Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Спокойное созерцание стиля

В издательстве «Ярославів Вал» вышла книга поэзий Елены Гусейновой «Відкритий райдер». Пять разделов созерцательных верлибров, анонсированных в аннотации как «истории о тоске за путешествиями».
21 декабря, 15:15

В издательстве «Ярославів Вал» вышла книга поэзий Елены Гусейновой «Відкритий райдер». Пять разделов созерцательных верлибров, анонсированных в аннотации как «истории о тоске за путешествиями».

Елена Гусейнова — живой пример того, как литература вполне успешно может существовать, развиваться и двигаться вне интенсивного светского литературного процесса. Ведь Гусейнова еще лет семь назад стала лауреатом литературного конкурса издательства «Смолоскип» — и с тех пор очень мало печаталась (например, в коллективном сборнике «Ми і вона»), в целом отдавая преимущество публичному молчанию. Однако это абсолютно не помешало ей после такой паузы выпустить книгу и со стилистически совершенными текстами, и с непривычно (как для современной поэзии) качественной полиграфией.

Одна из концептуальных проблем составления поэтического сборника — делить его на тематические блоки или нет. Первый путь всегда содержит в себе риск однообразия и самоповторов, однако Елена Гусейнова избрала именно его. Так, первый раздел книги — стихи, которые действительно непосредственно посвящены путешествиям, классическим поводам говорить о метафизических, лирических вещах, стечениях обстоятельств, психологических границах и другое:

«Чорний

іспанський ніж

ввечері ріже

чиєсь горло

вранці — ні»

Условно или безусловно географические образы Гусейновой — очень визуальные, насыщенно сосредоточенные на конкретных предметах, зданиях, элементах одежды, бытовых вещах с непременно присутствующим духом характерной современной элегантности.

Если в начале книги, в «путевой» части, больше стиля, то, скажем, во втором разделе больше динамики, психологии, экзистенциональных ситуаций и, по-видимому, такой сложно объяснимой субстанции, как «художественная убедительность». Здесь есть пронзительный, не без афористичности, короткий и вместительный стих из наилучших:

«У місті мого дитинства

все нижче

все довше

Коли над дорогою

бачу табличку з його назвою

перекресленою червоною рискою,

знаю,що можу

нарешті

розігнути спину.

І не дивитись весь час уперед»

 

Или также удачный и эффектный текст «Коли мої батьки одружувались...», где семейная история (бракосочетание родителей лирической героини) пересекается с историей мировой культуры, ведь в тот же день умерла Лиля Брик, которая «востаннє подивилася в мале люстерко / — чи не забула нічого — / і, згадавши когось із своїх чоловіків, / а ймовірно, лише сестру, / ковтнула маленьку піѓулку — / можливо, навіть синього кольору».

Среди других частей «Відкритого райдера» есть и интимная лирика — эдакое тщательное исследование будней любви во всех мелочах. И серия стихотворений «альтернативно-молитвенного» вида с метафорическими обращениями к Богу. Интересный момент: они в сборнике расположены совсем рядом со стихотворением «І на звіра виходити просто», посвященном «Богдані». А, следовательно, серия уже под определенным углом зрения может трактоваться как интертекстуальный диалог с Богданой Матияш (в частности, с ее книгой «Розмови з Богом»). Хотя, может, это лишь постмодерное стечение обстоятельств? Вообще в стихотворениях Гусейновой немало и посвящений, и прямых ссылок, и аллюзий, они важны и создают характерный индивидуальный контекст поэтессы.

В пространстве современной молодой украинской поэзии (пусть если и не «организационно», однако хронологически автора следует относить именно к категории «двухтысячников») место Елены Гусейновой с появлением новой книги делается выразительнее: это текст на пересечении одинаково последовательных, максимально последовательных чувства, стремления стиля и пассивного, но заинтересованного и острого созерцания. Медленные, задумчивые как движения ее героев, ее объектов, так и течение ее стихотворений. Такой поиск красоты и занятных вещей в пиковых, наиболее удачных произведениях дает эффект экономной многозначительности, динамизма в равновесии, гармоничных визуальных планах. Именно ради этих вещей и стоит прочитать «Відкритий райдер», именно они и остаются с читателем надолго.

Олена Гусейнова. Відкритий райдер. — Київ: Ярославів Вал, 2012. — 152с.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать