный деятель, почетный президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» Вячеслав БРЮХОВЕЦКИЙ.

Хоть и не с таких давних пор, но Владимир Панченко связан и с газетой «День». Он был не просто одним из самых талантливых авторов: какую бы тему ни освещал - делал это всегда очень профессионально и неизменно интересно. Более того, он был другом и партнером «Дня», который не только предлагал идеи, но и помогал их воплощать.

Главный редактор газеты «День» Лариса Ившина тоже поделилась воспоминаниями. В частности, вспомнила случай, когда депутатам I созыва, кто не киевлянин, предложили квартиры, а Владимир Панченко отказался от «подарка». Как объясняет Лариса Ившина: «Это было прежде всего большое моральное перераспределение. Конечно, нужно относиться с пониманием ко всем тем, кто их принял, но в то же время это была особая история. И мне кажется, что компромиссы, уступки постепенно съели силу украинского возрождения. Почему мы до сих пор не проанализировали много тех поучительных уроков, которые дала нам новейшая история. Чем можно работать с этими обстоятельствами? Наверное, созданием альтернативы - качественной, моральной. Рабочих для этого дела всегда было мало. И для меня особенно ценными были те авторы «Дня», которые рядом с нами пытались добавить свой интеллект для работы на всего общества.

Украина столкнулась с огромным перепроизводством информации, но не только ее, но и заниженной попсы, которая уже в конце 90-х начала атаковать сознание. Бороться с этим было очень сложно, поэтому после поражения на выборах 1999 года (когда газета «День» была единственной оппозиционной газетой, отрицала право тогдашнего президента избираться на второй срок), я пришла на «Ночь выборов» на канале «1+1» и сказала, что Украина разминулась со своей историей, будет сильная эмиграция, и для того чтобы удержать ту часть народа, надо работать для общества. Это стало еще одной задачей газеты.

Конечно, тогда еще не было понимания, с кем мы будем заниматься обществом и как. Но была бы идея - люди найдутся. И именно тогда (до этого мы с Владимиром Евгеньевичем были не так хорошо знакомы, хотя потом он сказал, что читал «Историю и Я» в газете), он пришел и сказал: «Почему бы Вам не сделать книгу?». Я как-то никогда об этом не думала, но у меня сразу был обратный вопрос - «А Вы будете со мной?». Ответ был такой, который абсолютно характеризует Владимира Евгеньевича Панченко. Он сказал: «Да». Знаете, к делам культуры люди очень часто подходят как потребители - когда только ставят задачу, что нужно сделать. Поэтому я особенно ценю ответ Владимира Евгеньевича.

Он был все годы с нами в формировании мощной библиотеки. Книга, которая была создана в этом году, «День благодарности», тоже содержит его тексты. И он даже написал рецензию на нее за 10 дней до своего ухода. Эти исключительная щедрость, принципиальность и доброта - черты настоящих украинских интеллигентов. Не знаю, уцелеют ли они, теперь больше говорят о публичных интеллектуалах, хотя иногда об интеллекте там и речи нет, а вот интеллигентность, душевность, теплота - это драгоценное сокровище, которое мы должны, я думаю, привнести в сегодняшнюю жизнь. Пусть даже будет страна в гаджете, но без душевности, теплоты, милосердия, всех добродетелей, которые были в полной мере у Владимира Евгеньевича, будет очень и очень холодно на свете».

Больше подробностей о вечере памяти Владимира Панченко - читайте в новогоднем номере газеты «День».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать