Перейти к основному содержанию

Ориентиры...

Во Львове представили книгу Мирослава Мариновича об и сегодня актуальном принципе «позитивной суммы» Андрея Шептицкого
25 апреля, 17:14

На прошлой неделе в Украинском католическом университете состоялось долгожданное событие — презентация новой книги Мирослава Мариновича «Митрополит Андрей Шептицкий и принцип «позитивной суммы».

Ценность этой книги двойная. Во-первых, это удачная попытка известного современного мыслителя  осуществить основательный анализ пастырских посланий одного из самых больших моральных авторитетов XX века относительно развития Церкви, межконфессиональных отношений, государственного строительства и экономического благосостояния. Благодаря титанической деятельности Великого Митрополита Украинская греко-католическая церковь мощно засияла настоящей деятельной Христовой верой, чем приобщилась к осуществлению чуда — в условиях австрийской и польской оккупации за неполных полвека из одной самых бедных в мире народностей было создано высококультурное и состоятельное христианское сообщество — украинская Галичина! Во-вторых, автор сумел спроектировать многогранные моральные ориентиры Митрополита Андрея на нашу турбулентную и дезориентированную современность.

На протяжении всего развития человеческой цивилизации господствовал, высказываясь современными терминами, принцип «нулевой суммы» (win-lose): наша победа автоматически означала их поражение — и наоборот. Логика «нулевой суммы» расцветала во всех сферах человеческих взаимоотношений. То есть, придерживаясь ветхозаветного принципа «глаз за глаз, зуб за зуб», кто-то обязательно должен был победить, а кто-то — быть уничтоженным. Ярче всего эта логика противостояния легла в основу коммунистической теории классовой борьбы и была успешно реализована жестокой практикой всех коммунистических режимов на нашей многострадальной земле.

К счастью, голоса коммунистов и Церкви радикально отличались друг от друга. В энциклике папы Льва XIII «Rerum Novarum» (далее — RN), которая была опубликована в 1891 году, было отмечено о необходимости достигать согласия между рабочими и работодателями в вопросах прав и обязанностей. Ошибочным было убеждение, «что классы изначально враждебны друг другу и что богатеи и бедняки по самой своей природе должны конфликтовать. Ведь классы в равной мере имеют потребность друг в друге: капиталисты не могут существовать без рабочих, да и рабочие не могут без капиталистов. Взаимное согласие приводит к красоте и хорошему порядку» (RN, п.19). То есть в отношениях между людьми должен был применяться принцип сожительства во взаимодополненности  усилий, а не во взаимопреодолении друг друга.

Эта энциклика настолько поразила молодого Шептицкого, что уже через год после интронизации 1901 года как митрополита им была написана большая часть пастырского послания «О квестии социальной» («О социальном вопросе»). Послание было опубликовано в 1904 году. В нем митрополит Андрей развивает положения упомянутой энциклики и приспосабливает их к обстоятельствам тогдашней Галичины. Митрополит формулирует «основание всякого строя», которое радикально противоречит теории классовой борьбы: «(Церковь) усмиряет и устраняет братоубийственную борьбу общественных слоев». Поэтому осуждается эксплуатация рабочих, она заменяется взаимовыгодным сотрудничеством, основанным на любви. А это и есть, говоря на современном языке, принцип «позитивной суммы» (win-win), когда от сотрудничества выигрывают все, создается «дополнительная стоимость», когда нет победителей и побежденных.  И этот принцип в будущем лег в основу конструкции Европейского Союза.

Принципы современной социальной доктрины Церкви: «солидарность, субсидиарность, справедливость» тоже были в свое время провозглашены Митрополитом Андреем. В послании «О квестии социальной» Митрополит формулирует для душпастырей те вопросы, которые нужны для успешного проведения социальной акции, — «Потребность нам солидарности, усердности, науки и большой рассудительности». Однако этот солидаризм не означал, что отныне священники должны были подменить крестьян в их труде. Шла речь о том, чтобы помочь людям реорганизовать свою жизнь. А это и есть принцип субсидиарности. Также обязательным условием надлежащего решения социального вопроса Шептицкий считал еще одно важное понятие из социальной доктрины Церкви, а именно: справедливость.

Он отметил: «Естественное право справедливости — выше и более свято от всякого условия — жаждет, чтобы было соблюдено равенство между трудом и зарплатой».

Для экономического развития нации Митрополит Андрей считал необходимым проведение Церковью многогранной работы по моральному перевоспитанию народа. А для этого сама Церковь нуждалась в соответствующей реформе и образовании духовенства. Благодаря церковной реформе активизировалась парафиальная жизнь, распространялась просветительская работа, обеспечивалась самоорганизация в сфере производства и финансирования, и, как результат, достигалась управленческая зрелость. Вершиной достижений Митрополита Андрея в экономической сфере было создание в Галичине более 1500 кооперативов. К кооперативному движению было привлечено более 1,4 миллиона граждан!

Огромную работу осуществлял Митрополит в национальной сфере для преодоления раздоров и вражды, а также в межрелигиозной и межконфессиональных сферах для гармонизации отношений между людьми, успешно используя принцип  «позитивной суммы» для получения «дополнительной стоимости» от отношений. При условии жить во взаимной любви с Богом и друг с другом!

После основательного анализа почти полувековой деятельности Великого Митрополита Мирослав Маринович, переходя к современным проблемам, особенно с учетом  вызовов, связанных с агрессивной политикой России, призывает нас не отрекаться от логики «позитивной суммы», а наоборот, полностью довериться ей. И для преображения Украины в светлое модерное мощное христианское государство нужно создать общественно-политическую силу, которая будет отвечать глубинной матрице древнекиевской культуры, ее ценностной основе — и в то же время будет на острие современных мировых тенденций. Только в том случае смогло бы реализоваться пророчество Митрополита Андрея:

«Не только в глубоком средневековье, но и, вероятнее всего, также в будущем украинский Киев будет играть для целой Западной Европы большую — возможно, решающую роль».

Учитывая державотворческую сущность размышлений Мирослава Мариновича, эту книгу стоит проштудировать как нынешним патриотическим лидерам, так и тем, кто только стремится приобщиться к творению новой, взлелеянной в мечтах многими поколениями украинцев, Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать