«КАЖДОМУ СЛЕДУЕТ ОСОЗНАТЬ СОБСТВЕННУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«КАЖДОМУ СЛЕДУЕТ ОСОЗНАТЬ СОБСТВЕННУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ»
Богдана МАТИЯШ, поэтесса, переводчица:
— После «обращения» Януковича сложилось впечатление, что власти безразлично, сколько будет смертей. То ли это несколько людей, то ли десятки, то ли сотни. Безразлично также, с какой стороны — силовиков тоже используют, как пушечное мясо. Оптимизма относительно того, как будет поступать власть дальше, и каких-то иллюзий относительно нее не имею.
Что делать людям? Не паниковать — это однозначно. Осознать и собственную ответственность за то, что происходит. Делать так, как подсказывает сердце. Если чувствуешь, что можешь сейчас пойти и, скажем, принести молоко или воду, какие-то вещи тем, кто в этом нуждается — сделай это. Если можешь сдать кровь — сдавай. Если можешь добраться до места, где кому-то плохо и кто-то нуждается в твоем присутствии, утешении, поддержке — пойди туда. Не делай ничего сгоряча, но и не слушай тех, кто панически не хочет отпускать тебя на улицу. Мир не валится. Над всем этим есть Господь. Отправляясь из дома, можно и нужно — в конце концов, всегда, не только теперь — просто помолиться. И тебе удастся дойти туда, куда нужно.
Другой важный момент — быть вместе не только на Майдане. Знаю о ситуациях, когда в метро, на эскалаторе, видя, что кто-то идет один с сине-желтой лентой, к такому человеку цеплялись «титушки» — никто его не защищал. Такого допускать нельзя — не нужно ждать, пока кто-то закричит, прося о помощи. Если видите, что что-то творится недоброе, что кто-то творит какие-то безобразия, придите на помощь. Это — единственный «радикализм», к которому могу призвать, — не молчать на зло. Но к применению силы призывать не могу — можем разве что обороняться. Это — какая-то длительная осада, в которой власть выступила против собственного народа. Против людей, которым присягала на верность. Если раньше, веками, люди во время осад могли молиться Богородице, прося о ее заступничестве, и она отводила враждебные нападения, то почему сейчас не можем также к ней прийти?
Молиться можно не только на Майдане, но и дома, где не идут боевые действия. Много можем этим помочь. Много есть убитых, но не видим, скольким людям Бог сохранил жизнь — просто этого не знаем. Господь нас бережет.
Надеюсь, что в конечном итоге все закончится миром, но вряд ли в ближайшем будущем... Чувствую, что еще немного будет какой-то боли. Думаю, что за преступления и бесчинства ответственные лица должны ответить на Гаагском трибунале. Так как нужно ответить за то, что центр страны был превращен в место пыток и кладбище. Надеюсь на Божье милосердие и на разум силовиков, которые в какое-то мгновение откажутся выполнять приказ...
«ОППОЗИЦИЯ НЕ УМЕЕТ ДУМАТЬ НАПЕРЕД»
Владимир ЛЫС, писатель:
— Я очень возмущен действиями власти и силовых структур. Создается впечатление, что человеческая жизнь для них не имеет никакой цены. Но одновременно возмущен и тактическим действием нашей оппозиции: они не умеют думать наперед, адекватно ситуации. Жизни тех молодых ребят, которые искренне верят в Украину, приносятся в жертву. А они могли бы очень многое сделать.
Сейчас нужно говорить и делать то, что умеешь: оказывать медицинскую помощь, отсылать средства, если есть такая возможность. Также должны продолжать — работать, творить картины, заниматься научной работой, писать книги — при этом заботясь о своем человеческом достоинстве. В эти дни и далее проходят всевозможные культурные мероприятия. Недавно я посетил выставку молодого и мужественного художника Виктора Швеца. И мне кажется, что формула — «когда говорят пушки, музы молчат» — на самом деле не действует. Например, во время Гражданской войны 1917—1921 года родилась вторая по значимости книга в нашей литературе — «Солнечные кларнеты» Павла Тычины. Поэтому украинцам нужно, несмотря ни на что, оставаться самими собой и делать то, что подсказывает совесть.
Мне жаль, что стали пророческими слова Николая Кулиша, который сказал их в 20-е годы ХХ в.: «Бандити, атамани ми. Замість прекрасного життя устелимо шлях у Європу трупами».
«СЕГОДНЯ ПОДУМАЛОСЬ, ЧТО СВОЕЙ ЖИЗНИ МНЕ НЕ ЖАЛЬ ДЛЯ ПОБЕДЫ»
Олег ЛИШЕГА, поэт:
— Я стараюсь помогать на Майдане, хотя уже несколько старшего возраста. Недавно я отнес туда десять килограммов яблок, это очень красивые красные яблоки. Отнес их с женой нашим ребятам: может, хоть капельку радости принесу в их холодную неотопленную палатку. Сегодня подумалось, что своей жизни мне не жаль для победы. Если мы потерпим поражение, то уже и не стоит жить дальше. Мне кажется, мы подошли к краю.
Все-таки считаю, что именно власть спровоцировала этот конфликт. Самые большие провокаторы, террористы и экстремисты — они. Это — точка отсчета, с которой нужно начинать. Методы борьбы бывают разные. И прежде всего власть ответственна за эти методы. Они морально ответственны. Они не понимают, что раскалывают Украину, что ведут к гражданской войне! Они этого не видят — это страшнее всего!
Моя мать — из Запорожья, и там — все мои братья. Они так же переживают и поддерживают Майдан. А власть готова нас отдать на растерзание уголовным элементам: в настоящее время Западную Украину — Восточную они уже усмирили.
Страшнее всего, что я могу себе представить сегодня, это — юбилей Тараса Шевченко. Через несколько дней эта братия будет стоять на трибунах, произносить какие-то речи. Это будет край цинизма, фарс, которого Украина не видела за всю свою историю! За ручку, обнявшись с Путиным, они будут устраивать юбилейную вакханалию! Наш Майдан — самое лучшее отмечание этого юбилея! Больше ничего не нужно, никаких премий или речей.
Выпуск газеты №:
№32, (2014)Section
Украинцы - читайте!