Перейти к основному содержанию

Олег КОЦАРЕВ

Олег КОЦАРЕВ
09 декабря, 11:04

Он же стал прозаическим дебютом писателя, который доныне выступал преимущественно в роли молодого поэта. Что ж, молодые поэты со временем нередко превращаются в прозаиков, и это нормально для литературного процесса любой страны.

Первое, с чего часто начинаются разговоры о книге Лаюка, — это ее название. Что оно значит? Как выясняется из самого романа, «баборня» — местное прикарпатское название приюта для пожилых людей. Именно в Прикарпатье (и частично в Карпатах) и происходит действие этого произведения. Здесь живет школьная учительница биологии Мария Васильевна Семенко, и все вертится вокруг ее, выражаясь на школьном языке, жизнедеятельности. Мария Васильевна — несколько анекдотичная фигура из мифа о советском и постсоветском школьном образовании. Жестокая, властная формалистка, которая искренне издевается над своими учениками, а страх вызывает даже у собственного начальства. В молодости, в 1960-е годы, она попала в карпатское село, где пережила любовное приключение с местным лесником (они познакомились в разгар антирелигиозной пропаганды: учителей направили в лес, чтобы отгонять паломников от места, где, как говорили местные дети, явилась Дева Мария на олене). Приключение это закончилось таинственным убийством мужа Марии Васильевны и бесследным исчезновением любовника. Эту тайну героиня будет разгадывать вместе с читателями до последней страницы (вплоть до времен независимости!). И здесь сразу нужно отдать должное прозаику-дебютанту — интрига выдержана вполне достойно, условно детективная линия не выглядит натянуто и не разгадывается запросто заблаговременно.

Поиски ключей к тайнам происходят на фоне всевозможных прелестей провинциальной жизни. И именно они, видимо, и являются главной темой «Баборни», а не то, куда делся любовник Марии Васильевны и почему он убил ее мужа (собственно, роман — отнюдь не является истинным детективом и точно так же не является текстом, «заточенным» именно на сюжет).

Поэтому книгу можно назвать романом о безвыходном положении провинциального (или не только провинциального?) общества, некоего «дракона», который пожирает своих жертв. Одним из его воплощений предстает соответствующая система образования, которая у Лаюка в основном занимается тем, что ворует у людей свободное время (на эту тему он предлагает своим читателям даже числовые математические расчеты), мнение, сознание, самость. Превращает «свежие гвоздички» в «жаб» (таких, как на обложке). Или «общественное мнение» — оно оказывается здесь всего лишь интегралом взаимных сплетен.

В таком контексте Мирослав Лаюк, конечно, не мог не затронуть вопрос иллюзий. Иллюзорности идеалов, например. В молодости его героиня и ее коллеги активно выполняют задания коммунистической партии, руководства, борются с «религиозным дурманом», распространяют советскую агитацию среди школьников, а через несколько десятилетий те же люди водят детей на греко-католические молебны, патетически рассказывают о Свободной Украине и о титанах украинской культуры. И то, и другое, разумеется, делают неискренне, для проформы, безразлично, только потому, что так нужно. Просто гнутся в разные стороны, чтобы не сломаться, как это делает, скажем, трава на ветру. Точно так же выращивая и школьников. Не случайно же Мария Васильевна — биолог! С детьми она ведет себя, как со своими растениями. Поэтому их «постсоветсткий цинизм» вовсе не выглядит странным или неожиданным. Вообще, немало внимания Лаюк уделяет отношениям генезиса и преемственности между явлениями советского и постсоветского характера.

Настоящей иллюзией предстает в «Баборне» также туристический образ Карпат и Прикарпатья. Читатель увидит вовсе не романтический пестрый зеленый край, а серую, удушающую и опасную глушь. Тем более иронично выглядят здесь съемки первого советского туристического фильма о Карпатах с Софией Ротару. Иллюзорна и любовь, которая все время вводит в заблуждение героев, а с ними — и читателя. То взрывается пламенем там, где это неуместно и неожиданно, то просто испаряется без следа там, где она якобы непременно должна быть.

Не очень веселая картина, не так ли? Действительно, книгу Мирослава Лаюка не назовешь весьма оптимистичной, человеколюбивой и жизнеутверждающей. Но автор нашел способ и развлечь своего читателя.

Этот способ довольно эстетский и в определенном смысле интеллектуальный. Не слишком утешительные реалии и поступки героев Лаюк сопровождает острой иронией и остроумным юмором, всяческими пародийными пассажами.

Мирославу Лаюку удалось сочетать безвыходное положение темы с радостью формы. Создать широкое панорамное произведение. И хотя в нем случаются шероховатости, могут быть вопросы касательно, к примеру, выдержанности финала, в целом «Баборня» действительно достойна внимания и имеет шансы стать одной из узловых точек украинской прозы десятых годов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать