Шевченкиана в экслибрисе
Петр Нестеренко — автор уникального альбома, где представлены тысячу работ художников, созданных за сто лет!Экслибрис (от лат. эх libris — «из книг») — создан художественными средствами знак, который указывает на принадлежность владельцу книги, как известно, зародился в Германии в Средневековье. Постепенно он стал отдельным графическим жанром изобразительного искусства, который распространился во всем мире.
В Украине, как утверждают специалисты, печатные экслибрисы были основаны в начале XVII века. Первые их образцы архивисты обнаружили на книгах польских и литовских магнатов на территории нынешней Галичины. Если сначала в экслибрисах преобладали изображения гербов владельцев, то с течением времени появились сюжеты символического и аллегорического содержания.
В прошлом веке экслибрис как вид графического искусства занял особое место в творчестве многих украинских художников. Выполненные в техниках глубокой и плоской печати эти маленькие миниатюрные работы имеют особую ценность в среде библиофилов, искусствоведов и художников.
В наши дни экслибрис является предметом интереса для художников и коллекционеров, которых объединил Украинский экслибрис-клуб. Президентом этой общественной организации является кандидат искусствоведения, доцент Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Петр НЕСТЕРЕНКО. Он является автором книги-альбома «І оживе добра слава, слава України... «Шевченкіана в екслібрисі: 1917-2017», которую выпустило издательство «Криниця».
— Пан Петр, в нынешнем году общество «Просвіта» вас выдвинуло на получение Шевченковской премии за книгу-альбом «І ожив добра слава, слава України... «Шевченкіана в екслібрисі: 1917-2017». Это уникальное без преувеличения издание как по содержанию, так и по художественному оформлению указывает на колоссальную работу, проведенную вами. Наверное, понадобилось не одно десятилетие, чтобы добиться такого весомого результата?
— Книга-альбом, где системно собраны более 1000 экслибрисов, выпущенная к 205-летию со дня рождения Тараса Шевченко, которое в нынешнем году отмечалось в Украине. Лично для меня это определенный итог моего многолетнего труда в области популяризации экслибриса как уникального жанра отечественного графического искусства.
— Первое, что бросается в глаза, когда берешь в руки издание, — это разнообразие экслибрисов, абсолютно разных как по технике исполнения, так и по художественному замыслу. Каким принципом вы руководствовались, подбирая экслибрисы для публикации в книге-альбоме?
— Кто будет знакомиться с содержанием издания, обязательно заметит, что оно композиционно насчитывает семь основных разделов, в которых размещены экслибрисы разной тематики. Если в первом разделе речь идет о своеобразной портретной галерее поэтического гения, созданной художниками в экслибрисах, то во втором — уже представлены владельцы литературной Библии украинского народа — знаменитый Шевченковский «Кобзарь». В третьем — экслибрисы, созданные по мотивам произведений Тараса Шевченко. В четырех последних вмещены экслибрисы, которые тоже связаны с именем Великого Кобзаря.
— На что вы обращали внимание как исследователь, подавая информацию как о художниках, так и об их художественных произведениях?
— Это издание нужно воспринимать прежде всего как историю украинского экслибриса, созданного за последних сто лет. Здесь собраны уникальные миниатюрные работы, которые принадлежат выдающимся художникам прошлого. Среди них киевляне: Константин Козловский, Николай Слипченко, Александр Микловда, Василий Лопата, Василий Перевальский, Николай Стратилат, Георгий Сергеев и многие другие. Именно они и их коллеги по художественному цеху в свое время Шевченковскими экслибрисами отметили более трех десяток лауреатов тогдашней Республиканской премии имени Т.Г.Шевченко (1962—1969), Государственной (1970—1999) и Национальной (2000 и до сегодняшнего дня). Среди них: Леонид Большаков, Олесь Гончар, Иван Драч, Петр Жур, Василий Зинкевич, Лина Костенко, Евгений Сверстюк, Евгений Шаблиовский, Василий Шевчук, Григорий Штонь, Николай Шудря, Владимир Яворивский и многие другие.
— Если сравнить отечественный экслибрис с подобными зарубежными образцами, есть между ними какое-то отличие?
— Поскольку я возглавляю Украинский экслибрис-клуб, мне приходится принимать участие в разных выставочных мероприятиях, организованных за рубежом. Экслибрисы здесь и там прежде всего отличаются тематикой и техникой исполнения. Несколько особо стоят в этом ряду экслибрисы, созданные художниками из Китая, Японии, Кореи. Там присутствует другая философия и вера, которая сразу замечается в миниатюрном изображении, виртуозно выполненном художником-графиком.
— Активно занимаясь популяризацией экслибриса, вами проведены немало выставок в Украине, в частности, «Женщина в экслибрисе», «Религий много — Бог один», «Выставка украинского и зарубежного экслибриса», «Города и культура Украины в экслибрисе и малой графике». Также вы являетесь автором искусствоведческих статей, посвященных экслибрису, кроме того, читаете специализированный курс лекций в академии искусств. Означает ли это, что экслибрис, как современный вид искусства, имеет перспективу развития?
— Стопроцентно — да. Подтверждением тому является и то, что к существующим техникам, которые применяются художниками при создании экслибриса, прибавилась еще одна — цифровая графика. Этот мощный инструмент в умелых руках, как показала практика, может творить чудеса в изображении. Неслучайно сейчас на кафедре теории и истории искусства НАИИА готовится к защите диссертация, посвященная экслибрисам времени независимой Украины магистра графики Юлии Каменецкой, научным руководителем у которой является ваш покорный слуга. Фактически рассматривается, ни много на мало, эволюция развития графических техник и современных технологий в искусстве книжной графики.
Иллюстрации из книги-альбома «І оживе добра слава, слава України... «Шевченкіана в екслібрисі: 1917-2017»
Выпуск газеты №:
№214, (2019)Section
Украинцы - читайте!