Перейти к основному содержанию

Концептуальная поэзия во время войны

Любовь Якимчук представила сборник «Абрикоси Донбасу»
10 сентября, 16:40
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Одной из самых заметных поэтических новинок 2015 года стала книга поэтессы, автора «Дня» Любви Якимчук «Абрикоси Донбасу» (напечатанная в «Видавництві Старого Лева»). Стала в большей степени в силу трагических обстоятельств, при которых каждый «донбасский голос» получает особое внимание, но вовсе не только из-за них — книга действительно интересная, яркая и концептуальная.

«Абрикоси Донбасу» состоят из нескольких разделов, где-то тематически, где-то формально сгруппированных. И, безусловно, центральный среди них раздел «Розкладання», где большинство стихотворений — о войне. Любовь Якимчук ныне живет в Киеве, но она уроженка Луганщины, ее семья недавно эвакуировалась из фронтовой зоны, поэтому у нее есть что почувствовать и выразить на эту больную тему. Соответствующие стихи лучше назвать не «военными», а «гуманитарными», потому что сосредоточиваются они на человеке, который оказался в войне, на символическом страдании страны, территории.

«(...) не кажіть мені про якийсь там

Луганськ

він давно лише ганськ

лу зрівняли з асфальтом червоним

мої друзі в заручниках —

і до нецька мені не дістатися

щоби витягти із підвалів, завалів

та з-під валів

(...)

а де бальцево?

де моє бальцево?

там більше не родиться Сосюра

уже більше ніхто з людей не родиться

я дивлюся на колообрій

він трикутний, трикутний

і поле соняхів опустило голови

вони стали чорні й сухі, як і я

вже страшенно стара

і я більше не Люба

лише ба»

На пересечении с этой темой — еще один важный момент книги — своеобразная мифологизация Донбасса. Его пейзажи, места, индустриальная и постиндустриальная фактура метафоризуется, наполняется индивидуальным смыслом, литературно «обживается». Что же, во времена, когда многие украинцы знакомятся с этим регионом и всевозможными его нюансами очень специфическим способом, такой «поэтический Донбасс» и в самом деле имеет довольно большое значение, даже когда в нем хватает искренних патриотических гипербол. По-видимому, символично, что все это издано именно в Львове...

Хватает в книге и любовной лирики, стихотворений-наблюдений, литературных метатекстов (например, связанных почти с «тотемными» для Якимчук поэтами — Михайлом Семенко и Василем Голобородько) и иного. Есть и вступление самой поэтессы с рассуждениями о своих текстах. Вообще, как уже говорилось, «Абрикоси Донбасу» — издание очень концептуальное. Ведь здесь вы встретите, например, фотографию платья, связанного Марианной Кияновской вместо предисловия, и чек из супермаркета «Сільпо» — вместо стихотворения. Грех не вспомнить изобретательное художественное оформление Оксаны Йориш и Назара Гайдучик — книгу можно долго и с интересом просто рассматривать.

Выразительна и последовательна также сугубо текстуальная стилистика Любви Якимчук. О ней можно неплохо составить представление из выше цитированного произведения «Розкладання» — вероятно, самого эффектного в книге. В ней особую роль играет внимательная и тщательная разработка определенного образа или приема, который напоминает о принципах конструктивизма, звукопись, исследовательское внимание к связям между словами и понятиями, деконструкция. Автор не забывает поиграть и с самой внешней формой, расположением текстов, не всегда последовательной пунктуацией.

«(...)це був жовтий вірш, жовтий

але я його не писала так довго

що він зігнив у коричневий колір(...)»

Лучшие стихи «Абрикос Донбасу» — те, где вся эта машинерия совмещается с мощной эмоцией, переживанием, которое выходит хотя и не всегда, но уже когда выходит, то производит впечатление.

Книга Любви Якимчук совмещает в себе острый современный исторический момент, культурную преемственность, страсть, игру, боль, улыбку. Уже этого достаточно, чтобы порекомендовать ее обязательно прочитать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать