Путешествия по территории Оксаны Забужко
«...мою карту можно читать и как «карту утраченных возможностей», — хоть сама я предпочитаю видеть ее как «карту непройденных дорог»![](/sites/default/files/main/articles/14022013/23zabuzhko2.jpg)
Как бы ни убеждали картографы в точности своих творений, белые пятна даже в самых современных картах встречаются. Вот, например, недавняя история с островком Sandy в Коралловом море, который карта Google Earth помечает с 2000 года. Но еще ни один ученый на него так и не ступил ногой, потому что в определенных координатах вообще нет суши (1). Если же взглянуть на картографию в человеческом, общественном, социокультурном проявлении, то на украинской карте возникают парадоксальные ситуации, полностью схожие на островные Сендиные приключения.
Вот пример — один из островов, ба, даже целый континент, — Юрий Шерех-Шевелев оказывается практически невидимым украинскому путешественнику, даже вооруженному самыми современными навигационными системами. А вот на карте Оксаны Забужко Шевелев является украинским олицетворением маленького поселка Гринвич, по которому проходит разделение на западное и восточное полушария, — «нулевой меридиан». И в самом деле, выходит — нулевой для современных украинцев, и такой незаметно-важный в координатах ОЗ. Парадокс?
Наверное, руководствуясь этим парадоксальным мышлением донкихотства, автор новейшего в нашей литературе романа-саги предложила на суд читателей короткие очерки, собственную карту с собственными важными координатами, которые обозначают а) людей, б) книги и в) события... Эта карта проявляет (или обнародует), называет значительную часть спрятанных от общественности белых пятен, или малоизученных территорий — таких как Л.Плющ, С.Павлычко, Ю.Покальчук, М.Винграновский, И.Калынець (забытые? ненужные? невидимые?).
Если уже идти по географическим аллюзиям — наяву выходит какая-то сплошная пустыня украинской культуры, выжженная любящим и справедливым солнцем, высушенная многочисленными толпами жаждущих и ненасытных, забытая своими же благодарными племенами.
Между прочим, эту «Карту» интересно налагать на созданную собственную — из книг, людей и событий, и в который раз удивляться точному попаданию в цель, а часто понимать, что, например, тот яркий, милый и уютный маленький островок с детским названием Винни-Пух, превращается в приматериковую косу со скалистыми джунглями, где обреченно ожидает встречи с мишкой несказочный мальчик Кристофер Робин... как-то по-новому взглянуть на обычные свои точки координат, изменить призму взгляда на них.
Да чего там, в своей «Карте» автор не только обнародует затерянные нами явления, изменяет опции масштаба, но и касается болезненных точек, как акупунктурник, пронизывая их тонкой и длинной иглой — «раздражая периферические нервные разветвления». Скажем, чернобыльская трагедия, будто бы отдаленная во времени, запыленная, забитая официозом и забытая миром, — вдруг проявляется в книге едва ли не основным маячком (в моем восприятии, по крайней мере). Что изменилось у нас, в нашем восприятии мира, в последующих жизненных странствиях, в литературе, в конце концов? Что такое жизнь в версии 1.9.8.6. — так писать о «времени Ч» у нас немногие осмеливались. Да и исследовать, и говорить о чернобыльской трагедии уже сейчас, через 20 лет будто бы не модно, что ли.
Как и любая авторская карта, эта тоже направляет читателя к определенным точкам, — неожиданным, ожидаемым, неизвестным. Иногда, правда, кажется, что слишком долго блуждаешь по конкретной территории, но в будто бы уже известном пути находишь новый поворот. И вот что интересно, в конце эссе замечаешь дату, десятилетней (например) отдаленности, но признаков «старения» текста до этого и незаметно — настолько актуализированными остаются выводы, сравнения автора (то стоит ли благодарить придирчивый глаз составителя?). Дочитываешь и опять говоришь себе — «а она таки права».
Вместе с тем, я всегда удивлялась отваге (или каким-то другим причинам) известных авторов-колумнистов, эссеистов размещать под одной обложкой свои предыдущие (собранные и избранные) труды. Если это попытка напомнить о себе, то слишком рискованная, — внимательные читатели вряд ли соблазнятся на уже прочитанные когда-то материалы (это похоже на разочарование ребенка, которому предлагают новый вкус конфеты, но, распробовав, он понимает — такую конфету он уже пробовал). Потому что как настоящему книжному наркоману-максималисту — хочется чего-то нового. Надеюсь, дождемся.
Ну и в заключение — Оксана Забужко своей книгой в который раз доказывает и свою профессиональную философскую способность — заглядывать в самые темные закоулки, видеть то, что не проявлено и до сих пор, прокладывать мостики между прошлым и настоящим настолько незаметно, что, кажется, идешь по пути из стекла. В конце концов, иметь мужество говорить о том, что у нас и не очень заведено вспоминать, называть явления своими именами, гиперболизировать там, где это нужно (потому что как еще к нам достучаться?), забывать о комплексах и апеллировать к ним. Возможно, из-за этого карта ОЗ не всегда будет удобной и комфортной. Но то, что пути между ее координатами выводят на четкую систему создания украинской интеллектуальной территории — вне всякого сомнения.
(1) http://www.infuture.ru/article/7566
Выпуск газеты №:
№28, (2013)Section
Украинцы - читайте!