Лорд-хранитель национальной литературной памяти
Состоялась презентация книги Михаила Слабошпицкого «З пам’яті дзеркала»
Как замечает Михаил Слабошпицкий, теперь нередко можно услышать утверждения наподобие «Позади пустыня Сахара, никакой литературы не было. Все ваши Гончары, Стельмахи — это «совок» безнадежный». Причин подобного отношения много. Но одним из самых важных, по словам литературоведа, является «забвение, которое господствует сейчас, наползая как ледник».
Книги Михаила Слабошпицкого уже долгое время становятся стеной против этого распространения беспамятства. И недавно появилась новая «крепость» защиты нашего литературного прошлого — труд «З пам’яті дзеркала», завершив трилогию (еще вышли книги «Протирання дзеркала» (2017) и «Тіні в дзеркалі» (2018)). «1958 страниц. Сотни персонажей украинского литературного и не только бытия, головокружительные и трагические сюжеты, множество фактов, подробностей и документов», — так характеризует эту трилогию писатель, публицист, дипломат Юрий Щербак. Что же особенного подготовила читателю новая книга?
«ВЕРНУТЬ ПРАВДУ О ТЕХ, КТО ИМЕЛ ВСЕ ПРАВА СТАТЬ СЛАВОЙ УКРАИНЫ»
«Автор с помощью системы зеркал пытается нам вернуть правду о тех, кто имел все права стать славой Украины. Слабошпицкий дарит вторую жизнь тем украинским гениям, которые при жизни могли быть обездоленными. Но теперь в трагическом зеркале нашей истории предстают перед нами настоящими рыцарями свободы и несокрушимого украинского духа, — рассказывает Юрий Щербак. — Там десятки, сотни примеров тех людей, которые совершали подвиги, даже не думая, что это подвиг, но вместе спасли Украину, славу украинской литературы в ужасных условиях».
Поэт, общественно-политический деятель, Герой Украины Дмитро Павлычко заметил, что Михаил Слабошпицкий не только ищет очень талантливых литераторов, «протестующих против коммунистических и против якобы уже украинских властных структур». Более того, в этой книге он формирует цельный образ «борьбы украинского народа против навязываемого нам Москвой рабства».
«ПРОЧЬ РУКИ ОТ ВЕНГРИИ»
Ярким воплощением такой борьбы является малоизвестная, впрочем, от этого не менее поражающая история Анатолия Лупиноса, которую особенно выделил, комментируя книгу, украинский политический и общественный деятель, диссидент Богдан Горынь.
В 19 лет Анатолий Лупинис один выходил протестовать против введения советских войск в Венгрию под лозунгом «Прочь руки от Венгрии». За это ему дали шесть лет лагерей. Там он протестует против нечеловеческого отношения — за это ему продлевают срок. А затем добавляют еще два года, «пришив», что он хотел бежать. Впоследствии в тюрьме Анатолий Лупинис объявил сухую голодовку за несправедливое отношение к себе и обессилел до полного паралича. В таком состоянии его возвращают в Украину.
Впрочем, через два года он начинает ходить и в 1975 году выходит к памятнику Шевченко, читает свои патриотические стихотворения. Советская власть арестовывает его опять, приписывая диагноз «ненормальный». 12 (!) лет Анатолий Лупинис подвергался «лечению» в психушках. Но и это не изменило его принципы.
Выйдя на свободу, Анатолий Лупинис становится инициатором создания украинского «Мемориала», Украинской Межпартийной Ассамблеи, которая по его же инициативе была превращена сначала в Украинскую Национальную Ассамблею, а позже в УНА-УНСО.
Много ли нам известно об этом несокрушимом духом человеке? Михаил Слабошпицкий стремится исправить эту ситуацию. Ведь таких людей немало.
«СОЗДАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА»
«История и время все раскладывают по своим местам. Но, чтобы эти места были определены правильно, нам нужно иметь достаточно объективную информацию. И именно создание правильного информационного пространства — это то, что делает Михаил Федотович своими трудами, — поделился директор Института украинского языка НАН Украины Павел Гриценко. — Нужно зафиксировать все до малейших деталей в этом общем большом литературном процессе. Мы знаем, настолько литература является многослойным пространством. Поэтому важно вспомнить тех, кто забыт, кто был в n-м ряду, но много сделал на своем месте для литературы».
Вспомним пример невероятно скромного Василия Скуратовского. Он одним из первых в новейшей Украине издал народоведческую книгу «Берегиня». «Знают ли многие, насколько сложно ему было собрать, написать, опубликовать сначала народоведческие этюды, а затем книги, где наша национальная традиционная культура предстала в величественной ипостаси? Он нашел, систематизировал и показал в нескольких томах величие нашей культуры. Это и является сохранением национальной памяти, борьбой за нас, украинцев», — считает Павел Гриценко.
«ВОТ ГДЕ НАША ОСНОВА»
Сохранение национальной памяти особенно важно, когда этих людей уже нет с нами. И именно о них идет речь в книге «З пам’яті дзеркала». «С радостью и грустью встретил я на страницах книги своих знакомых: могущественную семью Киселевых, семью Овчаренко, Романа Лубкивского, Леонида Череватенко, Виталия Дончика, Станислава Тельнюка, Ореста Субтельного, Олеся Бердника...», — рассказывает Юрий Щербак.
Писатель также привел слова французского политика, теоретика интегрального национализма Шарля Морраса: «Основы французской нации весьма крепкие. Наша раса и страна сохранили в себе все наследие наших традиций, и это благодаря тому, что сегодняшняя Франция — это не только миллионы живых, но к тому же миллиард мертвых. Вот где наша основа». По мнению Юрия Щербака, мы не должны забывать, что за нами стоят тени незабытых предков, которые отдали свои жизни за Украину. Они являются нашей основой.
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КОТОРУЮ МЫ ТЕРЯЕМ»
В контексте литературы, речь идет не только о наших давних памятниках, но и об украинских произведениях, созданных во времена Российской империи, а также при СССР. Украинская советская литература до сих пор остается запутанной в паутину стереотипов, утверждений «украинской литературы тогда вообще не было», о чем вспоминалось в начале. «Литература была и есть. Очень много произведений и масса имен, — утверждает Михаил Слабошпицкий. — И мне хотелось написать о литературной цивилизации, которую мы теряем».
Своими книгами автор продолжает спасать память о нашей литературной цивилизации. Поэтому очень меткими являются слова Юрия Щербака: «Когда-то в Великобритании существовала должность — лорд-хранитель большой печати Англии. Сегодня Михаил Слабошпицкий является лордом-хранителем большой печати Украины, ее национальной литературной памяти».
Выпуск газеты №:
№164, (2019)Section
Украинцы - читайте!