Поэзия как институт просмотра
Издан новый сборник Дарьи Гладун «Із тіні красивих червоних хлопчиків»Из всего нового, что появилось на книжной полке современной украинской литературы в течение последних месяцев, пожалуй, самым концептуальным изданием стал новый сборник поэтессы Дарьи Гладун под названием «Із тіні красивих червоних хлопчиків» от издательства «Paradigma» (кураторы проекта — поэты Анна Грувер и Владимир Коркунов, которые также запустили одноименный литературный журнал).
Вторая книга Дарьи Гладун, как и первая ( «Рубати дерево» — о ней несколько лет назад уже писал «День»), демонстрирует поэзию, прочно связанную с визуальными средствами. Их тут, собственно, два, не так и много, зато они присутствуют повсеместно. Во-первых, это интеграция в стихотворение всевозможных графических символов вроде черточек или квадратных скобок:
(...) конвеєр
спускає мені під ноги
||
мішки
|||
перекладаю їх
|||
з підлоги на інший конвеєр (...)
Во-вторых, техника, известная под названием «блэкаут» — закрытие отдельных слов, строк и фраз черными прямоугольниками, должна изменить понимание и контекст стиха, по сравнению с первоначальным вариантом, и подчеркнуть сокращение как метаморфозу. Относительно популярный сегодня прием. Впрочем, конечно, читатели могут только догадываться, действительно черные линии модифицировали стихи, или это лишь особенности верстки.
В фокусе книги Дарьи Гладун в большой степени — травма. Итак, стихи отражают, обыгрывают и деконструируют (что резко снижает градус трагизма и повышает градус эстетического эксперимента) давление истории, гендера, памяти и т.п. Свидетельство этих давлений, некие вещественные доказательства, поэтесса собирает, как эффектные и нефункциональные мелочи из заброшенной промзоны, временами прокручивает в своих фирменных повторах-каруселях и объединяет с другими объектами и ощущениями, наращивая литературность именно на местах соединений («узлах соединений», говорил классик!).
(...) [будь-яка жінка]
[будь-який чоловік]
18+
говорять про війну і шлюб
говорять про війну
про війну
говорять про шлюб
[будь-яка жінка]
[будь-який чоловік]
[фільм призначений
для перегляду
особами старшими за]
[будь-який вік]
(я серйозно)
[будь-який вік] (...)
Или так:
притуляю холодну металеву
ложку до припухлого ока
і два чоловіки сплять за стіною
неспокійно
один уві сні бурмоче
другий мені майже брат (...)
Как по мне, наиболее многослойного и стереоскопического эффекта Дарье Гладун удается достичь там, где искусственность и конструктивность ее поэтического метода входит в резонанс с иронией (например, в цикле, или поэме с исчерпывающим названием «Інститут перегляду історії») или, например, с задумчивой чувственностью, как в стихотворении «ДК «Залізничник»:
(...) досі люблю
сидіти в актовій залі на
розібраному паркеті
|дім культури здає позиції
під тиском води|
якщо
сконцентруватися
на рухові щелепи і язика
можна відчути смак
вапняної краплі що падає
з дірявої стелі просто до рота
Многозначность, открытость различных пространств для трактовки — характерные черты целой книги «Із тіні красивих червоних хлопчиків», что заметно уже и из ее названия, а находит продолжение и в композиции сборника (с композицией поэтесса вообще работает обычно весьма тщательно, возможно, чувствуя там один из главных источников энергии и динамики своих текстов). Эта вариативность и дух дополнительных «смысловых этажей» приятно сочетаются с экспериментальным настроением и критическим пафосом Дарьи Гладун. Такая поэзия бодрит. Она не зовет к активности (хоть внутренней, хоть внешней), а сама создает ее кристализованностью и «неудобством» собственной формы.
Выпуск газеты №:
№152-153, (2020)Section
Украинцы - читайте!