Путешествия по древнему городу
Издательство «Либідь» представило серию «Твій Київ»![](/sites/default/files/main/articles/27052015/10kniga1.jpg)
Уже вышли четыре небольшие по формату книжечки с характерным дизайном — «Магдебурзьке сердце Києва» и «Під захистом святого Володимира. Університет і його околиці» Игоря Гирича, «Таємниці дорогожицьких пагорбів» Ирины Марголиной, «Печерне урочище Церковщина» Владислава Дятлова.
Как утверждает И. Гирич, именно Подол как составная часть территории Киева в 1497 г. получил от Великого литовского князя и польского короля Александра самоуправление по статуту Магдебургского права. Исследователь делает существенное уточнение в своем историческом исследовании, что это право распространялось лишь на киевских мещан Подола, а не на весь город, где правили митрополит и игумены Софийского и Михайловского монастырей, в собственности которых находились земли от Выдубичей до Кирилловского монастыря включительно.
Следовательно, Магдебургское право действовало на части территории Киева свыше трех веков! Кроме сугубо русского фактора, который повлиял на его отмену, автор видит и другие причины. Это, в первую очередь, национально-освободительное движение под руководством гетмана Богдана Хмельницкого, которое так же докатилось до Подола, где в 1651 году были разрушены практически все архитектурные сооружения, построенные на протяжении предыдущих десятилетий по тогдашним европейским канонам: католические орденские монастыри, кафедральный костел, армянская церковь, еврейские молельные дома и др.
В другом научном исследовании «Під захистом святого Володимира. Університет і його околиці» автор рассказывает об истории строительства киевского университета и прилегающих к нему улиц — Терещенковской, Пушкинской, Симона Петлюры, «Латинского квартала», «Украинской» улицы и других. Исследователь древностей не обходит ни одного здания, которое так или иначе связано с выдающимися именами писателей, чиновников, работников искусства, ученых, политиков, всех тех, кто жил в Киеве на протяжении веков и оставил по себе заметный след в национальной культуре. Наверное, самой богатой персоналиями можно считать улицу Пушкинскую, которая, кстати, с 1869 г. носила название Новоелизаветинская. Переименование ее произошло на исходе ХІХ века, когда в Российской империи праздновали 100-летие со дня рождения светоча русской литературы.
Автор не ограничивается лишь описанием городской топографии и топонимики, а дополняет их коротенькими экскурсами в прошлое, знакомя читателя с историей строительства центральной части мегаполиса, украшением которого всегда была и будет одно из самых величественных сооружений города — Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, где формировалась во все времена украинская интеллектуальная элита.
Третьим научно-популярным изданием, которое вышло в свет с издательским логотипом «Твій Київ», стал сборник исторических очерков «Таємниці дорогожицьких пагорбів» Ирины Марголиной. Интересно, что автор дает аргументированное разъяснение названия местности «Дорогожичи», на территории которой еще в ХІІ веке был основан один из древнейших храмов Киева — Кирилловская церковь и монастырь.
«Урочище Дорогожичи (в летописи — «Дорогожиче» или «Дорогожичи» — имеется в виду Киевская летопись 1169 г.) получило такое название не только потому, что здесь сходились многочисленные дороги к Киеву, но и потому, что эти дороги были на «жиче», то есть на болоте — приходит к такому выводу Ирина Марголина. — При междоусобицах Дорогожичи играли важную роль в исторической судьбе древнего Киева. Именно отсюда нападали на город многочисленные захватчики, с которыми киевские князья вели кровопролитные бои. Кто захватил эту местность, для того киевский Подол был легкой добычей».
Наибольшее внимание в книге приковано, конечно, к Кирилловской церкви, которая и до сих пор несет в себе немало тайн и легенд. Исследовательница излагает одну из версий относительно ее названия. В церкви-крепости, а именно так она выглядела во времена борьбы за Киевский престол, молились на святого Кирилла, который воспринимался тем же князем Всеволодом Ольговичем из династии Рюриковичей исключительно как личный небесный защитник. Эта аргументация, подтвержденная многими историческими, летописными, археологическими и художественными источниками, дает право Ирине Марголиной утверждать, что храм построен и расписан под патронатом князя Всеволода Ольговича между 1139 и 1146 гг.
Наибольшая ценность этого издания, по-видимому, заключается в том, что благодаря акцентированному авторскому тексту можно очень легко осуществить фантастическое путешествие в прошлое. Если читателю, скажем, нужно очутиться в конце ХІХ в., а именно тогда в Киев приехал из Санкт-Петербурга художник Михаил Врубель, чтобы расписать древний храм, для этого нужно просто прийти в Кирилловскую церьковь и мысленно приблизиться к ликам святых, гениально изображенным на стенах храма великим Мастером. Зрителю откроется невидимый портал во времени и появится возможность почувствовать сам дух художника, обласканного Владыкой Неба и Земли.
Между прочим, интересная деталь, на склепении центральной части хоров Кирилловской церкви художник создал величественную композицию «Сошествие Святого Духа на апостолов», изобразив себя среди двенадцати фигур в образе апостола Луки.
«Известно, что Лука был не только апостолом и евангелистом, но и иконописцем; в христианской традиции его считают автором иконы «Богоматерь Владимирская». Символично, что Врубель сознательно подает себя на месте Луки, то есть на месте художника-иконописца» — резюмирует Ирина Марголина.
Закончим этот обзор серии «Твій Київ» научно-популярным исследованием «Печерне урочище Церковщина» Владислава Дятлова. Напомним, Церковщина, как урочище, расположенное на меже Киево-Святошинского района за двенадцать километров от Киево-Печерской лавры и за четырнадцать километров от центральной улицы города, — Крещатика. Выдающимся архитектурным памятником Церковщины является храм св. Миколая Мирликийского, фактически отстроенного через сто лет с момента его сооружения. Другой археологической ценностью этого урочища являются подземные пещеры — ближние и дальние, тянущиеся на сотни метров в разные направления. Стоит вспомнить и о Гнилецком монастыре, построенном ориентировочно в ХІІ—ХІІІ веках, в верхней части урочища Церковщина. К сожалению, от храма остался лишь фундамент, который предметно исследовался еще в 1980 году археологом Виктором Харламовым.
Владислав Дятлов высказывает собственную концепцию, соединялись ли в седую древность подземные пещеры урочища Церковщина с подобными пещерами Киево-Печерской лавры, которые исполняли роль надежных прибежищ для верующих и обычных жителей старинного города во время татарского нашествия или междоусобных дрязг старорусских князей; можно ли было в древние времена по подземным тоннелям попасть из Киева до Почаева, Святогорской Лавры или Чернигова; действительно ли Гнилецкий монастырь основали византийские монахи в годы правления св.князя Владимира и тому подобное.
В нынешнем году издательство «Либідь» планирует пополнить серию «Твій Київ» изданиями: «Привіт з Хрещатика» Аркадия Третьякова, «Лаврські печери» Владислава Дятлова, «Між Бульваром и Кудрявцем» Дмитрия Малакова.
Выпуск газеты №:
№91, (2015)Section
Украинцы - читайте!