Перейти к основному содержанию

Роман свободного капитализма

В «Нашем формате» вышел знаковый, но доныне сравнительно малоизвестный в Украине трехтомник американской писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
12 ноября, 19:59

Это — культовая книжка, настоящий гимн свободного капитализма, местами неожиданно откровенный. Но для начала несколько слов об авторе.

Айн Рэнд в действительности звалась Алисой Розенбаум и родилась в Российской империи в приснопамятном 1905 году в богатой еврейской семье. Розенбаумы во время революции и гражданской войны на время выехали в Крым, но так и не эмигрировали, со скрипом переживая становление «нового мира». Из-за «буржуазного происхождения» Алису отчисляли из университета, потом принимали назад, собственность отца конфисковали. В итоге в 1926 году она выехала в США. Семья же ее осталась в Советском Союзе. Алиса Розенбаум пробовала себя на самых разных работах, пока ей удалось стать достаточно известной под литературным псевдонимом Айн Рэнд. Известной, но не только писательницей. Айн Рэнд называют основателем философского течения «объективизм», который основывается на рациональном индивидуализме и возносит разум как единственное адекватное средство постижения действительности. Писательница умерла в 1982 году, а ее творчество теперь исследует целый отдельный Институт Айн Рэнд.

«Атлант расправил плечи» можно назвать magnum opus писательницы, это самый известный ее роман, который считается чрезвычайно мировоззренчески влиятельной книгой и в Америке, и за ее пределами. В «Атланте» последовательно и детально изложены ее философские взгляды.

Несомненно, чрезвычайно важным опытом, который сработал во время написания этой книги, стали для Айн Рэнд двадцатые годы, когда она наблюдала становление советской государственной системы. Это стало для нее негативным примером. Что очень легко прослеживается в трехтомнике. Основа его сюжета — попытка построить в условной альтернативной Америке вместо капиталистического общества «гуманное и социальное» государство. Власть постепенно ограничивала и ограничивала бизнес, пропагандировала идеологию альтруизма и неприбыльности, призывала «делиться» и отказываться от конкуренции, впоследствии брала под контроль или откровенно национализировала целые отрасли промышленности. Как следствие, на глазах формировалась одновременно коррупционная, пассивная и беззаконная система. В ее описаниях несложно угадать признаки раннего СССР, который «укрощал частновладельческие инстинкты», но так же выразительно они напоминают и типичные постсоветские государства.

И вот в такой причудливой Америке (окруженной, кстати, «народными республиками», где вообще почти везде ликвидирована частная собственность) из самых способных бизнесменов, ученых, художников, инженеров формируется загадочная тайная группа. Она начинает борьбу против «социального государства». Борьбу достаточно оригинальную — эти люди помогают «народной власти» добить бизнес, индустрию, материальное и нематериальное благополучие страны, чтобы, когда она неминуемо провалится в дикость и темноту, опять выйти на авансцену и отстроить ее по своему усмотрению. Они стремятся привлечь на свою сторону главную героиню, бизнес-леди Дэгни Таггарт, которая пытается противостоять новейшим вандалам в легальной плоскости, стремится сохранить и развивать дальше свою железную дорогу...

Чем, кстати, не прогноз, символическое иносказание истории СССР? Свою родину в романе Айн Рэнд не упоминает ни полусловом, но на архетипном уровне она явно присутствует. И мощная антитоталитарная, антиколлективистская направленность переполняет каждую страницу «Атланта, который расправил плечи». На презентации книги в «Нашем формате» в начале сентября директор энергетических программ Института общественных исследований Виталий Демьянюк употребил в связи с Айн Рэнд вроде бы шутливый термин «интегральный индивидуализм». На самом деле определение очень удачное. В течение всего романа его позитивные персонажи (которых здесь ни при каких обстоятельствах не перепутаешь с негативными) проповедуют именно это. С удивления и уважения достойной откровенностью. Эгоизм вместо альтруизма. Конкуренция вместо социальной ответственности. Минимальное государство только с защитными функциями. Четкий рационализм вместо какой-либо мистики. Если альтруизм — то только тогда, когда он приносит искреннее внутреннее удовлетворение тому, кто дает. Один из главных героев, промышленник Хэнк Реардэн, к примеру, с облегчением узнает, что у него нет в действительности никакого морального обязательства поддерживать свою мать и брата, которые его постоянно обвиняют в черствости, чрезмерной сосредоточении на бизнесе и других капиталистических грехах. По логике «Атланта», именно такой подход к жизни является производительным эгоизмом, который позволяет действительно развивать общество и по-настоящему поддерживать более слабых, а не бросать им милостыню.

Еще один важный элемент книги — пропаганда рационализма в культуре. Это философия видимой реальности как единственной сущности вещей, а следовательно необходимость ее разумного и последовательного познания. Философия четких значений и определений (не случайно третий том называется «А есть А»). Ирония по поводу вкусов многих персонажей, которые, например, не признают в литературе такую «устаревшую» вещь, как сюжет. Или по поводу слишком активных заимствований и цитат в музыке.

Роман «Атлант расправил плечи» впервые вышел в 1957 году. Если задуматься над этим фактом, становится очевидно, что Айн Рэнд действительно смело бросила вызов многим мейнстримным тенденциям и того времени, и последующих лет. Например, утопическим левым идеям, весьма популярным, особенно среди интеллектуалов. Или правой религиозной или пострелигиозной морали и пуританству. Или культурным постмодерным тенденциям с отказом от рационализма и однозначности, от целости. Многие концепции, выраженные и воплощенные позже пятьдесят седьмого года, в книжке Айн Рэнд предстают как бы предварительно спародированными.

Странно, что из Айн Рэнд не сделали одиозной культурной антигероини. Не удивительно, что ее книга произвела мощное впечатление на своих читателей (некоторые исследования экзальтированно сравнивают ее влияние с влиянием Библии). И особенно важной она, конечно, стала для людей бизнеса. Ведь «Атлант расправил плечи» показывает им, что именно они являются теми героями, которые двигают мир, жизнь и прогресс. Как сказал один украинский бизнесмен: «Эта книга научила меня не комплексовать из-за того, что я богат».

Изложение всех этих идей у Айн Рэнд достаточно прямолинейно. Поэтому там хватает примитивностей, упрощений, наивных обобщений. Но их концептуальность и интеллектуальная отвага однозначно вызывают интерес. Особенно в сегодняшней Украине, которой дискуссии о вариантах последующих путей общественного развития весьма необходимы.

А вот ждать ярких эстетических достижений от трехтомника «Атлант расправил плечи» смысла нет. Они очень редко бывают в произведениях, сущность которых заключается в идеях и проповедях. Слишком однозначные персонажи, слишком типичные диалоги. Правда, разлогие теоретизации Айн Рэнд сумела компенсировать хорошим ощущением интриги, тщательно разработанным, хотя и очень простым сюжетом. Со своеобразной «сериальной» динамикой — вплоть до стойкого ощущения, что ты не читаешь книгу, а смотришь фильм.

Выход на украинском языке Айн Рэнд (кстати, параллельно в «Фолио» напечатали книгу «Мужчина, которого я купила»), как бы ни воспринимать ее взгляды, является заметным событием. Интересно, каким будет восприятие ее творчества нашими читателями. Известно, что издательство напечатало уже второй тираж первого и второго томов. А в следующем году планируется к выходу другая ее книга — «Источник».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать