«Сегодняшнее украинское возрождение — это чудо»
Андрей Бондарь, поэт, публицист, переводчик![](/sites/default/files/main/articles/24042014/23bondar.jpg)
— Я знаю, что такое «европейская идея». Могу разложить ее по пунктам и подпунктам относительно ценностей, могу изобразить ее в виде генеалогического дерева, могу навести исторические этапы ее развития — от Древней Греции до теперь (вот вам, детки, первая демократия, вот Римское право, вот Магдебургское право, вот протестантская этика...), могу подать ее в виде графиков, таблиц и диаграмм, могу проиллюстрировать ее по достопримечательностям архитектуры и биографиям людей. «Европейская идея» не является монолитом. Она имеет мейнстрим и много ответвлений и скрытых течений. Но это никоим образом не фикция. За словосочетанием «европейская идея» стоит опыт поколений, поражения и победы, истории достижений и потерь... Когда я произношу «европейская идея», то представляю ее как айсберг. На верхушке — демократия, свобода, равенство возможностей, модели человеческого сосуществования. «Европейская идея» — это ежедневная практика и традиция. Со всеми своими плюсами и минусами, преимуществами и противоречиями.
А когда я слышу «пророссийская идея», то не вижу ни пунктов, ни традиции, ни диаграмм. Я созерцаю один большой пустой звук, за которым стоит большой черный квадрат Малевича, скрежет зубов и вечный стон потерянных душ.
Как ни крути, а сегодня Украина, которая противостоит России, — это не только Украина as it is. Это и вечные исторические противоречия, которые формируют ее пестрый фон. Это и Киевская Русь, и Новгородская республика, и Галицко-Волынское княжество, и Великое княжество Литовское, и Речь Посполитая, и Австро-Венгерская империя, и Оттоманская Порта, и Крымское ханство, и Запорожская Сечь, и Шведское королевство... Все эти противоречия никуда не исчезли. Они интегрировались в украинскую идею невидимыми сущностями, формируя ее разноголосый эгрегор. Сегодняшняя Украина — не только «украинская Украина», но и багаж ее исторического и культурного опыта.
Противостоит ли она монолитной сущности? Нет, потому что с противоположной стороны — и Золотая Орда, и Византия, и Московское царство, и Российская империя, и СССР. Они также все воплощены в современной России, которая не является лишь собой. И нас, и их формировал ХХ век с его модами, тенденциями, травмами, комплексами, «измами», которые по-своему работали в режиме присвоения-отторжения, доведя нас до сегодняшнего дня, к этому конфликту противоречивых, разных стихий. Созданных по-разному, для разного, благодаря разному и вопреки разному.
Украина приобщилась к созданию России и российской идеи. Сближение этих двух стихий предусматривало наше растворение в российском, нивелировка исторической памяти, уничтожение собственной идентичности. Медленное умирание украинского было в то же время умиранием всех других исторических составляющих. Сегодняшнее украинское возрождение — это чудо. Украины не должно было бы быть. После пережитого нами лишь доживают и никоим образом не живут. Мы живем в настолько благословенное и светлое время, которое иногда останавливает дыхание. Мы живем перед загадкой будущего. Нам повезло и именно на нас возложена большая ответственность. Потому что после нас уже, собственно говоря, уже никогда не будет так, как было когда-то. Все будет по-другому. И это сделаем для себя только мы сами. Это субъектность, маленькие и большие мои. Первое рождение украинской субъектности. Дорогой ценой и contra spem spero.
Выпуск газеты №:
№75, (2014)Section
Украинцы - читайте!