Изменит ли революция «Украинскую книгу»?
Президент «Форума издателей» Александра КОВАЛЬ — о том, как реформировать отечественный книжный рынок![](/sites/default/files/main/articles/15052014/23koval.jpg)
Революция встряхнула украинское общество и подталкивает людей к переменам. Но, как произошло с Госкомтелерадио и программой «Украинская книга» на 2014 год, подходы пока остаются старыми. На этот государственный заказ страна выделила почти 17 миллионов гривен, но это лишь 40% от предусмотренных расходов. Дело в кредиторской задолженности перед издателями за прошлый год. Коллегия Госкомтелерадио две недели назад утвердила перечень книжных изданий, которые будут выпущены в 2014 году. Это 94 предложения от 40 издательств и издательских организаций Украины. В них входят книги для детей, издание произведений лауреатов Национальной премии имени Тараса Шевченко, зарубежная литература, научно-популярные издания, энциклопедии и др. Кстати, семь изданий выйдут в свет на языках национальных меньшинств Украины. Однако, как только списки были обнародованы, в экспертном кругу возникла дискуссия. Как осуществляется отбор? Кто входит в экспертный совет? Что это за издательства, которые получают финансирование на немалые суммы, о которых в интернете нет никакого упоминания? «День» пообщался с Президентом ОО «Форума издателей» Александрой КОВАЛЬ о том, как усовершенствовать украинский книгоиздательских рынок и стратегию украинской книги.
«НУЖНА ОГРОМНАЯ ЦЕПОЧКА ИЗМЕНЕНИЙ...»
Александра Коваль открывает книгу с длинным названием «Парламентские слушания. Проблема развития украинского книгоиздательства и перспективы поддержки книгочтения в Украине». Слушания прошли год назад. Что реально изменилось за это время, были ли претворены в жизнь те реформы, которые прописаны в книге? Вопрос риторический. Пани Александра в книжной сфере работает уже более 20 лет, на ее плечах лежит ежегодный «Форум издателей во Львове», это человек, который хорошо знает книгоиздательский рынок. Что касается «Украинской книги» 2014 года, пани Александра отмечает, что программа формировалась еще до революции. «Поэтому обвинять Госкомтелерадио не стоит, хотя, с другой стороны, вряд ли там что-то изменилось», — отмечает она. На наш вопрос, почему в списки этой бюджетной программы не попали действительно прогрессивные и интересные издания, пани Александра отвечает, что нужно спрашивать у членов экспертного совета: «Я бы не хотела анализировать, почему именно те, а не другие издания вошли в список. Идеального выбора не бывает, он всегда субъективен. Я верю, что две трети из 917 изданий, представленных на конкурс, заслуживают того, чтобы быть в украинских библиотеках. И здесь дело даже не в критериях отбора, а в философии программы и измерении ее эффективности».
Для повышения эффективности и обеспечения прозрачности программы «Украинская книга» Александра Коваль предлагает три возможных пути: революционный, эволюционный и консервативный. Но трудно определить, какой из них наиболее подходит для нынешней ситуации. «У меня нет однозначного ответа, — говорит Александра Коваль, — потому что наша государственная машина очень неповоротливая. Мне писали издатели, что им ближе революционный или радикальный путь. Но при существующем законодательстве его воплотить практически нереально. Потому что это требует внесения изменений в Бюджетный, Налоговый кодекс и так далее. Это огромная цепочка изменений, которую невозможно пройти быстрее чем за год или два. Консервативный путь кажется самым легким для внедрения, но если Комитеты в Кабмине решатся на более радикальные перемены — это будет означать, что в Украине действительно что-то меняется. Я убеждена, что и председатель Гостелерадио Олег Наливайко, и вице-премьер по вопросам гуманитарной политики Александр Сыч, как и подавляющее большинство нашей книжной среды, настроены на скорейшие и позитивные изменения.
«ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ПРОЗРАЧНОСТЬ»
Для реформирования программы «Украинская книга», по мнению Президента «Форума издателей», прежде всего необходимо (по образцу подавляющего большинства фондов) просить от аппликантов, то есть издателей, большей прозрачности. «Согласитесь, что странно давать несколько сотен тысячи или даже миллионы гривен издательству, которое не имеет даже сайта, на котором можно ознакомиться с его предыдущими изданиями, и которое, к тому же, издает произведения писателей, о которых даже всезнающие Гугл с Яндексом ничего не знают, — говорит Александра Коваль. — Также хотелось бы увидеть истории успеха этих издательств: названия, тиражи, награды и другую важную информацию, из которой создается образ надежного партнера. Издатели, не имеющие особо чем похвалиться, должны искать другие источники финансирования, а издающие книги лишь для нужд регионального потребителя, должны обратиться к органам местного самоуправления. Там хотя и не миллионы, а какие-то десятки тысяч можно получить».
Также, по мнению Александры Коваль, требуют изменений задачи и критерии отбора: «Следует установить ежегодные приоритеты, чтобы не распылять средства. И последнее: выделенные средства должны действительно положительно изменять ситуацию на рынке, то есть издатели, получившие финансирование из программы, в следующем году должны были бы показать общий рост всех своих экономических показателей. Именно так должна работать программа поддержки производителя».
«АЛЬТЕРНАТИВА — ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПЕРЕДАЧА СРЕДСТВ БИБЛИОТЕКАМ»
Мы спросили Александру Коваль, на что бы она потратила и во что бы инвестировала средства, выделенные на «Украинскую книгу», если бы оказалась на ответственной должности. Как мы вспоминали, это почти 17 миллионов, а именно 16 364 844 гривен. «На мой взгляд, — говорит общественный деятель, — финансирование отдельных изданий не достигает своей цели: ну, напечатано за год +100 изданий к имеющимся 16 тысяч тиражом в 200 тысяч экземпляров. Это менее 1% от общего числа, невооруженным глазом не заметишь. Да и резонанс не очень ощутимый. Вот есть у нас теперь полный академический Тарас Шевченко, а это событие, которого ждут тысячи людей от самого провозглашения независимости Украины, — и нулевая реакция. Будет «История Европы» Умберто Экко — уверена, будет так же, потому что книги залягут в библиотеках, где уже давно не ступает нога человека. Мне даже жаль их стало, честно говоря...»
«На мой взгляд, — утверждает Александра Коваль, — эффективнее было бы предложить конкурс инвестиционных проектов. Издатели будут представлять экономически обоснованные проекты, требующие от 0,5 до 1,5 млн. грн. При этом они будут брать на себя определенные обязательства по достижению экономических показателей. Это сделает их более ответственными, не придется что-то дописывать в смету расходов и, главное, в будущем они будут становиться все менее зависимыми от дотационных проектов. А многим стоило бы провести за эти средства маркетинговые исследования или стратегическое планирование либо подучить персонал. Передать средства публичным библиотекам Министерства культуры Украины — неплохой путь, потому что библиотеки сами знают, что им нужно, и умеют торговаться, но кто-то может вдруг задуматься: какова же тогда роль Гостелерадио в сфере реформы нашего книжного дела? Нужно думать...»
«Я БОРЬБУ НЕ ПРЕКРАЩАЮ УЖЕ 20 ЛЕТ, ДУМАЮ, СЛЕДУЮЩИЕ 20 ТОЖЕ ПРОДЕРЖУСЬ»
В Украине действительно не хватает ответственных и новаторских управленцев. Мы спросили Александру Коваль, если бы ей предложили должность в каком-то из министерств, готова ли она была бы оставить «Форум издателей» ради того, чтобы менять систему с более высокого уровня? «Я всегда готова что-то оставить ради новых горизонтов, — отвечает общественный деятель. — Но я не слышала никаких предложений в 2005-м, не будет их и сейчас. Как тогда, так и сейчас, меня приглашают в межведомственную комиссию при Кабмине (опять забыла, как она называется), которая якобы будет на как-то там в книгоиздании влиять. Я верю, как верила 10 лет назад, когда впервые на общественных началах работала для украинской государственности, что мое виденье, знания и опыт должны пригодиться. И, конечно, я могу прикинуться обеспокоенной и очень озабоченной, чтобы придать себе весомости, но на самом деле мне нужно будет лишь открыть архивы 10-15-летней давности. Все уже давно написано, нужно лишь актуализировать, с учетом «диджитализации» и распространения мобильного контента, а также того, что из-за бездеятельности предыдущих наших правительств, парламентов и президентов Украина оказалась на грани или уже за гранью гуманитарной катастрофы... Есть виденье, план изменений, какая-то часть операционных документов, но кто в правительстве будет это внедрять? Согласятся ли они с необходимостью разработки стратегии, противоречащей их взглядам и убеждениям? Как провести все эти изменения через лабиринт Минотавра, за каждым поворотом которого стоит чиновник с клеймом «это невозможно»? Если мне предложат работать на правительство — возможно, и соглашусь, это будет новый вызов, с которым будет интересно справиться. Но почему-то мне не верится, что я там кому-то нужна и что несколько новых людей в системе, даже с наилучшими намерениями и сильной волей, могут что-то изменить. Должен поступить четкий запрос на перемены от общества. Он как будто был, а теперь понемногу стихает. Возможно, что именно для этого была нужна эта странная война, чтобы люди забыли о Майдане и о том, что сейчас борьба должна лишь начаться? А я эту борьбу не прекращаю уже 20 лет, думаю, что следующие 20 тоже как-то продержусь».
«НАПОМИНАТЬ, ТРЕБОВАТЬ И... ЖЕЧЬ ШИНЫ»
Каким образом общественность сейчас может повлиять на процесс изменения сферы книгоиздательства? «Я, возможно, наивная или же, лучше сказать, настроена романтически— идеалистично, — говорит пани Александра, — но пока верю нескольким людям в правительстве: Шеремете, Квиту, Нищуку, Мусию, Наливайко, Сычу и Яценюку. Общественность должна активнее коммуницировать, доносить до них свое мнение через СМИ и соцсети. Хотелось бы, чтобы мы были способны выработать консолидированные позиции, достичь консенсуса хотя бы по жизненно важным вопросам. Вопрос украинской книги и чтения является именно таким. От скорых позитивных изменений на книжном рынке зависит выживание и благосостояние всех наших граждан и суверенитет нашего государства. Это положительно повлияет на образование, культуру, а затем и на экономику. Об этом чиновникам нужно постоянно напоминать, вызывать их на конференции и круглые столы, требовать выражать свою позицию и план действий, писать в СМИ и в сетях, собирать единомышленников и жечь шины. Хорошо, если бы не пришлось это делать и разочаровываться в таких позитивных людях!»
Выпуск газеты №:
№87, (2014)Section
Украинцы - читайте!