Нервы цепи
Во Львове в День Флага состоялись чтения эссе о свободе![](/sites/default/files/main/articles/28082014/23svoboda.jpg)
«Свобода», «свобооода», «свобода выбора», «...слова», «это то, чего ты хочешь» «...это как счастье», «свобода от страха», — гудит во Львове. И речь идет не о политической партии, а о настоящем понятии «свободы». В преддверие Независимости, когда весь город голубо-желтый, и толпы туристов кругами осваивают центр, в пяти маленьких, однако интересных местах Львова состоялись чтения о свободе. На протяжении литературной прогулки (или же квеста или эстафеты) слушатели чтений каждые 30 минут могли услышать новые эссе. Все — из книги «Нерви Ланцюга. 25 есеїв про свободу».
В галерее «Дзиґа» — первые чтения. В зале несколько людей. Вот директор Литературного фестиваля во Львове Григорий Семенчук говорит вступительное слово, потом искусствовед и культурный деятель Наталья Космолинская читает эссе. Сзади нее — картина Мирослава Ягоды, тоже голубо-желтая, как и все в день Флага. Автор эссе, который читает пани Наталья — Сергей Жадан, которому как раз исполнилось 40 лет. Интересно, что буквально несколько часов назад в той же «Дзиґе» состоялась благотворительная онлайн-встреча с Жаданом, на которой были собраны деньги для раненых, которые вернулись с войны. Эссе Жадана — об Эдуарде Лимонове, критическое. Но как заметила Наталья Космолинская: «Сейчас Лимонов очень пророссийский в контексте Украины и выглядит еще хуже, чем в тексте Жадана. Мне кажется, что в настоящий момент Жадан или вообще не писал бы о Лимонове, или писал бы значительно жестче. Это ощущение времени, все кардинально изменилось, особенно когда идет речь о Москве и ее ориентации».
В канун Дня Независимости многие ставили себе вопрос «Что такое для меня свобода?». Даже в интернете гулял флешмоб на эту тему. Для Наталии Космолинской свобода «на бытовом уровне — это путешествовать, куда хочется, и не считаться с деньгами и визами; на профессиональном — не оборачиваться на псевдо-хуторянских патриотов в ожидании очередного скандала, когда что-то пишу или организую; на государственном — не начинать утро с чтения новостей АТО и политических новостей в целом».
Послушать эссе пришла и культуролог, заместитель начальника управления культуры Львовского горсовета Ирина Магдыш — энергичная женщина с короткой прической, в удобной одежде и наплечнике за спиной. «Два дня назад для меня свободой было то, что мои знакомые, которые временно хранили в моей квавртире рояль (временно — это 5 лет), наконец-то его забрали, — говорит пани Ирина. — А сегодня мне такими милыми показались наши прошлогодние споры, где устраивать веселый концерт ко дню Независимости. Это то, чего сейчас нет, мир изменился. Сейчас свободой для меня была бы перспектива празднования Дня независимости 2015-го года, с возвращением к нашим невоенным спорам».
Идем дальше, на параллельной улице имени Леси Украинки на террасе «Полиграф» известная радиоведущая и программный директор «Радио 24» Марта Бильская читает эссе Светланы Пиркало «Грааль і три креветки». У автора много вариантов того, что же такое свобода: счастье, слишком много соли, перцу или сахара, свобода делать глупости, свобода делать то, что ты хочешь. Марта Бильская во многом могла бы с автором подискутировать. «Она во многом простая и понятная, однако, я немного по-другому воспринимаю свободу, — говорит радиоведущая. — К сожалению, или, к счастью, я никогда ее полностью не чувствовала. Но мне хочется думать, что свобода — это свобода выбора. В руках необразованных и недобрых людей свобода перерастает во вседозволенность. Граница между свободой и «я делаю все, что хочу, несмотря на других», очень тонкая. Поэтому для меня свобода — это что-то идеалистично-утопическое, к чему стремятся интеллектуалы, но что в действительности совершенно недосягаемое.
Слушатели быстро идут на новое место чтений — на Музейную площадь перед Доминиканским собором. Там звучит текст Юрия Винничука «Казки про свободу» в исполнении актера театра Леся Курбаса Ярослава Федорчука. Здесь под солнцем, около львовской свечной мануфактуры собралось несколько десятков людей, среди них и известные художники Владимир и Тереза Топий.
Следующий пункт в карте чтений — Львовская городская рада. На несколько часов сессионный зал ЛГР был полностью открыт для посетителей. И еще большая неожиданность: эссе Юрия Андруховича читает начальник управления культуры Ирина Подоляк. В зале несколько людей, тихо, на улице слышен грохот трамваев и гул людей. Пани Ирина читает о парне, который осуществил самосожжение на Вацлавской площади в Праге в 1969 году Яне Палахе. Идет речь и о других людях, которые пожертвовали свою жизнь, чтобы сломать политическую доктрину. В эссе Юрий Андрухович говорит о смерти, голос начальника управления культуры дрожит, на глаза проступают слезы. По мнению пани Ирины, поступок Яна Палаха настолько отчаянный, как и поступок парня, который разрисовал звезду в сине-желтые цвета в Москве. А текст Андруховича, по мнению Ирины Подоляк, очень берет ха душу: «В этом и заключается гениальность каждого писателя, и Андруховича в частности, потому что его текст не поддается времени, не имеет значения его возраст. Это публицистика, написанная свыше десяти лет назад, однако актуальна и сегодня». Для начальника управления культуры свобода сейчас — это работа: «Это моя свобода. Потому что если не делать, то нет свободы. Существует прямая зависимость». Саму организацию чтений о свободе женщина объясняет тем, что когда в городской раде рефлексировали над тем как организовать День Независимости, то решили не делать веселые забавы. Мы очень хотели, чтобы этот день был вдумчивым, медитативным глубоким».
Конечная точка в эстафете чтений — переулок Параджанова, больше известный львовянам как Армянский дворик. Здесь звучит текст Ирины Калынец «Етюд про свободу», который читает главный редактор телеканала ZIK Ирина Сандуляк. В действительности все действо напоминает фантасмагорию из какой-то книжки. Во дворике для туристов двое «мушкетеров», переодетые в одежду эпохи Возрождения, устраивают показательный бой для туристов. Около стен Армянского собора друг за другом фотографируются молодые, делая снимки для свадебного альбома. Кто-то идет и кричит в трубку «Да, да я вже здесь, далі направо чи налево?». Среди всего этого гвалта слышен очень тихий голос Ирины Сандуляк с тоже тихими, но важными словами Ирины Калынець. На стульях сидит двое людей, еще несколько, проходя мимо, решают прислушаться. Свобода, свобода.
Выпуск газеты №:
№159, (2014)Section
Украинцы - читайте!