Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поэзия как институт просмотра

Издан но­вый сбор­ник Да­рьи Гла­дун «Із ті­ні кра­си­вих чер­во­них хлоп­чи­ків»
13 августа, 17:48

Из всего нового, что появилось на книжной полке современной украинской литературы в течение последних месяцев, пожалуй, самым концептуальным изданием стал новый сборник поэтессы Дарьи Гладун под названием «Із тіні красивих червоних хлопчиків» от издательства «Paradigma» (кураторы проекта — поэты Анна Грувер и Владимир Коркунов, которые также запустили одноименный литературный журнал).

Вторая книга Дарьи Гладун, как и первая ( «Рубати дерево» — о ней несколько лет назад уже писал «День»), демонстрирует поэзию, прочно связанную с визуальными средствами. Их тут, собственно, два, не так и  много, зато они присутствуют повсеместно. Во-первых, это интеграция в стихотворение всевозможных графических символов вроде черточек или квадратных скобок:

(...) конвеєр

спускає мені під ноги

||

мішки

|||

перекладаю їх

|||

з підлоги на інший конвеєр (...)

Во-вторых, техника, известная под названием «блэкаут» — закрытие отдельных слов, строк и фраз черными прямоугольниками, должна изменить понимание и контекст стиха, по сравнению с первоначальным вариантом, и подчеркнуть сокращение как метаморфозу. Относительно популярный сегодня прием. Впрочем, конечно, читатели могут только догадываться, действительно черные линии модифицировали стихи, или это лишь особенности верстки.

В фокусе книги Дарьи Гладун в большой степени — травма. Итак, стихи отражают, обыгрывают и деконструируют (что резко снижает градус трагизма и повышает градус эстетического эксперимента) давление истории, гендера, памяти и т.п. Свидетельство этих давлений, некие вещественные доказательства, поэтесса собирает, как эффектные и нефункциональные мелочи из заброшенной промзоны, временами прокручивает в своих фирменных повторах-каруселях и объединяет с другими объектами и ощущениями, наращивая литературность именно на местах соединений («узлах соединений», говорил классик!).

(...) [будь-яка жінка]

[будь-який чоловік]

18+

говорять про війну і шлюб

говорять про війну

про війну

говорять про шлюб

[будь-яка жінка]

[будь-який чоловік]

[фільм призначений

для перегляду

особами старшими за]

[будь-який вік]

(я серйозно)

[будь-який вік] (...)

Или так:

притуляю холодну металеву

ложку до припухлого ока

і два чоловіки сплять за стіною

неспокійно

один уві сні бурмоче

другий мені майже брат (...)

Как по мне, наиболее многослойного и стереоскопического эффекта Дарье Гладун удается достичь там, где искусственность и конструктивность ее поэтического метода входит в резонанс с иронией (например, в цикле, или поэме с исчерпывающим названием «Інститут перегляду історії») или, например, с задумчивой чувственностью, как в стихотворении «ДК «Залізничник»:

(...) досі люблю

сидіти в актовій залі на

розібраному паркеті

|дім культури здає позиції

під тиском води|

якщо

сконцентруватися

на рухові щелепи і язика

можна відчути смак

вапняної краплі що падає

з дірявої стелі просто до рота

Многозначность, открытость различных пространств для трактовки — характерные черты целой книги «Із тіні красивих червоних хлопчиків», что заметно уже и из ее названия, а находит продолжение и в композиции сборника (с композицией поэтесса вообще работает обычно весьма тщательно, возможно, чувствуя там один из главных источников энергии и динамики своих текстов). Эта вариативность и дух дополнительных «смысловых этажей» приятно сочетаются с экспериментальным настроением и критическим пафосом Дарьи Гладун. Такая поэзия бодрит. Она не зовет к активности (хоть внутренней, хоть внешней), а сама создает ее кристализованностью и «неудобством» собственной формы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать