Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Немного доброго «колдовства» и яркой мечты

«Человек должен мечтать постоянно» — писатель Олег Чаклун
13 декабря, 15:33
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Чем сложнее времена, тем, наверное, все больше необходимость в книгах, которые могли бы дать мечту, которая наполнила бы человека силами. Поэтому хорошо, что есть авторы, которые стремятся придать этому миру «немного доброго колдовства и яркой мечты». Автор многих книг, финалист премии «Книга года ВВС-2017», обладатель награды «Глиняный кот» Олег Чаклун как раз и выбрал для себя эту миссию. Почему важно мечтать, как готовить ребенка к переменам и как перейти в режим существования, а не «выживания» — в интервью специально для «Дня».

«ВСЕГДА ОСТАВЛЯЮ В КНИГЕ МЕСТО ДЛЯ ГЛУБИНЫ»

— В одном из интервью вы сказали, что начали писать произведения в 2013 году на волне тогдашних событий. Это стало импульсом к творчеству?

— У меня трое маленьких детей. Случилось так, что когда я до Революции Достоинства ходил по книжным магазинам, искал для них книги современных украинских писателей, найти что-то интересное было проблематично. Потому что в то время у нас 80% составляли российские книги. И я начал рассказывать детям разные истории, а затем понял, что это можно оформлять во что-то более интересное.

После событий 2013 года хотелось что-то изменить и для себя, и для общества; делать что-то полезное. Тем более, культура является одною из стратегических вещей, и думаю, что большинство людей осознают: без собственной культуры смотреть в будущее — просто нереально. Все на этом основывается. А книги для детей — это вообще базис, на котором дальше растет поколение.

Поэтому мне захотелось, чтобы все наши дети имели достаточно достойных книг. И начал более серьезно заниматься творчеством. Так вышла первая моя книга, потом вторая, третья. Я понял, что у меня это получается, что книги воспринимают читатели, и так все и началось.

Пытаюсь создавать такие произведения, чтобы детям было приятно их читать, чтобы это их увлекало, фантазия бурлила. В то же время я всегда оставляю в книге место для глубины. Потому что даже самый простой детский текст должен иметь какую-то идею за этим всем. Стремлюсь, чтобы оставался послевкусие, чтобы тронуло и хотелось еще о чем-то думать.

— А можете поделиться этими смыслами, которые вы закладывали, например, в серию книг о Микроботе?

— Да, в каждой из них есть дополнительная идея к фантастике, приключениям. В первой части это идея о целостности творения, потому что без этого созданное не будет нормально выполнять свою функцию. Отношение к деньгам, власти, тому, что может завлечь человека, и в кого он может превратиться — это уже вторая история. Третья: что не все зло является взломом, и не все вещи однозначны. Это как раз реплика о той категоричности, к которой многие склонны, разделяя все на белое и черное.

— Как-то вы сказали: «Я решил привнести в наш мир немного доброго колдовства и яркой мечты, которых нам так не хватает, а особенно сейчас». Насколько часто мы мечтаем в книгах, в частности детских?

— Человек должен мечтать постоянно, и мечта растет, развивается с человеком. И уже во взрослом возрасте люди будут создавать на базе своих мечтаний серьезные вещи, которые могут изменить этот мир. Это очень ощутимо в технологическом направлении. А откуда это все берется? Из воображения людей, из их идей, о чем они думали, из чего их мысли формировались. И, очевидно, из тех книг, которые они читали когда-то. Потому что я уверен, что они читали, и читали много.

Поэтому, можно сказать, что мечтатели руководят этим миром: творят, развивают и направляют. Поэтому если у тебя нет мечтаний и желаний — это большая проблема. Но книга как раз и поможет развить это умение фантазировать и представлять, а значит, мечтать более глобально.

«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — ЭТО ФАКТИЧЕСКИ ОТРАЖЕНИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

— Кто не боится мечтать, так это, наверное, ваша героиня Синтия из книги «Піраміда Сінтії», которая стала прошлогодним финалистом премии «Книга года ВВС-2017». Как возник образ девочки-изобретательницы, которая интересуется нанотехнологиями и имеет собственную лабораторию?

— Просто посмотрите на современных детей. Знаете, у нас господствуют такие стереотипы, что гиперактивность детей — это проблема, плохо. На самом деле, на мой взгляд, они другие, и это нужно принимать, как есть. И эта гиперактивность — это фактически отражение нашего времени, быстрых изменений в развитии информационных технологий, всего общества. Эти изменения отражаются в наших детях.

В Синтии я хотел показать современный образ ребенка. Это девочка, которая очень активна и очень умна, ей все интересно, и потому она не останавливается на размышления, а сразу пытается свою заинтересованность раскрыть. И из-за этого, бывает, попадает в приключения.

Эта книга была экспериментом, потому что я писал сложные вещи на детском языке для детей. Не знал, воспримется ли. Оказалось, что прекрасно воспринимается, особенно на уровне детей 8—9 лет. Причем и девочками, и мальчиками (когда они узнают, что там технологии, каменные гиганты, порталы, наноботы). Но даже когда родители читают с детьми, слышал такие отзывы, то сами потом пытаются понять, что это за технологии.

— Эта книга научно-фантастическая. Почему избрали именно фантастику? Чему именно она для вас близка?

— Меня уже окрестили детским фантастом, хотя это не совсем правда, просто есть несколько книг фантастических. Но, на мой взгляд, фантастика — очень важная вещь, на которую мало обращают внимания писатели. И это тогда, когда мы живем в мире информационно-технологической революции, где изменения настолько ускоряются, что мы не знаем, что будет через пять лет, не говоря уже о пятидесяти.

Есть такие технологические визионеры (например, Реймонд Курцвайл, технический директор Google), которые утверждают, что изменения происходят в определенной прогрессии. Условно говоря, за следующие пять лет мы пройдем в технологическом плане больше, чем то, что мы прошли за эти 30. Это очень серьезные вещи, которые будут влиять на наших детей. И они должны быть готовы к этим изменениям, и именно фантастика этому способствует. Поэтому удивляюсь, почему так мало фантастики выходит, особенно для детей дошкольного или младшего школьного возраста.

«МЫ МАЛО ВКЛАДЫВАЕМ В СВОЕ БУДУЩЕЕ, ЖИВЯ ПОЛИТИКОЙ «ЗАТЫКАНИЯ ДЫР»

— Мне просто интересно: есть ли какая-то корреляция между умением мечтать и малым количеством фантастики? Потому что мне кажется, что в нашей литературе мы мечтаем как-то несмело.

— Мне кажется, что у нас исторически сложилось очень много шаблонов мышления, стереотипов, рамок литературных, культурных. Мы пытаемся выходить из них, обычно с помощью какой-то провокации. А на мой взгляд, нужно находить другие пути, как выходить, — благодаря мечте, жанру, другому взгляду на вещи. Этого, мне кажется, нам катастрофически не хватает, потому что у нас очень инерционная культурная среда в этом плане.

А еще у нас общество очень критически настроено ко всему: если я так думаю, то это только так, а не иначе. Думаю, это частично проблема историческая. Возможно, это какие-то защитные механизмы, чтобы бороться и выживать. Но, с другой стороны, для развития, я считаю, нужны немного другие вещи.

Чтобы перейти из выживания в существование, нужно изменять менталитет, виденье мира, не драться все время между собой, а развиваться самим. Мне кажется, что внешние и внутренние проблемы всегда будут существовать. Вопрос в том, как мы будем их воспринимать и что делать.

На мой взгляд, мы мало вкладываем в свое будущее, живя политикой «затыкания дыр» — решением текущих проблем. И очень мало вкладываем в развитие себя, в учебу. За последние несколько лет процесс пошел, но это только начало: начали работать такие институции, как Украинский культурный фонд, Украинский институт книги, поизошли сдвиги в культурной сфере, но они мизерны, потому что это огромная работа. Особенно для стратегического развития общества.

— Одно из проявлений этого движения вперед — в Украине понемногу появляются picture books, популярные в мире. Расскажите, пожалуйста, о вашей трилогии picture books, которая, кстати, была издана и за рубежом.

— Это три книги, которые посвящены воображению, мечте и фантазии. Они разные по стилистике, исполнению и являются сочетанием прекрасных рисунков Юлии Пилипчатиной с текстом на трех языках — базовоми украинском и английском и дополнительном альтернативном (польском, немецком, французском).

Что касается книги о воображении — то это история о том, как на берегу моря сидит мальчик, смотрит куда-то вдаль и представляет, что там может быть: какие существа под водой, корабли, маяки, пираты. И он разговаривает с другом, который живет в раковине. Это немного медитативная и очень позитивная книга. В конце, там еще есть несколько разворотов, где можно порисовать.

О мечте вышла метафорическая книга. Мальчик находит маленькую птичку, которая является мечтой. Он хочет покормить ее обычной едой, но та не ест. Но когда он ночью мечтает о чем-то, то она растет и однажды становится настолько большой, что уже просто не вмещается у него дома, ее нужно отпустить. И когда птичка заполняет все небо, то она забирает мальчика и уносит к его мечте — к звездам. Очень абстрактная, метафорическая книга, но с другой стороны — очень конкретная.

Книга о фантазии называется «Танець сніжинки». Это о том, что нет двух одинаковых снежинок, о безграничности фантазии и что будет, когда заглянуть в эту снежинку под микроскопом.

«КНИГА ДОЛЖНА ПЕРЕДАТЬ РЕБЕНКУ ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ»

— В этом году у вас еще вышла книга «Монстри, що живуть у шафах», которая вошла в длинный список «Книга года ВВС—2018». Какую идею заложили туда?

— Это смешное и позитивное приключение о монстрах, которые сами боятся всего в мире (в частности и людей, потому что, хотя никогда их не видели, но наслышались много). И о детях, которые оказались смелее тех монстров. В конце концов, они встречаются, и из книги можно будет узнать, кто кого больше испугался. Важно, что в этой книге нет негативных персонажей: даже те, которые должны сначала пугать или быть какими-то негативными, постепенно проявляются, и оказывается, что на самом деле они очень добрые.

Так что это сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая через юмор, приключения должна передать ребенку чувство безопасности и убрать страхи темноты, монстров. Это история о том, что не нужно бояться того, чего никогда не видел, что оно может показаться не страшным, а, наоборот, позитивным. Просто нужно научиться воспринимать по-другому.

Мне кажется, что у нас очень много детей, которые боятся, запуганы современным культурным контентом, который показывают по телевидению, плюс поведение и стрессы родителей — проблемы современного социума. Поэтому у них много страхов, тревоги. Эта книга призвана разрядить ситуацию для детей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать