Литакценты года
Определены победители литературной премии за 2018 год![](/sites/default/files/main/articles/07022019/31ulyura.jpg)
Несколько победителей в одной номинации, наполнение художественного репортажа, изменения в следующем «ЛитАкценте года» — нынешняя премия показалась щедрой на новости и открытия. Традиционно важными остаются вопросы истории и памяти, «оприявлення» и «проговорення» травмы. Особенно это чувствуется в номинации «Поэзия».
ЭМОЦИЯ ОСМЫСЛЕННОГО ВСПОМИНАНИЯ
«Можно сказать, что все номинанты — это пятерка, которая пережила пять лет после Майдана. То, что случилось пять лет тому назад, отобрало речьт всем, кто писал поэзию (нужно было справляться с этим разорванным, разломанным языком). Но пять лет миновало, и это такая критическая точка времени, которая позволяет из сломанного начать творить новое», — поделилась член жюри Елена Гусейнова.
У каждого автора был свой способ возобновления сломанного и своя история. У Сергея Жадана получилась, как утверждает член жюри Елена Галета: «Книга за болевым порогом, написанная в том состоянии, когда больше воспринимать уже нет сил, и все, что нам остается — это опять поверить в то, что мы можем говорить». У Светланы Поваляевой, добавляет Елена Галета, это «движение наружу и движение вовнутрь (и это движение начинается от «я как полуостров Крым»)», а в Катрины Хаддад это, в частности, «заимствование чужих слов и прививание их, как привои, к дереву своего языка, прививание своей семейной истории на дерево Истории — Библейской истории».
Победителей в этой номинации два — Екатерина Калитко, сборник «Бунар», и Остап Сливинский, сборник «Зимний король». «Голос Екатерины Калитко узнался, и это голос высокий и сильный. Эта книжка для меня как гнездо ласточки, которое автор очень бережно выстраивает, — характеризует книгу Елена Галета. — И в этом гнезде поместился город-мир. Этот город функционирует по законам мифа, но этот миф прорастает вдруг сказкой, а сказка прорастает в действительность. Каждая отдельная строка — если не отдельный мир, то точно отдельный образ, очень неожиданный, очень плотный, просто нет строк, которые не говорят о чем-то совсем новом».
Сборник Остапа Сливинского, по мнению Елены Галеты, — это книжка историй: «История — это не просто словесная реакция, это также рефлексия, что-то, что мы пережили, передумали, а затем заключаем в слова. Но это также истории, которые рождают эмоцию осмысленного вспоминания, и эти воспоминания бьют, как болевые точки. Здесь пересекаются миф и история, как, в конечном итоге, в большинстве книжек. Но в действительности четкая, точная дата в этой книжке лишь одна, и это хайку Революции».
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ КАК МЕТАФОРА РЕАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Невзирая на широкий спектр тем прозы (от книжки Юрия Андруховича «Любовники Юстиции» до экспериментального романа Мирослава Лаюка «Мир не создан» и «многоголосие» в произведении «План спасения Украины» Леся Белея), в ней тоже важной является тема памяти, прошлого. В частности, как отмечает член жюри Ростислав Семкив, Олег Коцарев стремится найти другие способы, кроме травматического, рассказать о нашем трагическом прошлом («Люди в гнездах»).
Победителем в этой номинации стала книга Светланы Тараториной «Лазарус», в которой также вмещен исторический акцент, правда, осуществленный в несколько необычный способ. «Глобально популярный жанр фэнтези на нашей почве принимается еле-еле. Поэтому очень утешительно, когда у нас появляются такие вот чистые, с правильно выстроенным сюжетом, западного образца фэнтези произведения, где фантастическое допущение осуществлено не как декоративный бантик на фоне, а очень функциональное. Оно служит метафорой реальной проблемы», — описывает роман член жюри Ярослава Стриха. Ведь в книге идет речь о столице Украины накануне Первой мировой войны, только вместо этнически разнообразного города — Киев, в котором сосуществуют водяные, оборотни и десятки других видов.
«Почему такое «прекрасное» разнообразие? Потому что, мне кажется, это работает как метафора имперского шовинистического подхода, за которым другому отказывают в праве быть полноценным человеком, субъектом, — объясняет Ярослава Стриха. — И здесь такой функциональный подход к фантастическому допущению перекликается со многими западными хорошими образцами фэнтези, которые так же деконструируют мифы империй. Важно, что автор показывает: монстр — не другой; монстр — это тот, кто отказывает другому в праве быть человеком».
«НАШИ ДРУГИЕ» И «ФОРТИНБРАС УКРАИНСКИХ ЭЛЕКТРИЧЕК»
Другой аспект истории, уже современной Украины, стал фокусом внимания в номинации «Эссеистика и художественный репортаж». Это и размышления над современностью в интересной форме в «Церебре» Андрея Бондаря, и вопрос гендера в книге Тамары Марценюк «Почему не стоит бояться феминизма?», и очертания Украины ХХІ века в книге The Ukraine Артема Чапая.
А победителями стали Олеся Яремчук с книгой «Наши другие» и Павел Стех с «Над бездной во ржавчине». Книги, с одной стороны, подобные (дебютные, в жанре художественного репортажа), с другой — и несхожие. «Книжка Олеси — это репортаж-погружение. Это глубинные интервью с представителями этнических меньшинств, которых Олеся записала в разных (по большей части Запад и немного Юг) уголках Украины, — поделилась член жюри Ярина Цимбал. — Очень благородной была цель — показать этих других и напомнить нам, что каждый из нас в определенных жизненных обстоятельствах может оказаться другим. Показать других в совсем маленьких сообществах, других, которые живут среди нас, и часто мы, бывает, не осознаем их отличие, но они ее берегут и лелеют. Мне, наверное, больше всего импонирует в этой книжке, что это репортаж в первую очередь о людях».
А «Стех берет очень конкретный инструментарий — садится в электричку и прошивает Украину электрическими иглами, всю насквозь. И у нас возникает электрический, для меня полностью «маршруточный бестиарий, — такой увидела книжку член жюри Богдана Романцева. — Да, в центре все равно Стех, эти электрички — это будто его сосуды. Но при этом он не руководит своими персонажами. Он такой себе Фортинбрас украинских электричек, который приходит и говорит: «Здесь очень весело, посмотрите».
ОТ ТУКОНИ ДО ГЕРОИНИ СЕРИАЛА «ШКОЛА»
На настоящем сосредоточились и авторы детской литературы, разнообразив ее интересными призмами восприятия. Оксана Була придумывает волшебных существ — тукони («Тукони — обитатель леса»), чтобы в частности объяснить, что нужно заботиться о месте, в котором живешь, — от города до планеты. Как заверяет член жюри Мария Семенченко: «Это зеленая книга и относительно обложки, художественного оформления, и по сути». Сложные темы — от взаимоотношений в семье до булинга — раскрыты в книге-притче Тани Малярчук Mox nox (на примере главных героев летучих мышей). Есть книги, которые захватывают мастерством слова, например, «Дитя песиголовців» Владимира Аренева, которая все время держит в напряжении.
И есть книга, адресованная, скорее, взрослым, подросткам, — «Убийство пьяной пионерки», автора которой, Сергея Оксеника, к большому сожалению, уже нет с нами. «Если кто-то знаком с прозой Валерия Шевчука, его житомирскими повестями, романами, то это один из наилучших образцов такой прозы. Мы имеем депрессивное село, конец 50-х — начало 60-х годов. Советская действительность поражает в этой книжке тем, что абсолютно дикие вещи с точки зрения современника, от которых волосы становятся дыбом, воспринимаются нараторами как норма. Второй момент — фантастический язык. Автор услышал этот язык советского села Надднепрянщины и систематизировал его, перенес в книжку. Удивляешься, насколько он органический, по-своему красив и не искусственный, — рассказывает член жюри Владимир Чернышенко. — Он сумел сделать, что немногим удается: из суржика Надднепрянщины — красивый язык. Третья составляющая — мистическая, что связывает человека и землю, на которой он находится. И эти кошмары, которые снятся детям на этой земле, где проливалось много крови, поражают. Автор сумел достучаться до взрослого читателя, и это книжка должна быть прочитана взрослыми в первую очередь».
Победу же получила книга Ольги Куприян «Дневник Лолы» (героини сериала «Школа» на канале 1+1). Автору удалось справиться со многими вызовами, поскольку нужно было писать, как подросток, причем делать это так, чтобы из текста «не торчали уши автора». Ольга Куприян отметила, что это книга с немного гадкой героиней. «Почему я назвала ее гадкой? — комментирует автор. — Потому что каждый из нас в определенном возрасте и даже в 30 лет может быть гадким, а может быть хорошим. И один из наибольших вызовов — это было сделать так, чтобы эти качели воспринимались нормально, как нормальные качели человеческой жизни. Потому что все мы когда-то бываем гадкими, все мы когда-то бываем хорошими».
«ВСЕ, КТО НАЕДИНЕ СО СЛОВОМ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ, КАК ПЧЕЛА НАД ЦВЕТКОМ»
Но, наверное, самой трогательной показалась номинация «Литературоведение». В пятерке лидеров представлены книга Богдана Жолдака «Под звездой Лукаша», Веры Агеевой «Узор на камне. Николай Бажан: жизнеописание (не) советского поэта», Таис Золотковской «Пиши. Легкий путь от идеи к книжке».
Победителей было два. Первая — книга Анны Улюры «365. Книжка на каждый день, чтобы производить впечатление культурного человека». «Эта книга для широкого круга читателей, но от которой получают невероятное восхищение читатели профессиональные. Удивлялась, что в настоящее время можно сказать нового в 1000 знаков о «Гамлете» Шекспира. Анне это удалось, — рассказывает Ирина Троскот, главный редактор «ЛитАкцента», редакция которого и выбирает победителей в этой номинации. — 365 дней в году — 365 советов почитать тот или другой текст, погружаясь в контекст, с очень интересными комментариями».
Еще одним победителем стал Владимир Панченко с книгой «Повесть о Николае Зерове». «Владимир Панченко — основатель «ЛитАкцента», но мы недолго думали, насколько этично нам вручать ему награду, — этично. Потому что книжка говорит, что этично, — объясняет Ирина Троскот. — Это самое фундаментальное исследование о Николае Зерове. Абсолютно профессиональное, скрупулезное издание, это многие годы мощной работы в архивах».
Владимир Панченко не смог прийти из-за состояния здоровья, но поздравил всех участников трогательным письмом: «Дорогие друзья! Я сейчас совсем неподалеку от вас. Между нами одно издательство, один храм и один Ботанический сад. Поэтому мне легко представить и голубой диванчик, и гордую осанку нарциссов, и Екатерину Николаевну с ножницами в руке, и всех, кто наедине со словом чувствует себя, как пчела над цветком. Все мы с вами библиофаги, пожиратели книг. И это действительно высокий статус. Поздравляю каждого, кому удалось издать что-то стоимостное, интересное, не похожее на то, что пишут другие. Поздравляю финалистов конкурса «ЛитАкцента» — ваши-наши книжки привлекли внимание к себе, и это радует. Был прав Гоголь: «Книжка вышла, стало быть сидит где-то на белом свете и читатель ее». Вот этого я и больше всего желаю Вам, друзья: пусть встречи ваших книг с теми невидимыми читателями состоятся и пусть они добавляют вам сил, таланта и веры».
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕМИИ
Уже в следующем году, как отметила Ирина Троскот, премия «ЛитАкцент года» трансформируется. В частности, будет отсрочена номинация «Поэзия и проза для детей», поскольку, по сути, она выполнила свою задачу. Ведь, по словам Ирины Троскот, появилась еще тогда, когда детские книжки были преимущественно переводными. Теперь, с расцветом детской литературы и появлением многих других премий, в этом нет такой потребности.
Кроме этого, со следующего года «Эссеистика и художественный репортаж» и «Литературоведение» опять будут составлять одну категорию. Номинация «Поэзия», «Проза» остаются, как и «Золотая булька» (которую в этом году получила книжка «Сила девушек» Екатерины Бабкиной и Марка Ливина). Важно также, что отныне больше полномочий будет у жюри, поскольку есть немало стоимостных книг, но менее известных среди читателей, которые из-за этого не смогли попасть в короткий список. Поэтому «ЛитАкцент года-2019» состоится уже в несколько новом формате.
Выпуск газеты №:
№23-24, (2019)Section
Украинцы - читайте!