Перейти к основному содержанию

Любовь как повод для исторического детектива

Романы Ксении Заставской «заманивают» читателя задуматься над сложными вопросами
07 апреля, 11:42

Среди многочисленных способов писать на весьма актуальную сегодня в нашем пространстве и в нашей литературе тему исторической памяти, приватной и семейной истории писательница Ксения Заставская нашла свой. И он оказался достаточно эффектным. Этот способ — сочетание популярной, прозрачной жанровой формы, ее детективных и любовных линий со сложными и травматическими историческими вопросами.

Что ж, достойная идея: специфический читатель, который, может, в других обстоятельствах вроде бы и не очень хотел бы разбираться в болезненном прошлом (точнее — преимущественно в XX веке), таким образом «заманивается», готовится и настраивается на разговор на непростую тему.

Таковы три романа Заставской, которые есть смысл рассматривать вместе. «Талисман любви», «Veto на счастье» и «STECK. Кружева жизни». Интересно, что в каждом из них главной героиней является активная, решительная женщина — очередное подтверждение постепенных общественных изменений и постепенного утверждения гендерного разнообразия в литературных конструкциях, особенно в упомянутых жанрах, славящихся некоторой консервативностью. Между прочим, это вовсе не мешает героине параллельно с историческими расследованиями желать совершенно классической романтической любви (и, в конце концов, ее встречать!).

Итак, активная женщина сталкивается с историей. Из-за социальных стереотипов, которые рекомендуют «второму полу» держаться от историко-политических вопросов подальше, в начале она не очень ориентируется в теме, но быстро все наверстывает. Так, в романе «STECK. Кружева жизни» она покупает для бабушки старое пианино и находит в нем дневник на польском языке. В нем содержится ужасная история девушки, депортированной из Западной Украины во время Второй мировой войны. Заинтересовавшись этим сюжетом, героиня вскоре откроет целую историческую тайну, связанную с ее собственной семьей.

В «Veto на счастье» аналогичное историческое детективное расследование проводит девушка, которая случайно оказалась в Остроге (узнала, что муж ей изменил с подругой, и поехала куда глаза глядят на первом же поезде, попавшемся на вокзале). История местных «Монтекки и Капулетти» украинского и польского благородных родов, связанных и ненавистью, и любовью, скрывает в себе не только эти извечные страсти. Она освещает не очень привлекательные сцены давнего украинско-польского противостояния, отчаянную борьбу между украинским подпольем и советскими войсками и спецслужбами. И делает это часто не шаблонно, а показывая неоднозначные моменты вроде любви между ожесточенными врагами, изображая и добрые, и подлые поступки представителей разных политических и вооруженных сил. Хотя расставляет акценты однозначно: кто является захватчиком, а кто воюет на своей родине. Нечего и говорить, что поиски заканчиваются генеалогическими открытиями и новой безумной любовью.

Наконец, события «Талисмана любви» начинаются в недавно захваченной Советским Союзом Литве в начале Второй мировой. Юная и наивная девушка переживает роман с преподавателем, приехавшим из Москвы. Незаметно для нее эти отношения становятся опасными, а события обостряются, на горизонте появляется немец, разочарованный в нацизме, — и во всем этом придется по-настоящему разбираться и ориентироваться...

Отмечу (и это не удивительно), что непростые темы и нюансированный подход к ним Ксении Заставской нашли отклик не только в Украине, но и в других краях Центрально-Восточной Европы, где XX век также оставил после себя море крови и еще больше нерешенных узлов-загадок. Итак, эти романы уже увидели мир не только на украинском, но и на польском, литовском, венгерском и других языках.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать