Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Президент Карпатской Украины

Вышла в свет книга М. Вегеша и С. Виднянского об Августина Волошине
24 июля, 13:57

Мой коллега из Института истории Украины НАНУ С. Виднянский попросил поделиться с читателями газеты «День» впечатлениями от книги об Августине Волошине, только что опубликованной в серии политических портретов, которые Парламентское издательство вот уже третий год представляет украинскому читателю. Я принял предложение с благодарностью, потому что история карпатоукраинского народа меня захватывает и волнует. В течение тысячи лет он был отрезан от основного массива украинских этнических земель, но сохранял со всеми нами культурные, обычные и психические связи. Автохтонных жителей Закарпатья называли рутенами, русинами, руснаками, но они всегда были украинцами. Собственно, это мы стали украинцами только в XIX в., чтобы отмежеваться от имперского народа, который присвоил наше самоназвание — русов, русских. Общий для всех потомков средневекового государства с центром в Киеве корень «рус» закарпатцы сохраняли дольше, чем галичане и надднепрянцы.

Впервые я познакомился с Закарпатьем летом 1968 г., когда ЦК КПСС устроил праздник дружбы народов, который проходил в формате встреч «знатных людей» союзных республик с жителями городов и сел этой многонациональной области. Пожалуй, я попал в эту делегацию как представитель украинской академической молодежи, поскольку не обладал внешними признаками «знамтности». Теперь догадываюсь, что этот праздник — с митингами, концертами, докладами и почетным эскортом мотоциклистов — был задуман как материализация свежего в то время идеологического конструкта, который позиционировал всю совокупность граждан СССР как «новую историческую общность» — выше народностей и наций. Не думаю, что замысел оправдался, потому что закарпатские крестьяне смотрели на туркмена или якута в составе нашей делегации как на марсианина. Однако у меня на всю жизнь остались замечательные впечатления, связанные с людьми, историей, культурой и природой Закарпатья.

Осталось и чувство глубокого неудовлетворения. «Знатные люди» были поражены и восхищены, но обычные люди с Большой Украины мало знали, и теперь мало знают о своих великих соотечественниках за Карпатскими горами. М. Вегеш и С. Виднянский утверждают, что имя Августина Волошина запечатлено в названиях улиц и площадей, посмертно он был награжден званием Героя Украины, в Ужгороде построен ему памятник как президенту Карпато-Украинского государства, имя его носит Карпатский университет. Однако одновременно они отмечают, что по эту сторону Карпат имя А. Волошина мало что говорит обычному человеку (ст. 12 рецензируемой книги).

Августин Волошин закончил свою земную жизнь на 72-м году в московской тюрьме Бутырка, будучи незаконно вывезенным из только что «освобожденной» Красной армией Праги. Советская историография обрекла его на забвение как «украинского буржуазного националиста». Посвященная ему достаточно крупная западная историография была закрыта в спецхранилищах советских научных библиотек. В Украине первые публикации об А. Волошине, в том числе С. Виднянского, появились лишь в 1990 г. Однако за три последующих десятилетия украинские историки, педагоги и филологи опубликовали около двух тысяч научных и научно-популярных работ, в которых прослеживается жизненный путь и многогранное наследие «отца карпатоукраинского нации», как называют Волошина на Закарпатье. Авторами довольно существенного количества этих публикаций является С. Виднянский и его ученик М. Вегеш. Книга, опубликованная парламентским издательством, суммирует все предыдущие наработки о А. Волошине.

История Закарпатья первой половины ХХ в. неразрывно связана с именем этого человека. Сам он хорошо понимал значение своей деятельности в утверждении этнической самобытности карпатоукраинцив. В 1934 году, когда отмечался 60-й юбилей, единомышленники назвали его отцом нации. Откликаясь на такое определение в косвенной форме, он отметил: «Народ наш уже смело признается: я Русин, я Украинец, на каждом углу знают, чьи мы дети, куда относится наша нация» (ст. 145).

Понимая, насколько связаны жизнь и деятельность Августина Волошина с его народом, авторы посвятили первый из десяти разделов своей книги тысячелетней истории Закарпатья. Раздел «»Земля без імені» — батьківщина майбутнього президента Карпатської України» — по объему самый большой в книге. Почему «Земля без имени»? Два десятилетия (с 1919 по 1938) территория карпатоукраинского народа находилась в границах Чехословакии, с 1945 года — в границах советской Украины. Для киевлян она находилась за Карпатами, и поэтому ее назвали Закарпатской Украиной, для пражан — перед Карпатами, а отсюда и название — Подкарпатская Русь. В 903 году одна из ветвей белых хорватов, от которой происходили карпаторусины, попала в зависимость от кочевых венгерских племен. С тех пор, если не считать короткий период пребывания в Древней Руси, Закарпатье находилось в пределах и в тени Венгерского государства.

Авторы убедительно утверждают, что растянутое на целое тысячелетие господство иностранцев приводило к экономической разрухе, духовной темноте, моральному унижению и организационной беспомощности карпатоукраинцив. Венгры привыкли к привилегированному положению в разделенной между ними и австрийцами лоскуточной Дунайской монархии. Почти половина населения венгерской части этого государства составляли немадярськи этнические группы и национальные меньшинства — преимущественно славянские. Карпатские русины находились в особенно тяжелом положении. Когда появилась возможность эмиграции, более 300 тыс. крестьян из Австро-Венгрии спаслись от аграрного перенаселения бегством за океан. Карпатоукраинская диаспора в США накануне Первой мировой войны стала достаточно влиятельной.

Венгрия проиграла в ХХ в. две мировые войны, понесла большие территориальные потери, и теперь ее этническая территория существенно больше, чем площадь, очерченная государственной границей. Любое правительство в Будапеште должно чувствовать болезненную озабоченность своего общества положением соотечественников в других странах. Венгрия — член Североатлантического альянса, где основные вопросы решаются консенсусом, тогда как Украина хочет вступать в НАТО. Итак, Венгрия имеет возможность шантажом добиваться максимума прав для своей этнического меньшинства в Закарпатье. Черт возьми, берите больше! Однако граждане Украины должны знать, какому ассимиляционному давлению и экономической эксплуатации подвергались карпатоукраинцы со стороны правящих кругов Венгерского государства, особенно в ХIХ — ХХ вв. Авторы этой книги в полной мере учитывают этот общественный запрос.

Когда распадалась Австро-Венгрия, всенародный съезд карпатских русинов в Хусте выразил единодушное желание воссоединиться с Украиной. Однако исторические обстоятельства оказались неблагоприятными, и по инициативе американской диаспоры русинов Антанта в сентябре 1919 года присоединила Закарпатскую Украину к Чехословакии. Эта страна представляла себя как унитарная президентско-парламентская республика в составе Богемии, Моравии, Силезии, Словакии и Подкарпатской Руси, причем только последнему региону, согласно подписанному в Сен-Жермене договору, предоставлялись широкие права самоуправляющейся территории, включая автономный сейм с юрисдикцией в вопросах языка, образования, религии и местного самоуправления. Оказалось, однако, что чешские чиновники так и не предоставили автономию русинам, чтобы не создавать прецедент для других национальных меньшинств. Однако положение Подкарпатской Руси в демократической Чехословакии было несравнимо лучшим, чем в Венгрии. Иллюстрируя эту мысль, авторы опираются на суждения Ореста Субтельного, который смог одним предложением показать разницу: «Чешское правительство в свои населенные украинцами территории вкладывал больше, чем изымало» (ст. 53).

Следующие разделы книги посвящены анализу деятельности Августина Волошина — сначала во времена Венгерского королевства, а затем в Чехословацкой республике. Рассказывая о первых годах религиозной и общественно-политической деятельности своего героя, авторы подчеркивают, что основы его патриотического мировоззрения формировались в семье. Он родился в семье греко-католического священника. В отличие от почти полностью мадяризованых семей национальной (преимущественно религиозной) интеллигенции, в его семье держались русского языка и обычаев.

Работая преподавателем, а с 1912 года — директором Ужгородской учительской семинарии, Волошин обеспечил учеников народных школ и студентов учительских семинарий главными учебниками и пособиями. Его первый учебник «Граматика карпаторуської мови» появился в 1899 году, когда автору исполнилось только 25 лет. Последняя учебная работа «Педагогическая методология» увидела свет в 1943 году. Всего в его активе оказалось 42 учебника.

Общество Св. Василия Великого, основанное еще в XIX в. Александром Духновичем, было преобразовано Волошиным в акционерную компанию «Унио» с книжным магазином и типографией, в которой публикация учебной литературы была поставлена ??на поток. Появлялись в этой типографии и повести, рассказы, пьесы, стихи Волошина, чаще всего — под псевдонимами.

Отмечая общественно-политические достижения великого просветителя в венгерский период, авторы приводят авторитетные суждения выдающегося карпатоведа Алексея Мишанича «Оборона кириллицы от венгерского шовинизма наступления — одна из больших заслуг А. Волошина перед своим народом. Он не побоялся на всех уровнях выступать против тех священников, епископов и представителей власти Будапешта, которые пытались ввести в Закарпатье богослужения на венгерском языке и русские книги печатать латинским алфавитом « (ст. 129).

В мае 1920 г. А. Волошин основал общество «Просвита», которое сыграло исключительную роль в утверждении национального самосознания карпатоукраинского народа. В редактируемой им газете «Свобода» великий просветитель призывал: «Наш сине-желтый флаг является символом наших святых идей, наших глубинных основ и чувств, нашей программой ... Не позволю никому, чтобы враги презирали его! Не забудьте, что враги флага суть являются врагами самого народа» (Ст. 154).

Газета «Свобода» на протяжении всего периода существования давала правдивую информацию о положении в советской Украине: голод начала 1920-х гг., голодомор 1932-1933 гг., ленинско-сталинские репрессии. Редакции газеты приходилось постоянно полемизировать с коммунистической прессой, которая распространялась на Закарпатье благодаря финансовым вливаниям советского правительства. Вождь закарпатских коммунистов А. Борканкж безуспешно доказывал, что информация о голоде и репрессиях — это выдумки А.Волошина.

Наиболее существенным рычагом в утверждении национальной идентичности карпатоукраинцив были учреждения «Просвиты», распространяемые Волошиным по всему краю. В 1935 году «Просвита» насчитывала 10 филиалов, 235 читален, 135 театральных кружков, 44 спортивно-организации. Общий тираж изданных им книг дошел до полумиллиона.

В просветительской деятельности А. Волошин опирался на учителей. С этой целью он основал в 1930 году «Учительское общество», которое выступило с таким меморандумом: «Мы, подкарпатские украинцы, политически остаемся верными гражданами ЧСР, но никогда не переставали и не перестанем провозглашать наше культурно-национальное и этнографическое единство с целым украинским народом» (ст. 157).

Освещая направления деятельности этого незаурядного человека, М. Вегеш и С. Виднянский не забывают указывать, что Волошин был и талантливым бизнесменом: организатором и руководителем краевого кооперативного союза, директором Подкарпатского банка, учредителем десятков различных предприятий. Однако вершиной деятельности А. Волошина была политическая борьба. Уклониться от нее в сложной довоенной ситуации было невозможно. Благодаря поддержке соотечественников он достиг в политике важных результатов: в 1924 году стал организатором Христианско-народной партии, во второй половине 1920-х гг. представлял интересы карпатоукраинцив в чешском парламенте, после получения автономии края работал в должности премьер-министра, с 1939 года стал почетным председателем Украинского национального объединения.

30 сентября 1938 г. главы правительств Германии, Италии, Великобритании и Франции заставили в Мюнхене Чехословакию отдать Германии Судетскую область и в трехмесячный срок удовлетворить требования польской и венгерской национальных меньшин. 5 октября президент Чехословакии ушел в отставку, после чего Словакия, а вслед за ней Подкарпатская Русь провозгласили автономию. Прага утвердила ее, соответствующие переговоры шли уже несколько лет. Чехословакия стала Чехословакией.

Первое правительство автономного края возглавил председатель партии русофилов А. Броди. Однако оно просуществовало всего две недели. Оказалось, что Броди был агентом венгерских спецслужб под псевдонимом Берталон. 26 октября правительство возглавил председатель партии украинофилов А. Волошин, уже 25 ноября издал распоряжение о введении украинского языка как государственного, а в конце декабря позволил употреблять рядом с названием «Подкарпатская Русь» и название «Карпатская Украина».

По решению Венского арбитража Карпатская Украина вынуждена была передать Венгрии 12 процентов своей территории с крупнейшими городами — Ужгородом, Мукачево и Берегово. Столицу пришлось перебазировать в Хуст. Далее события развивались в ускоренном темпе. 6 марта 1939 А. Гитлер решил окончательно ликвидировать Чехословакию. Чешские регионы присоединялись к Третьему рейха, Словакия получала призрачную независимость, а Карпатскую Украину Германия разрешила оккупировать Венгрии. Такова была плата нацистов за союз с Венгрией в назревавшей войне.

Узнав, что Словакия становится независимым государством, Волошин провозгласил 14 марта независимость Украины. На следующий день в Хусте собрался всенародно избранный в феврале 1939 г. Сейм, который утвердил Волошина президентом. Однако венгерская армия уже начала оккупацию края, которой не могли противостоять немногочисленные отряды Карпатской сечи. М. Вегеш и С. Виднянский справедливо указывают, что начало Второй мировой войны стоит связывать не с нападением Германии на Польшу в сентябре 1939 года, а с нападением сорокатысячной венгерской армии на Карпатскую Украину. Это был первый вооруженный конфликт в Европе после завершения предыдущей мировой войны.

До ареста сотрудниками советской службы СМЕРШ Волошин жил в Праге и работал в Украинском свободном университете. В апреле 1945 года он стал его ректором. В двух последних главах книги М. Вегеша и С. Виднянского Августин Волошин фигурирует в воспоминаниях современников, в устном народном творчестве и в художественной литературе. Эта книга является наиболее полным изданием, посвященным жизни и деятельности отца карпатоукраинского народа. Человека, который заслужил всей своей жизнью войти в национальную память украинского народа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать