Концептуальная поэзия во время войны
Любовь Якимчук представила сборник «Абрикоси Донбасу»![](/sites/default/files/main/articles/10092015/23yakimchuk.jpg)
Одной из самых заметных поэтических новинок 2015 года стала книга поэтессы, автора «Дня» Любви Якимчук «Абрикоси Донбасу» (напечатанная в «Видавництві Старого Лева»). Стала в большей степени в силу трагических обстоятельств, при которых каждый «донбасский голос» получает особое внимание, но вовсе не только из-за них — книга действительно интересная, яркая и концептуальная.
«Абрикоси Донбасу» состоят из нескольких разделов, где-то тематически, где-то формально сгруппированных. И, безусловно, центральный среди них раздел «Розкладання», где большинство стихотворений — о войне. Любовь Якимчук ныне живет в Киеве, но она уроженка Луганщины, ее семья недавно эвакуировалась из фронтовой зоны, поэтому у нее есть что почувствовать и выразить на эту больную тему. Соответствующие стихи лучше назвать не «военными», а «гуманитарными», потому что сосредоточиваются они на человеке, который оказался в войне, на символическом страдании страны, территории.
«(...) не кажіть мені про якийсь там
Луганськ
він давно лише ганськ
лу зрівняли з асфальтом червоним
мої друзі в заручниках —
і до нецька мені не дістатися
щоби витягти із підвалів, завалів
та з-під валів
(...)
а де бальцево?
де моє бальцево?
там більше не родиться Сосюра
уже більше ніхто з людей не родиться
я дивлюся на колообрій
він трикутний, трикутний
і поле соняхів опустило голови
вони стали чорні й сухі, як і я
вже страшенно стара
і я більше не Люба
лише ба»
На пересечении с этой темой — еще один важный момент книги — своеобразная мифологизация Донбасса. Его пейзажи, места, индустриальная и постиндустриальная фактура метафоризуется, наполняется индивидуальным смыслом, литературно «обживается». Что же, во времена, когда многие украинцы знакомятся с этим регионом и всевозможными его нюансами очень специфическим способом, такой «поэтический Донбасс» и в самом деле имеет довольно большое значение, даже когда в нем хватает искренних патриотических гипербол. По-видимому, символично, что все это издано именно в Львове...
Хватает в книге и любовной лирики, стихотворений-наблюдений, литературных метатекстов (например, связанных почти с «тотемными» для Якимчук поэтами — Михайлом Семенко и Василем Голобородько) и иного. Есть и вступление самой поэтессы с рассуждениями о своих текстах. Вообще, как уже говорилось, «Абрикоси Донбасу» — издание очень концептуальное. Ведь здесь вы встретите, например, фотографию платья, связанного Марианной Кияновской вместо предисловия, и чек из супермаркета «Сільпо» — вместо стихотворения. Грех не вспомнить изобретательное художественное оформление Оксаны Йориш и Назара Гайдучик — книгу можно долго и с интересом просто рассматривать.
Выразительна и последовательна также сугубо текстуальная стилистика Любви Якимчук. О ней можно неплохо составить представление из выше цитированного произведения «Розкладання» — вероятно, самого эффектного в книге. В ней особую роль играет внимательная и тщательная разработка определенного образа или приема, который напоминает о принципах конструктивизма, звукопись, исследовательское внимание к связям между словами и понятиями, деконструкция. Автор не забывает поиграть и с самой внешней формой, расположением текстов, не всегда последовательной пунктуацией.
«(...)це був жовтий вірш, жовтий
але я його не писала так довго
що він зігнив у коричневий колір(...)»
Лучшие стихи «Абрикос Донбасу» — те, где вся эта машинерия совмещается с мощной эмоцией, переживанием, которое выходит хотя и не всегда, но уже когда выходит, то производит впечатление.
Книга Любви Якимчук совмещает в себе острый современный исторический момент, культурную преемственность, страсть, игру, боль, улыбку. Уже этого достаточно, чтобы порекомендовать ее обязательно прочитать.
Выпуск газеты №:
№164, (2015)Section
Украинцы - читайте!