Перейти к основному содержанию

«Неудобные» мемуары Валерия Шевчука

Юмор и интонации писателя «троллят» канон
24 февраля, 09:37

Недавно в издательстве «Либідь» вышла из печати очередная порция воспоминаний выдающегося украинского писателя Валерия Шевчука «Ті, котрі поруч». Эта книжка входит в его мемуарный многотомник «На березі часу».

«Ті, котрі поруч», — серия рассказов Шевчука о своих современниках. Как старших, так и младших. Условно говоря, от Павла Тычины до Василия Голобородько. А еще там — и Борис Антоненко-Давыдович, и Павел Загребельный, и целая группа шестидесятников (Дзюба, Светличный, Драч, Жиленко, Винграновский), и младшие коллеги.

Эссеистические воспоминания выполнены в значительно более простой и более сдержанной стилистике, чем проза Шевчука, поэтому соизмеримое эстетическое удовлетворение от них получить трудно. Однако в них есть другие ценные моменты. Например, методичность писателя в запоминании и использовании в тексте всевозможных характерных мелочей. Некоторые — достаточно пикантные, скажем, это рассказ Шевчука о том, как он целовался с поэтессой Ириной Жиленко в киевском ботаническом саду. Другие намного более психологические. Например, история о встрече с Иваном Драчом на Хортице в начале девяностых годов. Драч тогда был чрезвычайно популярен — как поэт и один из лидеров Народного движения одновременно, и, по словам Валерия Шевчука, его там постоянно преследовали бесконечные поклонники и поклонницы, непрерывно требуя автографов. В конечном итоге Шевчук не выдержал и пошутил в том смысле, что как бы не пришлось Драчу писать одни лишь автографы.

Такие подробности могут показаться пустяковыми и необязательными. Но именно они добавляют очень убедительных и ярких деталей тому изображению эпохи и ее героев, которое сделал Валерий Шевчук. Автор воспоминаний, конечно, не забывает и о сюжетах серьезных, концептуальных, о характеристике творчества персонажей своей книжки (в которой очевидно преобладает критерий «тоталитарная — нетоталитарная»), о ключевых поворотах их судеб и так далее.

 Шевчук при этом демонстрирует достаточно критическое и ироничное отношение к своим «подопечным», немалую степень отстраненности (и от них, и в целом от «лісу людей»). Что можно заметить уже из приведенного эпизода с Иваном Драчом. Чувство юмора и просто интонации, применяемые писателем к современникам, не всегда выглядят корректными, не всегда вызывают симпатию к автору, однако не будешь отрицать и того, что они делают образ литературного процесса и литераторов тех лет более колоритным, объемным, в конце концов, просто представляют скептическую точку зрения, немного «троллят» канон.

Забавным моментом книжки «Ті, котрі поруч» является то, что во многих эпизодах Валерий Шевчук рассказывает о других прежде всего через призму их отношения к себе. А именно: кто написал какую рецензию о его творчестве (с подробным цитированием), помогал или мешал, дружил или враждовал. Что же касается упомянутого цитирования — оно как раз принадлежит к сильным сторонам издания: писатель приводит очень много образцов разнообразных писем, поэзии (иногда целые подборки), статей и других документов.

В целом, воспоминания Шевчука — достаточно причудливы и противоречивы, но яркий текст, способен добавить немало интересных фактов и штрихов к пониманию литературной жизни в Советской Украине второй половины двадцатого века. Текст, характерный для шестидесятничества вниманием к конфликтам самоинтерпретаций и одновременно не очень характерный для него — отсутствием патетики и иронией, нередко весьма удушающей. Это в конце концов случай тех же «неудобных» и «неправильных» мемуаров, без которых не обойдется ни одна культурная эпоха.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать