Поэтический цирк будничности
Издательство «Ліра» представило сборник «Бим и Бом и другие клоуны» Александра МоцараРусскоязычный поэт из Киева, уроженец Чернигова Александр Моцар — активный участник многих литературных фестивалей, немало занимался и разнообразными экспериментальными проектами образца мейл-арта или «смешанной техники», практикуемой журналом «Черновик» (о нем читайте в интервью с главным редактором издания, Александром Очеретянским — см. №184 от 12—13 октября 2012 года), но это — первый его классический отдельный сборник.
Название книги в сочетании с обложкой, на которой изображена гротесковая цирковая сцена, настраивает явно не на элегический тон. А не очень подходящий к ней шрифт будто предупреждает о «неравенствах». Все так и есть — ни тихой гармонии, ни стилистической мягкости поворотов.
Стихи Александра Моцара большей частью рифмованы, но не силлабо-тонические, а приближаются к ритмичному речитативу или рэпу. Это дает дополнительные возможности для формальных сюрпризов, а также в плане значений, весело подчеркнутых ритмичными необязательностями, а заодно «облегчает восприятие»:
— Я рисую облака в небе, —
Сказал мне один знакомый
без тени иронии.
Он был в этом как-то
по-детски уверен.
Я знал, что он работает
истопником в крематории (...)
Каждый текст основывается на выразительно проартикулированном сюжете, маленькой истории, конечно, не без задекларированной клоунады, хотя она далеко не всегда веселая, а чаще наоборот. Поэтому большой вес здесь имеет тема стихотворения, его житейские декорации. Чаще всего это — диковатые приключения жителей периферийных районов, насыщенные непрезентабельным жильем, алкоголем, агрессией и вмешательством всяческих химер (в самом широком понимании последнего слова). Экстраординарные события Моцар будто придавливает к земле, надевает в маску будничности, а рядовым и невыразительным сюжетам стремится придать космический масштаб, и в целом такая стратегия себя оправдывает в не очень притязательных сценических обстоятельствах:
За следующим литром
сходили вместе.
Снова нырнули под дерево, в тень.
Василий рассказал
о предстоящем своем аресте,
«...убийство по неосторожности...
на прошлой неделе».
Максим предложил Василию
скрыться.
«... хватит, устал от погони».
На ветку села некрасивая
птица.
Как все в этом микрорайоне.
Как уже, вероятно, заметил читатель, специфическая эмоциональная атмосфера книги «Бим и Бом и другие клоуны» далеко не каждому принесет эстетическое наслаждение. Однако тех любителей современной поэзии, которых не напугает процент чернухи, должна порадовать выразительность стихотворений Александра Моцара, умение делать интересные формулировки и ходы, наконец, выстраивать системы ярких образов. Специфическая метафорика, так сказать, «культура сравнений» спасает эти произведения от серости большинства их героев и событий (и в этом смысле можно проводить достаточно плодотворные параллели между текстами Александра Моцара и российского поэта Андрея Родионова). Чем удачнее стихотворение, тем заметнее эффект:
И, невольно задумавшись
о смысле земного пути,
оглянувшись назад,
Он бросает свой взгляд, словно
нищим монету, на Запад.
— Он бросает свой взгляд,
словно нищим монету, —
повторяешь за мной.
Дочка западных варваров,
выросшая под Москвой.
В русый волос закутавши лик
свой, как в паранджу,
Ты бросаешь спокойно,
уверенно мне: — Я ухожу.
Ненадолго, так что не скучай
и дождись, я приеду со школьной
подругой, —
На плече бронзовеет печать
привезенного Юга.
Постоянная географическая детерминация, кстати, почти непременный элемент текстов книги. В частности и «детских» стихотворений, которые стоят немного отдельно от остальных, — у них тоже регулярно появляются «Слоновые горы» или другие загадочные топосы. Этот блок произведений пусть и принципиально стилистически не выделяется среди «коллег», однако имеет несколько более мощную эмоциональную упругость (опять-таки в широком понимании):
Ехал на велосипеде
Медведь Федя
По цирковой арене
Во втором отделении.
Это стихотворение
Сочинил мальчик Саша
На своем Дне рождения
И рассказал маме и бабушке (...)
Это и не очень странно. Детство, воспоминания, чувственная и тактильная память — неисчерпаемые месторождения горючего для поэзии. А их неизбежная сентиментальность легко сообщается с любым настроением и духом, с любым направлением движения.
Выпуск газеты №:
№71, (2014)Section
Украинцы - читайте!